Двигатели для электромобилей: производители, устройство

Исчерпание углеводородного топлива, ухудшение экологической обстановки и ряд других причин рано или поздно заставят производителей разработать модели электромобилей, которые станут доступны для широких слоев населения. А пока остается только ждать или собственноручно разрабатывать варианты экологически чистой техники.

Если же вы все-таки предпочитаете самостоятельно искать решения, а не дожидаться их со стороны, то вам понадобятся знания о том, какие двигатели для электромобиля уже изобрели, чем они отличаются и какой из них наиболее перспективный.

Тяговый двигатель

Если вы решите поставить обыкновенный электромотор под капот своего автомобиля, то, скорее всего, из этого ничего не выйдет. А все потому, что вам необходим тяговый электрический двигатель (ТЭД). От обычных электромоторов он отличается большей мощностью, способностью выдавать больший крутящий момент, небольшими габаритами и малой массой.

Для питания тягового электродвигателя используются батареи. Они могут подзаряжаться от внешних источников («от розетки»), от солнечных батарей, от генератора, установленного в авто, или в режиме рекуперации (самостоятельное восполнение заряда).

Двигатели для электромобилей чаще всего работают от литий-ионных батарей. ТЭД обычно функционирует в двух режимах – двигательном и генераторном. В последнем случае он восполняет потраченный запас электроэнергии при переходе на нейтральную скорость.

Принцип работы

Стандартный электродвигатель состоит из двух элементов – статора и ротора. Первый компонент является неподвижным, имеет несколько катушек, а второй совершает вращательные движения и передает усилие на вал. На катушки статора с определенной периодичностью подается переменный электрический ток, что вызывает появление магнитного поля, которое начинает вращать ротор.

Чем чаще катушки «включаются-выключаются», тем быстрее вращается вал. В двигатели для электромобилей могут устанавливать два вида ротора:

  • короткозамкнутый, на котором возникает магнитное поле, противоположное полю статора, за счет чего и происходит вращение;
  • фазный – используется для уменьшения тока запуска и контроля скорости вращения вала, является наиболее распространенным.

Кроме того, в зависимости от скорости вращения магнитного поля и ротора двигатели могут быть асинхронными и синхронными. Тот или иной тип необходимо выбирать из имеющихся средств и поставленных задач.

Синхронный двигатель

Синхронный двигатель – это ТЭД, у которого скорость вращения ротора совпадает со скоростью вращения магнитного поля. Такие двигатели для электромобилей целесообразно использовать только в тех случаях, когда имеется источник повышенной мощности – от 100 кВт.

Одной из разновидностей синхронных электромоторов является шаговый двигатель. Обмотка статора такой установки разбита на несколько секций. В определенный момент ток подается на определенную секцию, возникает магнитное поле, которое вращает ротор на определенный угол. Затем ток подается на следующую секцию, и процесс повторяется, вал начинает вращаться.

Асинхронный электромотор

В асинхронном двигателе скорость вращения магнитного поля не совпадает со скоростью вращения ротора. Плюсом таких устройств является ремонтопригодность – запчасти для электромобилей, оснащенных этими установками, найти очень просто. К другим преимуществам относятся:

  1. Простая конструкция.
  2. Простота обслуживания и эксплуатации.
  3. Низкая стоимость.
  4. Высокая надежность.

В зависимости от наличия щеточно-коллекторного узла двигатели могут быть коллекторными и безколлекторными. Коллектор – устройство, служащее для преобразования переменного тока в постоянный. Щетки служат для передачи электроэнергии на ротор.

Безколлекторные двигатели для электромобилей отличаются меньшей массой, компактными габаритами и более высоким КПД. Они реже перегреваются и потребляют меньше электричества. Единственный минус такого двигателя – высокая цена на электронный блок, который выполняет функции коллектора. Кроме того, найти запчасти для электромобилей, оснащенных безколлекторным двигателем, сложнее.

Производители электродвигателей

Большинство самодельных электромобилей сконструировано с применением коллекторного двигателя. Это объясняется доступностью, низкой ценой и простым обслуживанием.

Видным производителем линейки данных моторов является немецкая компания Perm-Motor. Ее продукция способна к рекуперативному торможению в генераторном режиме. Она активно используется для оснащения скутеров, моторных лодок, легковых автомобилей, электроподъёмных устройств. Если двигатели Perm-Motor устанавливали в каждый электромобиль, цена их была бы значительно ниже. Сейчас они стоят в пределах 5-7 тыс. евро.

Популярным производителем является компания Etek, которая занимается производством безщеточных и щеточных коллекторных двигателей. Как правило, это трехфазные моторы, работающие на постоянных магнитах. Основные преимущества установок:

  • точность управления;
  • легкость организации рекуперации;
  • высокая надежность за счет простой конструкции.

Завершает список производителей завод из США Advanced DC Motors, выпускающий коллекторные электромоторы. Некоторые модели обладают исключительной особенностью – они имеют второй шпиндель, что можно использовать для подключения на автомобиль-электромобиль дополнительного электрооборудования.

Какой двигатель выбрать

Чтобы покупка вас не разочаровала, надо сравнить характеристики приобретаемой модели с предъявляемыми требованиями к автомобилю. При выборе электродвигателя в первую очередь ориентируются на его тип:

  • Синхронные установки имеют сложное устройство и дорогостоящи, но обладают перегрузочной способностью, ими легче управлять, им не страшны перепады напряжения, используются при высоких нагрузках. Они устанавливаются на электромобиль Mercedes.
  • Асинхронные модели отличаются низкой стоимостью, простым устройством. Они просты в обслуживании и эксплуатации, однако выделяемая ими мощность намного меньше, чем тот же показатель синхронной установки.

На электромобиль цена будет значительно ниже, если электромотор будет работать в паре с двигателем внутреннего сгорания. На рынке такие комбинированные установки обладают большей популярностью, так как их стоимость составляет около 4-4,5 тыс. евро.

Комментарии
Все электростанции в мире вырабатывают электроэнергию в основном (75%) для того, что бы работали промышленные предприятия. А на промышленном предприятии, в среднем, 75% электроэнергии потребляют асинхронные двигатели. Именно от сюда ток унас переменный и имеет 3 фазы.
Итого, электроэнергия нужна только лишь для того, что бы человечество получало механическую энергию для экономики от асинхронного электродвигателя, а не от паровоза или водяного колеса.
Так что при всем уважении, круче асинхронно
Электро двигатель и 2 генератора, что ещё нужно?
Жду предложения от авто концернов
Решить эту проблему можно элементарно, если это кого то заинтересует.
Добрый день, всем, но это всё что здесь показана прошлый век, не ужели вы считаите, что автомобилю будущего нужно это, не нужны батареи в таком количестве, достаточно одной батареи как и раньше, только для старта, а дальше такой автомобиль пройдёт без подзарядки от Берлина до Владивостока и обратно, всё намного проще.
Владимир, я так понимаю, что у Вас есть реальная идея (проект) по авто электромоторам?
полностью согласен с вашей точкой зрения, поршу вас сообщите ваш эл. адрес для дальнейшего общения по этому вопросу.
А при чём здесь электростанция?Что мешает делать не паралельный гибрид,а последовательный,где роль электростанции играет обычный малолитражный двигатель внутреннего сгорания,который постоянно работает на оптимальных,для себя,оборотах?Такому автомобилю не нужна электростанция,ему нужно топливо(газ,бензин,дизель).Скажем взять ДВС от део матиз,установить на него ГБО 5-го поколения,всё один раз наладить,так,что бы двигатель постоянно работал на оптимальных,для себя оборотах и крутил генератор,которы
АИР 180 М4 мощность-30 кВт, номинал-1500 об/мин, вес-190 кг, длина 74 см, диаметр 40 см, я так понимаю вы УАЗик электрифицировать собираетесь или что-то схожее по габаритам. 1,4 м между колес и вес только 4-х АД 760 кг, не каждая тележка потянет.
Можно еще так сделать: где роль электростанции не ДВС а колеса не приводимые электромоторами в движение, эти колеса будут выдавать электроэнергию через ИБП на педаль акселератора как вам такое?
Anatolia Rusanov, вы тогда посчитайте суммарную мощность лапочек электронакаливания, и обалдеете от того, что их мощность тоже окажется больше чем суммарная мощность всех электростанций, и что вы свой комментарий печатали при свете керосинки?! За электромоторами будущее,если не настоящее.
В России примерно 44 млн легковых автомобилей. Если на каждый поставить электродвигатель мощностью 100 кВт (132 л.с.), то общая мощность составит 4400 ГВт. Мощность всех электростанций Росси 236,34 ГВт. Вряд-ли мы скоро пересядем на электромобили.