Что такое гигиеническое обучение? Гигиеническое обучение и воспитание населения

Здоровье нации является неотъемлемой частью социально-демографического положения государства. Гигиеническое обучение играет не последнюю роль в этом вопросе. Именно от того, насколько успешно оно построено и сформировано, зависит конечный результат. Этот процесс предусматривает собой активные действия, как со стороны пропагандистов, так и со стороны тех, на кого направлены воспитательные меры. Система оздоровления, разработанная государством, носит обязательный и всеобъемлющий характер. Граждане страны должны не просто понимать все опасности и то, какие последствия они несут, но и придерживаться рекомендаций и правил. Что же такое гигиеническое обучение и воспитание населения?

Сфера влияния гигиенического образования

Гигиеническое воспитание и обучение является стратегией воспитания культуры здоровья. Оно проводится для различных групп населения и направлено на то, чтобы мотивировать людей вести здоровый образ жизни. Влияние и педагогические методы осуществляются с помощью различных источников. На каждого гражданина пытаются воздействовать максимально разносторонне. То есть информация и пропаганда должны окружать его везде и доходить любыми путями. Источником влияния является общество в целом. Но на разных этапах жизненного цикла и в зависимости от складывающихся ситуаций гигиеническое обучение попадает под ответственность различных социальных институтов и профильных учреждений. Это и семья, и школа, и медицинские, и культурные заведения.

Гигиеническое образование как основная профилактическая мера

Организация гигиенического обучения является базисной профилактической мерой. Она ложится в основу предупреждения различного рода заболеваний. Под данным термином понимается совокупность действий, направленных на то, чтобы уменьшить риски развития различного рода нарушений. Также одним из направлений деятельности является торможение или полная остановка развития болезней. Образовательные и просветительские методы должны быть также направлены на снижение вероятности обретения нетрудоспособного состояния. Это еще раз подтверждает, что гигиеническое обучение является залогом здоровой и успешной нации.

Все меры образования и воспитания сводятся к тому, чтобы что-то не допустить или предупредить. То есть можно сказать, что это одна из форм профилактики. Профилактика, в зависимости от степени развития или прогресса опасности, может подразделяться на три видовые категории:

  1. Первичные меры. В этом случае потенциал развития заболевания низкий. Гигиеническое обучение направлено на то, чтобы риск не оправдался. В данную категорию можно внести любые действия правительства, которые каким-либо образом приводят к повышению процента здоровых граждан среди всего населения. Они могут создавать благоприятные условия как и в окружающей среде, так и влиять на самого человека. То есть к первому типу профилактики относится улучшение экологического положения, а второе подразумевает под собой вакцинацию, регулирование рациона питания, оптимизацию условий труда (соотношение рабочего времени и отдыха должно быть пропорциональным).
  2. Вторичные меры. Их действие направлено на угнетение существующих рисков. В этом случае нужно предупреждать не их возникновение, а обострение и развитие. Государство пытается не допустить возникновение болезнетворных очагов. То есть нужно препятствовать установлению благоприятных условий для рецидива. Главным профилактическим способом на этой стадии является вынужденная диспансеризация. Она может быть направлена как на все население, так и на отдельных лиц, которые представляют наибольшую опасность или угрозу обществу.
  3. Третичные меры. Направление их воздействия обусловлено уже развившейся проблемой. Чаще всего способы на этой стадии носят реабилитационный характер. Все профилактические мероприятия направлены на восстановление и поддержание нормальной жизнедеятельности. Эти меры должны помочь человеку адаптироваться в обществе. Они хоть и имеют одну общую цель и задумку, но осуществляться могут различными методами, которые в совокупности охватят все сферы жизнедеятельности человека. Это медицина, социум, психология и профессиональная деятельность.

Суть процесса санитарно-гигиенического обучения

Санитарно-гигиеническое обучение базируется на нормативах, которые обоснованы с позиции науки и медицины. Оно представляет собой комплекс мероприятий, которые в конечном итоге должны сформировать правильное поведение человека в отношении его здоровья и образа жизни.

Благодаря внедряемым мерам трудоспособность населения должна как минимум оставаться на одном стабильном уровне, а в перспективе иметь положительную динамику. Одной из задач такого воспитания является увеличение средней продолжительности жизни. Такие показатели наглядно демонстрируют общую ситуацию в стране и степень развитости государства. Все мировые державы обязательно заботятся о здоровье своих граждан.

Для того чтобы гигиеническое обучение населения было максимально эффективным, необходимо обеспечить выполнение некоторых принципов. Во-первых, нужно обеспечить оповещение населения, которое должно заключаться в том, чтобы каждый знал о том, какие факторы оказывают негативное влияние на здоровье и угнетают жизнедеятельность. Знания помогут каждому в случае возникновения опасности применить действенные методы по устранению рисков.

Также государственные учреждения и организации обязаны создавать благоприятные условия, чтобы популяризовать среди жителей страны здоровый образ жизни и побудить их соблюдать правила гигиены. Но для того чтобы привлечь, людей необходимо сформировать соответствующую атмосферу, которая благоприятствовала бы этому процессу.

Санитарно-гигиеническое обучение – это не только забота медиков. Полноценно здоровый человек должен заботиться не только о своей физиологии. Важным является и моральная, а также общественная составляющая. По этой причине в процессе воспитания обязаны принимать участие также работники таких сфер, как психология, образование и социальная защита.

Принципы работы

Требования к гигиеническому обучению имеют обоснованность, благодаря которой комплекс примененных мер может быть максимально удачным и действенным. Главным принципом, на котором строится такое воспитание, является подтверждение научными фактами. Нельзя утверждать наверняка о пользе или вреде чего-либо, если это не доказано. Именно уверенность на сто процентов в своих действиях дает государству гарантии на положительный результат.

Также нужно понимать, что оценивать ситуацию нужно трезво и с объективной точки зрения. Использование правдивых сведений, их анализ и переработка позволяют сделать определенные выводы. Все меры должны носить целенаправленный характер. То есть, лишь поставив конкретную задачу, можно её достичь. Это должны быть точные цифры или показатели, а не расплывчатые мысли.

Чтобы говорить о здоровье нации, важно знать, что все действия должны иметь массовый характер. Все люди живут в обществе и, контактируя с другими лицами, подвергаются влиянию извне. Введение каких-либо мер должно затронуть каждого нуждающегося.

Гигиенические требования к условиям обучения непременно характеризуются последовательным порядком выполнения шагов. Они должны быть расположены в логической последовательности. Мероприятия не могут быть одноразовыми, так как достичь результата не получится. Систематичность – это еще один залог успешного проведения образовательных мероприятий.

И заключительным принципом является разностороннее влияние и участие различных специалистов. Лишь комплексное воздействие может дать полноценный успех. Привлечение в гигиеническое образование специалистов из различных отраслей помогают каждому члену общества ощущать себя целиком здоровым.

Направления, средства и методы гигиенического обучения

Гигиеническое обучение детей и взрослых строится на двух основных направлениях. Первое отвечает за популяризацию полезных для здоровья привычек и таких факторов, которые его обеспечивают. Второе направление, в противовес первому, должно закрепить в сознании людей информацию о том, каким образом можно нарушить нормальную жизнедеятельность.

Гигиеническое обучение и аттестация проводится относительно различных групп населения. Все они отличаются количественно. Это необходимо для того, чтобы внедренные меры были целесообразными, обоснованными и эффективными. По этому классификационному признаку различают следующие формы воспитания:

  • индивидуальный порядок, когда воздействие направлено персонально на одну личность;
  • групповое воспитание (люди в группу подбираются согласно определенному перечню; это, как правило, лица одного возраста, пола и социального статуса);
  • массовое, охватывающее широкие слои населения.

Гигиеническое обучение и аттестация могу быть выражены различными формами. Это делается из-за того, что восприятие подающейся информации у каждого разное, и образовательный процесс должен быть результативным. Поэтому подаются данные в виде устной речи, письменном виде или иллюстрациях.

Для воплощения этих форм применяются различные средства. То есть для людей, воспринимающих информацию на слух, более действенными будут лекции, беседы, дискуссии, викторины или инструктажи. Люди, воспринимающие мир органами зрения, лучше поддаются влиянию печатных изданий и изображений. Это книги, продукты публицистики, лозунги.

Наиболее интересным способом обучения являются наглядные примеры. Они чаще всего лучше запоминаются людям. Их реализация может быть обусловлена любыми техническими средствами, натуральными объектами, геометрическими формами.

Основные целевые аудитории, на которые направлено гигиеническое обучение

Чтобы провести прямое или дистанционное гигиеническое обучение, нужно сформировать определенную группу людей, на которую будет направлен поток информации. В зависимости от целевой аудитории выбираются способы и методы воспитания.

Целевые группы бывают двух типов в зависимости от направления работы. В первую входят субъекты, на которых направлены образовательные меры. Это люди различных возрастных категорий и социального положения. Это дети, взрослые, старики. Сюда относятся как подверженная всевозможным рискам молодежь, так и ограниченные в своих действиях инвалиды.

Вторичная целевая группа - это те лица, которые излагают и пропагандируют данный вид образования. Они должны, прежде чем обучать других, сами пройти гигиеническое обучение. В эту категорию можно отнести медиков, психологов, социальных работников, учителей, воспитателей и других лиц. В последнее время к этому списку добавились работники средств массовой информации. Так как именно СМИ оказывают наибольшее влияние на современного человека, то люди, работающие в этой сфере, способны манипулировать другими и внушать необходимую информацию.

Формирование целевых групп должно происходить согласно мировоззрению народа в текущий момент. Для этого необходимо учитывать не только ситуацию в государстве, но и национальные традиции, религиозные отличия или профессиональные особенности. Таким образом, программа оздоровления населения должна хоть и носить массовый характер, но иметь в то же время индивидуальную направленность.

Обучение определенных категорий

Гигиеническое обучение работников должно проводиться на каждом предприятии и учреждении. Но особому вниманию и контролю подвергаются категории трудящихся в следующих сферах:

  1. Пищевая промышленность. Это люди, которые каким-либо образом контактируют с едой и продуктами. Неважно, на каком этапе товародвижения находится продукция, будь то производство, хранение, транспортировка или реализация. Те работники, которые связаны с кондитерскими товарами, детским питанием или товарами животного происхождения, проходят тщательный контроль. Это связано с тем, что именно они могут быть наиболее вероятным источником возникновения рисков для здоровья.
  2. Работники коммунальных служб. Это относится преимущественно к тем людям, которые занимаются сбором бытовых отходов и уличного мусора.
  3. Предприятия, связанные с питьевой водой. Так как это вещество жизненно необходимое, то любой контакт с ним может привести к необратимым последствиям. В этом случае, так же как и с пищевой промышленностью, контролю подвергаются работники, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализации питьевой воды.

Гигиеническое обучение работников других сфер проводится при приеме на работу, а затем с периодичностью один раз в два года.

Первичная подготовка

Гигиеническое обучение работников образования, впрочем, как и трудящихся в других сферах, является обязательным к исполнению при приеме на работу. Оно проводится и для тех лиц, которые не сдали итоговый экзамен. Образовательный процесс может проводиться в виде дневной формы обучения. Если он осуществляется подобным образом, то специализированные программы составляются на срок от девяти до четырнадцати часов.

Второй вид является дистанционным. С ним все предельно ясно, так как ответственность за поглощенный материал берет на себя сам трудящийся. Но по итогу он все равно должен сдавать выходной экзамен.

Смешанная форма обучения, или очно-заочная, происходит благодаря совместным усилиям самих работников, а также специалистов и инструкторов. Консультации должны при этом занимать не менее четырех часов от программы.

Образовательный процесс могут осуществлять различные учреждения. Он может быть организован и при самих производствах, и в специализированных заведениях. В первом случае должны быть созданы все необходимые условия для того чтобы обучение проходило нормально. Люди, подобранные в группы, должны иметь идентичный род деятельности. Целевая аудитория – это около десяти человек. Если подготовка по гигиеническому воспитанию проводится в профильных учреждениях, то у них должно быть соответствующее разрешение на осуществление подобного рода деятельности.

Основными вопросами, рассматривающимися на курсах, является рационализация труда, профилактика употребления алкоголя, сигарет, наркотических и психотропных веществ. Людей учат смягчать негативные психологические и социальные факторы, а также следить за личной гигиеной.

Прохождение аттестации

Аттестация является важнейшим моментом в процессе обучения, так как она наглядно демонстрирует полученные результаты. Проверку знаний в этой сфере проводят только определенные специалисты. Это врачи валеологи и эпидемиологи. Сдача экзамена осуществляется лишь в учреждениях санитарного надзора. Он может осуществляться в письменном и устном виде. В первом случае - это открытые вопросы или тестирование, а во втором – собеседование.

Для работников особых сфер, таких как пищевая промышленность, коммунальное хозяйство, сфера образования, обязательно есть шаги, предшествующие аттестации. Помимо самого образовательного процесса, люди, занятые в подобных секторах, должные пройти медицинское освидетельствование их нормального состояния здоровья. Результаты такого контроля фиксируются в санитарной карточке. В этом же документе закрепляются положительные результаты проверки знаний. В тех учреждениях и на предприятиях, где оформление санитарной карточки не является обязательным, результаты сдачи экзамена также фиксируются при помощи выдачи справки о прохождении подготовки и удовлетворительной оценки сдачи аттестации. Эта бумага утверждается печатью службы государственного санитарного надзора.

Если результат сдачи аттестации неудовлетворительный, то такой работник направляется на повторный курс обучения. Плохая оценка нигде не фиксируется, но при повторном провале о результаты сообщаются вышестоящему руководству.

За то, чтобы каждый сотрудник прошел такую подготовку, отвечает руководство учреждения или предприятия. Оно также проводит финансирование курсов, так как в её интересах находиться знания сотрудников.

Школа пациентов

Сутью таких школ является налаживание контакта и взаимопонимания пациентов и врачей. Это помогает улучшить эффективность лечения и предупреждает возникновение заболеваний. Человек за счет своих знаний, информированности и эрудированности может значительно улучшить качество своей жизни. Люди лучше ориентируются в назначениях врача, понимают более точно, как следует реализовывать рекомендации. Цель школ – это установление партнерских отношений между медицинскими учреждениями и народом. У людей появляется чувство ответственности за свое здоровье. Они становятся мотивированными, проявляют внимание к своему состоянию и организму. Люди старательно соблюдают режим лечения, так как они заинтересованы в результатах. Благодаря обучению, которое проводится в таком русле, повышается эффективность оказываемой медицинской помощи.

Комментарии