Ноумен – это философское понятие. Феномен и ноумен
Ноумен – это понятие философии, обозначающее некую сущность явления, которая не является очевидной. Ее постигают (если это вообще возможно) при изучении и глубинном исследовании. Обычно в философии этому понятию противопоставляют такой термин, как феномен. Это понятие означает нечто, лежащее на поверхности. Когда мы смотрим на какой-нибудь предмет или же явление, они воздействуют на нас, на наши органы чувств. Очень часто этот эффект мы принимаем за сущность. Феномен и ноумен – термины, которые часто путают, а еще принимают одно за другое. Попробуем же в этом кратком очерке разобраться в том, что такое скрытая сущность и доступна ли она нам вообще, по мнению философов.
Смысл
Если мы обратимся к греческому оригиналу, то увидим, что ноумен - это слово, которое в переводе означает «разум». Античные философы часто обозначали данным термином не только рациональный метод постижения истины, но также и явления, действия и вещи, независимые от наших чувств. Но это понятие имеет еще одну связь с разумом. Если феномен – это предмет, который мы можем воспринимать через ощущения, то в случае с сущностью дело обстоит сложнее. Ведь мы сталкиваемся не с объектом в реальности, который можно пощупать, увидеть или потрогать. Он дан нам исключительно в воображении, а постижим только разумом.
История
Впервые этот термин мы видим в «Диалогах» Платона. Для великого греческого философа ноумен – это умопостигаемое явление. Так он обозначал свои знаменитые идеи. Это трансцендентные понятия, прежде всего такие, как истина, добро, красота. Более того, для Платона этот мир идей и есть настоящая реальность. А мир феноменов, вещей, которые мы постигаем чувствами, – это всего лишь видимость.
Об этом Платон говорит в диалоге «Парменид», где он заявляет, что именно мир ноуменов имеет истинное существование, которого лишена предметная вселенная. Эти сущности или идеи, кроме того, представляют собой образцы вещей, их «подлинность». Он еще называет их архетипами. А феномены – чрезвычайно искаженные образы идей. Платон употребляет такое выражение, как «тени на стене».
Средние века
Ноумен – это термин, который очень широко употреблялся не только в античное время. Традиция эта сохранялась и в европейском Средневековье. Прежде всего было чрезвычайно популярным восприятие совокупности ноуменов как иного, интеллигибельного мира, который доступен только разуму.
Схоласты часто оперировали этим термином для того, чтобы описать то, что имеет отношение к Богу. Не только ортодоксальное богословие, но и религиозные диссиденты пользовались понятием «ноумен». Например, теологи такого еретического средневекового движения, которое современные ученые назвали катаризмом, полагали, что наш видимый мир не имеет истинного существования, потому что он не создан Богом. Все, что в нем находится, подвержено тлению и смерти. А вот мир ноуменов – это явления, действительно созданные Богом. Они нетленны и неизменны и представляют собой истинную Вселенную.
Ноумен в философии Канта
В отличие от средневековой традиции, известный немецкий философ-классик придал этому термину совершенно иное значение. Для него ноумен не имеет связи с реальностью. Это исключительно умопостигаемый объект, существующий только благодаря нашим логическим выводам. Он даже назвал его «вещью-в-себе».
Кант объяснял свое понимание ноуменов следующим образом. Вещи и предметы, которые мы созерцаем и чувствуем, разумеется, находятся вне нас. Но их сущности нам неизвестны. Все формы и качества, которые мы в них видим – или, вернее, им приписываем – такие как протяженность, тепло или холод, место или цвет, являются скорее субъективными свойствами нашего способа мышления и метода познания. А как все это выглядит на самом деле, мы не знаем. Наш опыт говорит нам о том, что нечто существует и каково оно. Но в чем его сущность, понять нам не дано. Различие феноменов и ноуменов представляет, по мнению философа, своеобразную демаркационную линию, которая указывает нам на недостатки нашего разума.
Ноумен и априорные идеи
Есть ли что-нибудь, позволяющее нам хоть как-нибудь разрешить эту загадку? В «Пролегоменах» Кант пишет о том, что кроме «вещей в себе» есть и другой тип интеллигибельных идей. Такой ноумен в философии – это то, существование чего нельзя доказать, его вряд ли удастся познать. С точки зрения Канта, в этом может помочь априорный разум, который не опирается на опыт. Он порождает идеи бессмертия души, целостности мира, свободы и Бога. Но они не могут быть основаниями науки. Хотя их можно очень плодотворно использовать.
Например, с их помощью мы синтезируем наши знания и классифицируем его многообразие. Однако в таком труде, как «Критика практического разума», Кант утверждает, что ноумены могут быть достижимы не знанием, а верой. Тем самым он в какой-то степени возвращается к их традиционной трактовке, просто на другом уровне. Таким образом философ предполагает, что ноумены имеют свою, гипотетическую реальность. Это и царство свободы, противостоящее природе, и история, и нравственный аргумент существования Бога.