Воздушное судно: общее определение и особенности

Взаимодействие с воздушными массами, с помощью которого летательный аппарат поддерживается в атмосфере, имеет существенные отличия от взаимосвязи с воздухом, отражающимся от поверхности Земли. Понятие "воздушное судно" определяется действующим законодательством страны, а также Чикагской конвенцией. В России все суда, предназначенные для выполнения полетов, регистрируются в определенном порядке. Это является необходимым условием согласно установленным законам.

Определение летательного аппарата

Не все летательные аппараты причисляются к воздушным судам. Аппараты, которые поднимаются и перемещаются в воздухе только благодаря реактивной тяге или инерции, к ним не относятся. Это суда с определенным принципом поддержания, ракетная и космическая техника, неуправляемые аэростаты.

Аппараты для полетов подразделяются на классы. Ниже будут приведены основные из них:

  • А - свободные аэростаты;
  • В - управляемые аэростаты (дирижабли);
  • С - воздушные суда и другие;
  • S - космические летательные аппараты.

Гражданские суда (типы)

Воздушные суда гражданской авиации подразделяются на 2 типа: общего и коммерческого назначения в зависимости от целей их использования.

Если судно задействовано в области деятельности авиакомпаний, на коммерческой основе перевозящих людей и различные грузы, то оно классифицируется как судно коммерческого назначения. Если же воздушное судно используется для личных или деловых перелетов, то относится к авиации общего назначения.

В настоящее время возрастает востребованность второго типа авиации. Ей свойственно выполнять задачи, которые не в состоянии решить авиация, работающая на коммерческой основе. Гражданское воздушное судно авиации общего назначения в состоянии транспортировать небольшие грузы. Оно используется в авиационном спорте, для перевозки туристов, а также других целей. Это воздушное судно располагает возможностями ощутимо сэкономить время пассажиров.

Суда этой авиации не летают по расписанию, для осуществления взлета и посадки им не требуется большой аэродром. Люди, прибегающие к услугам гражданской авиации данного типа, могут сами выбирать путь следования до назначенного места, при этом им не требуется оформлять и регистрировать авиабилеты.

Воздушные суда неофициально классифицируются по своему удельному весу. Они могут быть легче или тяжелее воздушного пространства. Легкие суда (аэростат, дирижабль) могут подняться в атмосферу, не прибегая к помощи специальной силовой установки, а тяжелым (самолету, планеру) это не под силу. Тяжелые суда воздушные имеют различия в конструкции, с помощью которой они поддерживаются в атмосфере.

Полет воздушного судна (классификация)

Полеты данных судов классифицируются в зависимости от их назначения, особенностей пилотирования и навигации (по приборам и визуальные), района выполнения, высоты, местности и времени суток.

По назначению полеты классифицируются на:

  • транспортные, перевозящие людей и различные грузы;
  • выполняющие авиационные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством, охраной природы и другими сферами деятельности;
  • учебные, предназначенные для обучения летного состава;
  • тренировочные, применяемые для закрепления знаний летчиков;
  • исследовательские, необходимые для проведения различных работ, и другие.

По району выполнения они бывают: аэродромными, площадными, трассовыми и внетрассовыми.

По высоте полеты делятся на проходящие на очень маленьких, малых, средних, больших, стратосферных высотах.

В зависимости от того фактора, над какой местностью они производятся (над равниной, горами, пустыней, водной поверхностью, полярными территориями), полеты также имеют свою определенную квалификацию.

Требования к экипажу

Экипаж воздушного судна несет ответственность за его функционирование. В его состав могут входить лица, обладающие полным багажом специальных знаний и имеющие документы о квалификации, подтверждающие данный факт. Летный состав экипажа может быть допущен к проведению полетов только решением медицинской комиссии, должен иметь необходимый для работы налет часов.

Определенные нормы, которым должны соответствовать члены экипажа, прописаны в Воздушном кодексе нашей страны.

Летный состав экипажа

Командир, второй пилот, бортинженер обычно являются членами летного состава экипажа. Командир отвечает за безопасность воздушного судна и лиц, присутствующих на его борту. Он держит под контролем все работы, проводимые на борту судна, имея для этого всего необходимые полномочия.

Второй пилот является помощником командира, он наделен правом выполнять его обязанности.

Бортинженер непосредственно следит за состоянием механизмов и оборудования, без слаженной работы которых воздушное судно не сможет функционировать должным образом.

Технический персонал

Основной обязанностью бортпроводников считается контроль безопасности пассажиров, выполнение действий, установленных специальным регламентом. В случае возникновения нестандартной ситуации эти люди отвечают за проведение эвакуации пассажиров. Также бортпроводники обязаны создавать комфортные условия лицам, находящимся на борту судна.

Обслуживающий персонал находится в подчинении у старшего бортпроводника, который свои действия координирует с командиром.

Воздушное судно всегда управляется людьми - летным составом или дистанционным способом. В любое мгновение полета человек может контролировать процесс его работы.

Комментарии