Итальянский линкор "Рома": характеристики, порт приписки, боевая служба. Королевские военно-морские силы Италии

Roma – линейный корабль (линкор) типа Littorio, который входил в состав Королевских военно-морских сил Италии. Судно было названо в честь итальянской столицы и стало третьим линкором в серии. Несмотря на успешное прохождение всех испытаний, оно так и не успело проявить себя на поле боя. Сегодня мы рассмотрим историю создания, службы и гибели линкора «Рома», а также его технические характеристики.

Резюме

Линкор «Рома» является третьим судном типа Littorio. При этом он отличается от остальных кораблей серии. Линкору не довелось принимать активное участие в морских противостояниях Второй мировой войны, однако он считается ее участником как минимум по двум причинам. Во-первых, летом 1943 года корабль попал под атаку американских самолетов. И во-вторых, когда судно хотели сдать союзникам антигитлеровской коалиции, немецкая авиация уничтожила его.

Как уже говорилось выше, линкор получил свое название в честь итальянской столицы – города Рима. Кроме него, в честь Рима называли еще два судна: броненосный фрегат в 1865 году и эскадренный броненосец в 1907 году.

Постройка и испытания

Согласно плану Морского Министерства Италии на 1935 год, в состав Королевского военно-морского флота должны было войны только две первые модели линкора типа Littorio. Однако уже зимой 1935 года начальник штаба ВМС Италии адмирал Каваньяри предложил Бенито Муссолини заложить еще два судна. Муссолини сначала отказался от этой идеи, однако в январе 1937 года все-таки дал свое согласие.

18 сентября 1938 года на верфи Кантьери Руинити дель Адриатико в городе Триесте был заложен линкор "Рома". 9 июня 1940 года его спустили на воду, а 14 июня 1942 года судно было полностью достроено. По сравнению с Vittorio Veneto – предшествующей моделью серии, линкор был улучшен в техническом плане. Судно получило увеличенные габариты надводного борта и усиленное вооружение: вместо 24 пулеметов модели Breda было установлено 32.

Корпус

Итальянский линкор получил корпус удлиненной формы: его длина (240 м) превышала ширину (32,9 м) практически в семь с половиной раз. При этом ширина в три раза превышала осадку (9,7 м), а блочный коэффициент был равен 0,57. Корпус был разделен на 23 водонепроницаемых отсека посредством 22 главных поперечных водонепроницаемых перегородок. Корпус имел пару непрерывных палуб: верхнюю и нижнюю, а также палубу полубака и три платформы, занимающие лишь часть длины судна. По всей длине корабля тянулось двойное дно. Между барбетами 1-й и 3-й башен оно было дополнено третьим слоем. Стандартное водоизмещение судна составляло порядка 40, а полное – около 45 тысяч тонн. Водоизмещение разных моделей серии могло колебаться в пределах 500 т.

Бронирование

Главной особенностью линкоров класса Littorio стала подводная защита системы Пульезе. Она состояла из двух концентрических цилиндров, проходящих по подводной части между барбетами 1-й и 3-й артиллерийских башен главного калибра. Согласно расчетам инженеров, сопротивляемость защиты подводному взрыву была эквивалента 350 килограммам тротила. На практике довести защиту до таких показателей так и не удалось, главным образом по причине малой прочности клепаных соединений. Толщина бронирования борта колебалась от 70 до 280 мм. Отдельные элементы судна имели следующую толщину бронирования:

  1. Главная палуба – 90-162 мм.
  2. Верхняя палуба – 45 мм.
  3. Башни главного калибра – 200-350 мм.
  4. Рубка – 280-350 мм.

Энергетическая установка

Корабли класса Littorio оборудовались восемью котлами и четырьмя турбинами, суммарная мощность которых составляла 128 с лишним тысяч лошадиных сил. Этого было достаточно, чтобы четыре гребных винта разгоняли судно до скорости в 30 узлов. Дальность хода корабля при средней скорости в 14 узлов составляла почти 5000 миль.

Таким образом, с точки зрения ходовых качеств, линейные корабли типа «Литторио» были одними из лучших в свое время в своем классе. По скорости хода корабли могли посостязаться с американскими суднами типа Iowa и французскими кораблями Richelieu. Однако по дальности плавания итальянские линкоры в несколько раз уступали указанным конкурентам. Из-за малой емкости топливной системы линкор «Рома» не мог проявить себя в полной мере.

Экипаж

Экипаж линкора состоял из 92 офицеров, 122 унтер-офицеров, 134 старшин и 1506 матросов. Если он выполнял функцию флагманского судна, то экипаж дополнялся офицерами (от 11 до 38 человек), а также старшинами и матросами (от 20 до 30 человек).

Вооружение

Линейный корабль «Рома» вооружался такими орудиями:

  1. 65 Breda Mod (20 мм).
  2. 54 Breda Mod (37 мм).
  3. 50 Mod (90 мм).
  4. 55 Mod (152 мм).
  5. 50 Ansaldo Mod (381 мм).

В скобках после названия указан калибр.

Служба

Бенито Муссолини приказал не проводить каких-либо военно-морских перевооружений до 1933 года. В 1933 году старые линкоры типа Conte di Cavour отправились на модернизацию, а в следующем году были заложены два новых судна, получивших название Vittorio Veneto и Littorio. В мае следующего года Морское Министерство начало готовить пятилетнюю программу военно-морского строительства, которая включала в себя возведение 4-х линейных кораблей, 4-х крейсеров, 3-х авианосцев и 54-х подводных лодок.

В конце 1935 года Муссолини получил от адмирала Доменико Каваньяри предложение возвести в рамках указанной программы еще два линкора типа Littorio, дабы усилить свои шансы в противостоянии возможной атаке Франко-Британского альянса. Речь шла о суднах Roma и Impero. Бенито Муссолини не стал принимать скоропостижных решений о перспективе строительства линкоров, но в начале 1937 года все-таки одобрил предложение Каваньяри. К концу этого же года проекты суден были утверждены, а средства для их возведения переведены ответственным лицам.

21 августа 1942 года линкор «Рома» прибыл в порт Торонто и пополнил состав девятой дивизии. Несмотря на то что линейный корабль участвовал в учениях и успел побывать на различных военных базах, для него не нашлось боевых заданий. Причина заключалась в том, что военно-морские силы Италии катастрофически экономили топливо. 12 ноября 1942 года такие судна, как Roma, Littorio и Vittorio Veneto, были перемещены из Торонто в Неаполь в ответ на вторжение союзных войск в Северную Африку. В пути корабли атаковала британская подводная лодка HMS Umbra, что, впрочем, не причинило им какого-либо вреда.

Нападение американцев

4 декабря, когда Америка начала полномасштабный налет на Неаполь в надежде истребить ВМС Италии, один крейсер был полностью уничтожен, а два получили серьезные повреждения. Через два дня корабли Roma, Littorio и Vittorio Veneto вновь отправились на поиски более спокойных мест. На этот раз таким местом стал порт города Ла Специя (Италия). В нем судна получили статус флагманских кораблей Королевского флота. До апреля 1943 года порт Ла Специя (Италия) обходили стороной военные действия. Но 14 апреля затишье нарушилось, и судно «Рома» впервые попало под мощную авиационную атаку американцев. 19 апреля авианалет повторился. Судно выстояло и не получило каких-либо серьезных повреждений.

5 июня 1943 года линкор таки не устоял перед авиационным напором союзников. На него, с бомбардировщика В-17 было сброшено два бронебойных снаряда, весом 908 килограмм каждый. Одна из бомб пробила палубу полубака и борт около 222-го шпангоута. Упав в воду, она взорвалась около правого борта, повредив 32 м 2 его подводной части. Вода проникла в область с 221-го по 226-й шпангоут. Второй снаряд взорвался в воде со стороны левого борта, около 200-го шпангоута и повредил 30 м2 подводной части борта. Вода затопила район с 198-го по 207-й шпангоуты. В итоге в корабль попало 2350 тонны забортной воды. Он не затонул только благодаря тому, что бомбы были не фугасными, а бронебойными.

Ночью 23 июня линкор был поражен еще двумя авиационными бомбами. Первая пробила каюты и трубопровод, что привело к быстрому затоплению прилегающих помещений. Второй снаряд попал в лобовую плиту 3-й 381-миллиметровой башни, что привело к небольшим повреждениям соседних конструкций. Так как места попадания бомб были хорошо бронированы, серьезного ущерба линкор не получил. Однако порт приписки корабля пришлось в очередной раз сменить, так как он нуждался в ремонте. 1 июня судно прибыло в Геную, а 13 августа оно вновь вернулось в Ла Специю.

Гибель линкора

9 сентября 1943 года под флагом адмирала Бергамини линейный корабль «Рома» вышел в море во главе итальянской эскадры, направляющейся якобы к Салерно для атаки десантных сил союзников. Вскоре итальянцы сменили курс и направились на Мальту. Немецкие разведчики быстро выявили намерения своих бывших союзников, и в скором времени, когда итальянская эскадра подошла к Сардинскому заливу, немецкие самолеты Dornier Do 217, на вооружении которых были тяжелые радиоуправляемые планирующие бомбы «Фриц-Х», уже были готовы к атаке линкоров. Итальянцы не предприняли активных действий по двум причинам. Во-первых, самолеты были достаточно высоко, и определить их опознавательные знаки было невозможно. И, во-вторых, – Бергамини полагал, что это самолеты союзников, которые прибыли, чтобы прикрыть эскадру с воздуха.

Планы немцев были далеко не союзническими, и в 15:37 они начали атаковать линкоры Littorio и Roma. Благодаря тому, что корабли сразу же начали маневрировать, чтобы запутать пилотов, им удалось сорвать первую атаку. Однако через 15 минут одна бомба попала в борт судна Littorio, недалеко от артиллерийской установки, а другая – прямо в корабль «Рома».

Бомба «Фриц-Х» попала в правую палубу полубака, в промежуток между 100 и 108 шпангоутами. Она пробила отсеки подводной защиты и взорвалась уже в воде, прямо под корпусом судна. Взрыв привел к серьезным разрушениям подводной части корабля, и тот стремительно стал заполняться забортной водой. В считаные минуты были затоплены: кормовое машинное отделение, третья электростанция, а также седьмое и восьмое котельные отделения. Из-за повреждения электрических кабелей в кормовой части начали происходить замыкания, а вслед за ними – возгорание электрооборудования.

В 16:02 королевские военно-морские силы Италии окончательно потеряли линкор «Рома»: вторая бомба попала в правый полубак в промежутке между 123 и 126 шпангоутами, прорвалась через палубы и взорвалась прямо в носовом машинном отделении. Начался сильный пожар, который стал причиной детонации носовых артиллерийских погребов. Пламя вырвалось из барбета второй 381-миллиметровой башни вверх, на несколько десятков метров, а сама башня сорвалась и упала за борт. После серии массивных взрывов корпус судна переломился около носовой надстройки. Кренясь на правый борт, оно опрокинулось и пошло ко дну.

Из 1849 моряков, находящихся в тот день на борту «Ромы», уцелели лишь 596. По некоторым данным, несколько офицеров пребывали на судне с семьями. Кораблю Littorio больше повезло – он, по крайней мере, не утонул. Когда началась атака суден, итальянцы тут же попросили Мальту о воздушном прикрытии, на что получили отказ: авиация союзников занималась воздушным прикрытием морского десанта в Салермо.

После гибели линкора «Рома» командование эскадрой взял на себя адмирал Да Зара. Он был намерен несмотря ни на что прорваться на Мальту. В конечном итоге, подобрав выживших моряков с судна Roma, крейсер Attilio Regolo, 3 эсминца и корабль сопровождения отправились в Порт-Маон.

Итоги службы

Линкор имел серьезные перспективы, однако успел прослужить в ВМС Италии всего 15 месяцев. За это время он совершил два десятка выходов в море, но так и не поучаствовал ни в одной боевой операции. В общей сложности судно прошло 2492 мили. В море оно провело 133 ходовых часа. За это время было израсходовано 3320 тонн горючего. 63 дня корабль стоял на ремонте.

В июне 2012 года подводный робот Pluto Palla нашел затонувшее судно. Оно находится на глубине порядка 1000 метров, примерно в 30 километрах от северного побережья Сардинии. 10 сентября 2012 года на том месте, где Roma затонул, на итальянском фрегате была организована мемориальная церемония.

Заключение

Итальянский линейный корабль (линкор) «Рома», имел огромные перспективы и мог стать выдающимся судном, но, к сожалению, его история закончилась, практически не начавшись. Возможно, судьба корабля была предрешена еще в момент, когда Бенито Муссолини отказался от него. Однако история знает немало случаев, когда выдающие результаты показывала именно та техника, которую долго не хотели принимать на вооружение.

Комментарии