Актер Александр Борисов: биография и личная жизнь

Люди старшего поколения при первых звуках песни «Что так сердце растревожено…» невольно вспомнят один из замечательнейших фильмов советской эпохи «Верные друзья». История трех взрослых товарищей, воплощающих детскую мечту, никого из зрителей не могла оставить равнодушным. Фразы из этой картины вскоре ушли в народ, а исполнитель знаменитой композиции Александр Борисов вмиг стал любимцем публики.

Биография

Его судьба была схожа с судьбами многих других людей советского времени, теми, кто пережил голодное детство и ужасы войны. С одной лишь разницей, что Александр Борисов – актер с большой буквы, своей жизнью показавший, что нет препятствий на пути к желанной цели.

Родился он 18 апреля 1905 года в Петербурге, в самый разгар первой русской революции. Семья жила очень бедно, мать служила прачкой, отец - кухонным работником, средств едва хватало на пропитание. Но эти трудности помогли мальчику рано воспитать в себе характер и желание достигнуть чего-то большего в жизни, чего впоследствии и добился Александр Борисов – актер. Семья юноши не могла дать ему хорошее образование, но происхождение "из низов" помогло ему в дальнейшей жизни и творческой деятельности. Ведь после Октябрьской революции вот такие выходцы из народа получали привилегии при поступлении в учебные заведения или на работу.

Обучение

Талантливый юноша стремился каким-то образом проявить себя, так что очень рано стал участвовать в любительских постановках, которые в 30-е годы XX века были особенно популярными в стране Советов. В каждом дворе, доме культуры или даже на чердаке старого дома играли скетчи, пели частушки, энтузиастов было много, тем более что за выступления брали небольшие деньги.

В 1927 году он оканчивает знаменитую студию при Ленинградском академическом театре, где до этого и выступал на непрофессиональной сцене. В это время там преподавал легендарный Ю. М. Юрьев, у которого актер Александр Борисов перенял особую манеру исполнения - с полной отдачей, с пониманием и воплощением психологии персонажа на сцене и на экране.

Ленинградская театральная школа по сей день считается лучшей в России, здесь прививали умение до конца осознавать свою роль, продумывать детали и вживаться в характер героя. Будь то костюм или особенности речи, манеры двигаться и т. д. – все должно быть вложено в образ от начала до конца. Александр Борисов с ответственностью воспринял все наставления, что и помогло ему впоследствии стать народным артистом, получить несколько государственных наград и сыграть множество ведущих ролей в театре и кино.

Начало актерской карьеры

После окончания школы-студии в 1928 году он был принят в основной состав труппы, так и начался творческий путь длиною в жизнь, так родился Александр Борисов – актер. Биография его неразрывно связана с этим Академическим театром драмы, здесь он будет играть до последних своих дней. Необычная аура этих стен рождала не одну плеяду потрясающих актеров сцены, сам Борисов прослужил здесь более шестидесяти лет.

Уже через два года ему доверили сыграть первую большую роль в пьесе «Чудак» А. Н. Афиногенова. Борисов с удивительной точностью воспроизвел на сцене образ поэта и энтузиаста Бориса Волгина. Последующие его работы включали образы самого разного плана. Это были боец Степан из постановки «Победители» Б. Ф. Чибисова, воплощение классических героев Островского – Гаврилы из «Горячего сердца» или трагикомичного Аркаши Счастливцева из пьесы «Лес». Вообще, эта удивительная его способность играть казалось бы самые противоположные роли, пластичность характера впоследствии будет по достоинству оценена зрителями и критиками.

Всего себя он отдал театру, жил и страдал на сцене. Здесь сложился замечательный коллектив молодых и ярких артистов, талантливая труппа, частью которой навсегда стал актер Александр Борисов. Жена также работала в театре, с Ольгой Бибиновой они сблизились случайно, встретились на гастролях и поняли, что не могут жить друг без друга. Вдова актера в последнем интервью, будучи уже пожилой женщиной, рассказывала, как сразу влюбилась в молодого человека с чувственным голосом, которым так славился Александр Борисов - актер. Личная жизнь артистов в советское время не становилась достоянием общественности, так что об их совместном пути известно немногое.

Театральные работы

Уже после первых ролей стало понятно, что родился талантливый и необычный артист. Друзья и соратники по сцене отмечали непосредственность и легкость его игры, актер Александр Борисов славился своей интеллигентностью, какой-то лиричностью. Он никогда не был замечен в театральных распрях или борьбе за лучшие роли, а все его работы, даже небольшие, сыграны им искренне и с душой.

До 1937 года вся его жизнь была связана только с родной сценой. Здесь он выходил в образах известных героев русской классики: Юродивый из «Бориса Годунова» по одноименному произведению А. С. Пушкина, острохарактерный Петр из пьесы «Лес» А. Н. Островского, Мелузов из «Таланты и поклонники» того же автора и многие другие.

Еще в 20-е годы XX века Александринский театр был вынужден взять тот курс культурного развития, который диктовала советская власть. На этой сцене ставилось бесчисленное количество пьес про революционеров, партийных деятелей и достижения нового коммунистического общества. Борисову, как и другим актерам, тоже приходилось участвовать в политизированных и откровенно плохих пьесах, но, по отзывам очевидцев, эти артисты могли сыграть хорошо все что угодно, в том числе и пьесы на политагитационную тематику. Даже закоренелые политработники в его исполнении приобретали особенные черты и живой характер.

В годы Великой Отечественной войны

1941 г. изменил жизнь каждого советского человека, для миллионов семей судьба разделилась на до и после. Не стал исключением и актер Александр Борисов. Жена и дети узнали о страшных событиях только в июле, в это время они находились на озере Селигер. Сын артиста, Касьян Бибинов, в одном из интервью вспоминал, как они возвращались в Ленинград уже на последнем поезде под массированными бомбежками нацистских самолетов. Отец ждал их в родном городе уже в качестве начальника гражданской обороны.

На третий день войны, еще в ожидании семьи, близкий друг актера композитор В. П. Седой принес ему новую песню «Играй, мой баян». Борисов так искренне, с такой щемящей интонацией исполнил композицию, что вскоре она стала звучать изо всех репродукторов, ее пели солдаты, уходящие в бой, на смерть.

В августе 1941 году актер Александр Борисов с театром и семьей был эвакуирован в далекий Новосибирск. Там вместе с другом он организовал программу на радио под названием «Огонь по врагу». Артисты придумали образы двух разведчиков, которые возвращались с задания и в шутливой форме, напоминающей частушки, рассказывали о том, что происходит на фронте. В саркастических стишках высмеивали врага и прославляли подвиг советских солдат. Герои так полюбились слушателям, что им стали приходить письма со всей страны, их уже воспринимали как настоящих бойцов, спрашивали о семье и боевых буднях. Александр Борисов и Владимир Адашевский не раз гастролировали с выступлением этого необычного дуэта.

После окончания войны театральная труппа возвращается в Ленинград, и Борисов успешно продолжает свою работу на сцене. Так, он сыграл Павла Корчагина в пьесе «Как закалялась сталь», царевича Федора в постановке «Великий государь». Его работа была оценена даже в верхах, и в 1947 году актеру Борисову была присуждена Сталинская премия, что в те годы считалось самой высокой степенью почета.

Роли в кино

Еще в конце 30-х годов Александра Борисова стали приглашать сниматься в кино, первая его роль в ленте Чеслава Сабинского «Днепр в огне» была еще небольшой, тем более что фильм не сохранился до наших дней. Спустя год после первой пробы в кинематографе его утвердили на роль Назарки в ленте «Друзья». Здесь снимались замечательные артисты того времени, и актер Александр Борисов смог многому научиться у Б. Бабочкина, Н. Черкасова и других.

Война внесла свои коррективы, и в кинематограф артист вернулся только в 1948 г. Небольшие роли не приносили удовлетворения талантливому актеру, все изменилось через год, когда он сыграл одну из важнейших ролей в своей жизни. Образ академика Ивана Павлова в одноименном фильме принес ему всенародную популярность, а также актер был удостоен нескольких престижных премий. Этот фильм рассказывал о судьбе великого русского ученого, создателя учения о высшей нервной деятельности.

Биографическое направление было особенно популярно в начале 50-х, поэтому сразу после «Академика Ивана Павлова» Борисова стали приглашать на роли других известных исторических персонажей. Так, он снялся в ленте об Александре Попове, где ему досталась роль близкого помощника ученого Петра Николаевича Рыбкина. Особенно актер запомнился в образе композитора М. П. Мусоргского, исполненные в фильме песни быстро ушли в народ.

«Верные друзья»

В жизни любого артиста есть та особенная роль, которая становится его визитной карточкой, благодаря которой его знают и помнят. История о трех взрослых состоявшихся мужчинах, оставшихся в душе мальчишками, вмиг стала популярной в СССР, и большому кругу зрителей стал известен Александр Борисов – актер. «Верные друзья», картина 1950 г., десятки лет оставалась самым просматриваемым фильмом в нашей стране. Даже сейчас показ картины собирает около экранов всю семью.

Такой популярностью лента обязана, в первую очередь, прозвучавшим песням «Что так сердце растревожено» и «Плывет, качаясь, лодочка…». Их исполнил именно Александр Борисов, еще в молодости он увлекался музыкой, о его умении петь ходили легенды. Актер не обладал сильным оперным голосом, но делая акцент на интонацию и эмоциональность, мог затронуть душу любого человека. Так и получилось: со всего СССР артисту посыпались письма с восхищениями и признаниями в любви. Дело было и в самой роли, ведь на экране зрители увидели воссоединение двух влюбленных, расставшихся когда-то по недоразумению. Александр Борисов, актер, личная жизнь которого оставалась для зрителей загадкой, на экране воплощал идеального советского мужчину, супруга или влюбленного.

Удивительно, но фильм не воспринимается как один из «шедевров» соцреализма, все идеологические задумки здесь как-то равномерно дозированы и приправлены отличным юмором и мелодраматизмом. Большое значение имел и выбор актеров. Александр Борисов, Борис Чирков и Василий Меркурьев были настоящими талантами, на тот момент уже состоявшимися и известными артистами. Критики до сих пор гадают, почему такое удачное экранное трио не появлялось больше вместе в других картинах.

1950–1960 годы

После успеха в кинематографе Борисов возвращается на родную сцену Александрийского театра, где он сыграл еще множество многогранных и разноплановых ролей. Некоторые спектакли с его участием («Лес» и «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Егор Булычев» М. Горького) были позже экранизированы. Его роли были то комичные (Аркаша Счастливцев в пьесе «Лес»), то трагичные и многослойные, как в «Пучине» автора Кисельникова.

Борисов Александр Федорович, актер театра и кино, вскоре решил себя попробовать в роли режиссера. В 1960 году он сам написал сценарий и снял экранизацию романа М. Ф. Достоевского «Кроткая». Двумя годами позже повторил свой опыт и совместно с М. Руфом снял картину «Душа зовет».

Последующие роли Борисова в кино были хоть и не главными, но очень колоритными и запоминающимися. Так, он сыграл в картинах «Максим Перепелица» 1955 г., «Мать» 1955 г., «Следы на снегу» 1955 г., «Балтийская слава» 1957 г., «Пучина» 1958 г. Актер часто выступал на телевидении, исполнял известные романсы, песни из «Верных друзей» и других лент, пел частушки и смешные куплеты, рассказывал сказки для детей.

Уже будучи в годах, он не прекращал работу в театре, а последней ролью в кино стало эпизодическое появление в историческом сериале «Россия молодая» 1982 г. В этом же году Александр Борисов скончался. Похоронили актера на Волковском кладбище, на Литераторских мостках, неподалеку от могилы друга детства композитора В. П. Седова.

Песни

Александр Борисов – воспитанник питерских традиций психологической и вдумчивой игры. У этого артиста был не только талант перевоплощаться на сцене или экране, но и голос - потрясающий, с особой интонацией, завораживающий и привлекающий людей. Его способностями часто пользовались режиссеры, например, фильм «Мусоргский» придуман и построен именно на певческом таланте Борисова. Даже несмотря на то, что его голос по тембру не совпадал с голосом великого композитора.

Театральное искусство в силу особенности выражения редко остается в памяти зрителей надолго. Другое дело - кино, которое сохраняет образы, идеи и песни на многие годы. Благодаря фильму «Верные друзья» весь народ Советского Союза запомнил приключения героев картины, где самую музыкальную роль сыграл Борисов Александр Федорович. Актер, личная жизнь которого никогда не обнародовалась, был предметом любви многих советских женщин. Чувственный голос и романтические роли делали его если не секс-символом Советского Союза, то уж точно образцом идеального мужчины.

Интересные факты

Однажды после гастролей в Америке он на свой страх и риск привез в Ленинград книгу Михаила Чехова, тогда запрещенную в СССР. Это издание позже переходило из рук в руки среди актеров Александрийского театра.

Александр Борисов был множество раз награжден престижными Государственными премиями: он имел четыре Сталинских премии, премию имени К. С. Станиславского, звание народного артиста РСФСР и СССР, Героя Социалистического Труда, имел орден «Знака почета».

Еще до войны он женился на актрисе Александрийского театра Ольги Бибиной, у них было двое детей – Касьян и Людмила. Александр никогда не пользовался своей славой, не был агитатором или противником системы. Участие в зарубежных поездках, всевозможные государственные награды не изменили того факта, что прежде всего Александр Борисов – актер. Семья, дети всегда были одной из основных целей в его судьбе, но отнюдь не самой важной. Для творческого человека главное в жизни - воплотить свой талант, весь потенциал как артиста. Борисову это удалось, он вошел в плеяду звезд советских актеров, но что самое важное, он остался в памяти людей.

Комментарии
Не "Владимир", а "Константин" Адашевский - народный артист СССР, старейший артист Александринского (им. Пушкина) театра драмы.