Советский опытный тяжелый танк «770 объект»: описание, характеристики и отзывы
История советского танкостроения знает множество примеров удачных, но так и не воплощенных в жизнь проектов. Некоторые идеи не получили развития дальше грубых эскизов, другие смогли доказать свою актуальность, но не нашли интереса со стороны правящей партии. То же самое постигло советский тяжелый танк «Объект 770», который до сих пор интересует любителей военной техники, несмотря то, что не был допущен к массовому производству Генсеком ЦК КПСС Н. Хрущевым.
Как все начиналось
Во второй половине 20-го века обстановка между странами запада и СССР стала стремительно накаляться. Это противоборство известно всем как гонка вооружения, или Холодная война. Конфронтация заставляла постоянно совершенствовать военную технику, дабы быть готовым к отражению внезапного нападения.
Разработкой занялся конструкторский коллектив ЧТЗ под руководством Павла Павловича Исакова. К тому времени руководитель проекта был известен созданием нового класса военной техники – БМП, а также участием в проектировании Т-10 и ряда других моделей. Конструктору помогал В. Д. Чудаков, которому было поручено создать оригинальную силовую установку.
Компоновочная схема и бронирование
В отличие от двух других моделей, которые разрабатывались параллельно конструкторами ленинградского тракторного завода на основе уже имеющейся техники, "Объект 770" создавался с нуля. Все узлы и основные агрегаты были запроектированы и применены на практики впервые.
Экспериментальный тяжелый танк «Объект 770» имел классическую компоновку. Три из четырех членов экипажа размешались в боевом отделении. Нововведением стал корпус – впервые было принято решение сделать его цельнолитым.
Такой же принцип был положен в основу бронирования лобовой части. Башню было решено сделать также цельнолитой. Она имела попеременную толщину стенок. Лобовая часть башни утолщалась до 290 мм и имела угол наклона в 30о. Место стыка башни с корпусом защищалось.
Испытания брони
В ходе первых испытаний была подтверждена целесообразность использования цельнолитого корпуса с попеременной толщиной стенок и разными углами наклона. Танк «770 Объект» выдерживал попадания 120 мм снаряда на дистанции 200 метров. При этом угол обстрела был совершенно не важен. То же самое касалось и бронирования башни.
Вооружение
Основу вооружение танка составляла 130-мм пушка М65, разработанная под руководством Цирюльникова специально для тяжелых танков «Объект 277» и «Объект 770». В пушке использовалась механизированная боеукладка с электромеханическим досылателем, что облегчало и ускоряло заряжание. Скорострельность танка «770 Объект» составляла 5-6 выстрелов в минуту.
С пушкой спаривался 14,5-мм пулемет КПВТ. Боекомплект состоял из 37 пушечных снарядов и 250 патронов для пулемета. 18 выстрелов для пушки М65 располагались в башне в механизме заряжания. Наводка орудия осуществлялась автоматизированной системой. Помощь оператору оказывали ТПД-2С (прицел-дальномер), ТПН (прибор ночного прицеливания и наблюдения).
Двигатель и трансмиссия
Разработкой силовой установки на «Объект 770» (танк) занимался коллектив конструкторов под руководством Чудакова. Им, в качестве исходного образца, было предложено использовать дизельный двигатель В-10. В результате на свет появился четырехтактный 10-ти цилиндровый агрегат ДТН-10 с двурядной компоновочной схемой.
Цилиндры располагались вертикально. Мотор имел водяную систему охлаждения и надув от компрессора, а располагался в передней части танка, перпендикулярно продольной оси. Мощность установки при 2500 тыс. оборотов в минуту в ходе испытания составила тысячу лошадиных сил.
Трансмиссия
Трансмиссия была представлена двухпоточной гидромеханической конструкцией с механической коробкой передач планетарного типа и гидротрансформатором. Последний, вместе с двумя направляющими аппаратами в силовую схему был включен параллельно. Такое конструктивное решение наделало машину высокой подвижностью.
Другой особенностью трансмиссии являлась способность торможения двигателем путем включения либо задней передачи, либо первой скорости переднего хода. Механик-водитель управлял боевой машиной при помощи штурвала мотоциклетного типа.
Гусеничный движитель
Ходовая часть была представлена гидропневматической конструкцией с шестью опорными катками большого диаметра и внутренней амортизацией на каждый борт. Гусеницы с открытым механическим шарниром имели закрепительные пальцы. За их натяжение отвечала гидравлическая конструкция.
Ведущее колесо было расположено сзади. Оно имело съемные зубчатые венцы, чем должна была быть обеспечена ремонтопригодность. Одной из особенностей подвески было полное отсутствие поддерживающих катков. Ходовая часть, вместе с трансмиссией, повышали маневренность.
Отзывы
В ходе испытаний танк получил многочисленные положительные отзывы. Были выделены его высокая скорость и маневренность, а также подчеркнута защищенность экипажа от последствий ядерного удара. Однако «Объект 770» СССР так и не увидел в своей армии. Что послужило причиной завершения разработок в этом направлении, не известно.