Борис Бабочкин: биография и фильмография
По мнению Олега Ефремова, Станиславский создавал свою бессмертную систему с таких людей, как Борис Бабочкин. Биография этого актера, родившегося в 1904 г., словно разделена ролью Чапаева, сыгранной им в 1934 году, на две части: "до" и "после".
Молодые годы
Родился Борис Андреевич Бабочкин в г. Саратове 18.01.1904 г. в семье железнодорожника. Мама мальчика была учительницей в сельской школе, где тот получил среднее образование. Как все сверстники, в 13 лет Боря стал комсомольцем. А в 15 лет уже пошел во взрослую жизнь - был призван на Восточный фронт гражданской войны, где служил в политотделе 4-й Армии.
Впрочем, молодого парня более, чем служба, манил театр. Он успешно сдал экзамены в Саратовскую театральную студию, прочитав отрывок из стихотворения “Фея” Максима Горького. Молодого человека сразу взяли на старший курс. А руководитель студии Александр Канин, рассмотрев его талант в течение месяца, отправил Бориса в Москву с рекомендательным письмом к Немировичу-Данченко.
Становление актера
В Москву парень поехал, однако протекцией не воспользовался. Вместо этого поступил на учебу в театральную студию “Молодые мастера” от Иллариона Певцова и студию Михаила Чехова. Именно первая, по мнению самого актера, заложила хорошую основу его театрального становления. А Иллариона Певцова Борис Андреевич считал своим учителем. В дальнейшем в течение 6 лет (с 1921 года) Борис Бабочкин роли свои (а их было более 200) играл в театрах Воронежа, Костромы, Могилева, Самарканда. Этот период он называл становлением.
Зрелость наступила с 1927 г., когда актер играл в Ленинградском театре сатиры. Внутренне это был уже тот многогранный человек творчества, которому по плечу оказались сверхзадачи. Бабочкин играл, был режиссером, снимался в кино, преподавал, писал статьи для театральных изданий.
В благоприятном для себя 1927 году женится Борис Бабочкин. Личная жизнь актера-однолюба вовсе не напоминала уравнение с многими неизвестными. Все рарешилось, когда он влюбился в балерину Катю, вскоре ставшую Бабочкиной. Потом у них родилась дочь Татьяна. Семья Бабочкиных была небольшой, но дружной. Супруги любили друг друга, дочь ценила и уважала их.
Адаптация к кинематографу
С 1931 года, играя в Театре драмы имени Пушкина (тогда он назывался Драматическим театром Народного дома), Борис Бабочкин в театре и кино стал еще более заметной фигурой. По признанию критиков, сыгранная им роль Сысоева из спектакля “Первая конная” В. Вишневского вызвала восхищение. Он показал зрителям благородного бойца, бунтаря и патриота, защитника Отечества и революционера. Театральные критики были единодушны: лучший актер Петербурга был готов сыграть действительно масштабные эпические роли.
Перед главной в своей жизни работой в искусстве актеру словно волей судьбы выпало несколько ролей, словно готовящих его к будущей серьезной роли.
Тяжело сживался театральный актер со спецификой кино. Первым для него был образ комбата Караваева в фильме “Мятеж”. Режиссеры картины пытались максимально ограничить навязанным жестким алгоритмом творческое самовыражение Бабочкина. Он бунтовал, не приемля такой кинематограф. Но уже следующая его работа - роль Макара Бобрика (фильм “Первый взвод” режиссера Саблина-Корша) показала, что театральный актер смог совладать с киноспецификой, глубоко и системно раскрывая образ своего персонажа.
Предложение режиссеров Васильевых сыграть в фильме “Чапаев”
Знаменитым на всю страну этого актера сделал образ Чапаева. Впрочем, имела место целая цепь случайностей, приведшая к тому, что актер Бабочкин Борис Андреевич получил роль тогда еще не легендарного комдива.
Лента эта заслуживает отдельного короткого комментария. Малоизвестно, что создатели сценария фильма "Чапаев", режиссеры Васильевы, вопреки распространенному заблуждению, братьями не являются, они - просто однофамильцы. Одного из них, Георгия Васильева, зритель фильма, ставшего классикой, может увидеть в сцене белогвардейской психической атаки, он шествует со стеком, куря папиросу. Также мы можем увидеть супругу второго режиссера. Жена Сергея Васильева актриса Варвара Мясникова сыграла роль Анки-пулеметчицы.
Готовность Бабочкина воплотить Чапаева
Изначально Борис Бабочкин был взят на роль ординарца Василия Ивановича - Петьки. На роль Чапаева приняли совсем другого актера - Николая Баталова, однако у него во время съемок обострился туберкулез.
Борис Андреевич на то время обладал впечатляющим творческим потенциалом. Вся его предыдущая актерская карьера была, по своей сути, движением вперед в развитии таланта. Бабочкин доводил до совершенства свое умение перевоплощения. Его почитатели все больше восхищались кумиром. Казалось, он испытывает себя в размывании границ творчества.
Сценарий фильма о комдиве тронул актера до глубины души, поскольку его личная жизнь сложилась так, что сам Борис Бабочкин в Гражданскую войну воевал в одной армии со своим героем: замполит служил по соседству с 25-й кавалерийской дивизией. Более того, политрук Бабочкин по роду службы общался с руководящим звеном: командиром армии Авксентьевым, начальником штаба Макаровым, знал лично всех армейских комдивов... кроме Чапаева. С Василием Ивановичем, по иронии судьбы, знаком не был и ни разу его не видел.
Борис Бабочкин не понаслышке знал быт и тонкости службы рядового состава. Он, сам будучи опытным кавалеристом, умел гарцевать на коне, с армейским шиком носить форму, по-кавалерийски надевал папаху так, что та держалась каким-то непостижимым образом, по личным впечатлениям представлял лексикон и манеру поведения конармейцев.
Это дало ему возможность осознать сценарий фильма не как героический миф, а одушевленно, отыскать те волшебные нити, те тропинки-дорожки, которые ведут к сердцу зрителя.
От ординарца - к комдиву
Возможно, поэтому, пытаясь сперва сыграть по-своему Петьку, актер (которого коллеги называли въедливым за умение разложить роль на мельчайшие составляющие и досконально изучить каждую) вносил бесконечные коррективы в образ ординарца. Васильевы спорили с ним до хрипоты.
Силы были неравны: целых два режиссера против одного актера. Борис Бабочкин не соглашался. Он стоял на своем: играть следует по-другому. В одном из таких творческих дебатов он вдруг круто развернулся и молча ушел к себе в гримерку.
Васильевы переглянулись и вздохнули, считая спор выигранным, однако не тут-то было. К ним через пару минут совершенно неожиданно вышел норовистый актер, но уже в гриме Чапаева. Режиссеры только ахнули от портретного и характерного сходства. Завораживала пластика движений Бабочкина-Чапаева, его одухотворенность. Актер произнес несколько импровизированных фраз - это было более чем убедительно.
Кратко о значении киноработы Бабочкина в “Чапаеве”
Роль Петьки тут же передали актеру Якову Гудкину, которого впоследствии заменили Леонидом Кмитом. После этого, по признанию режиссеров, "карты легли идеально".
Похоже, что этим своим первым шагом к Чапаеву - импульсивным нанесением грима и моментальным перевоплощением в комдива - шагнул в вечность Бабочкин Борис. Актер сперва остался в образе Василия Ивановича на весь фильм. Потом эта роль наложила отпечаток на всю его жизнь. И в конце концов - на историю всего советского кинематографа.
О слиянии личностей Чапаева и Бабочкина
Образ комдива определялся масштабом перевоплощения и творческой самоотдачи актера.
В роли Чапаева он обрел возможность отбросить киношные штампы немого кинематографа, где актер был марионеткой режиссера, где внешнее правдоподобие предпочиталось актерскому творчеству.
Случилось настоящее чудо творчества: образ Чапаева ожил, тронул миллионы сердец, наполнился содержанием, которое вдохнул в него Бабочкин. Был бы нынче столь известен этот комдив, если бы не игра актера? Звучало бы на устах зрителей имя Бабочкина, если бы не Василий Иванович?
Судьбы этих двух людей неразрывно слились воедино. Гениальное перевоплощение сотворило чудо. Эпическую легенду создал великий русский актер Борис Бабочкин. Фото актера в гриме Чапаева даже бывшие бойцы 25-й конной дивизии, лично знакомые с Василием Ивановичем, называли идентичным оригиналу.
В полной мере проявилась сила искусства: актер донес своему зрителю повествование не об обезличенных доблести и славе, а о живом человеке, обладающем настоящим, Богом данным талантом - быть командиром. Чапаев Бабочкина, комдив, выросший из рядового чина, порой крут, бесстрашен, мудр. Иногда он по-человечески заблуждается
Но это все - понятные подчиненным командира человеческие слабости. И они их ему прощают, как прощали бы отцу родному. Ведь они знают, что Чапаев их никогда не предаст, не оставит на поле боя. Они верят ему, как гениальному тактику, нутром понимающему специфику кавалерийского боя. Они при необходимости, не раздумывая, закроют его своим телом от шальной пули, поскольку и Чапаев за них умереть готов.
Все это сумел воплотить в своей роли Бабочкин.
Влияние роли Чапаева на творческую жизнь актера Бабочкина
Фильм “Чапаев” вошел в первую сотню лучших мировых киноработ. На маршала Ворошилова игра Бориса Андреевича произвела такое впечатление, что он подарил актеру квартиру в Москве. Дочь Бориса Бабочкина вспоминает огромную народную любовь, которая выплеснулась на ее отца. Актер действительно создал настоящий шедевр. Спустя сорок лет гениальный режиссер Тарковский назвал Бабочкина-Чапаева “завораживающим бриллиантом, в котором каждая грань контрастирует с соседними, образуя монолитную характерность.”
Благодаря этой киноработе Бабочкин стал в 1935 году самым молодым Народным артистом России.
"Чапаев" подарил актеру своеобразную индульгенцию: его, человека прямого и открытого, не умеющего приспосабливаться и говорящего нередко нелицеприятные вещи, не трогали органы НКВД. В то время многое зависело от рецензии Главного, и она была дана. Завистники, недостатка которых у Бориса Андреевича никогда не было, прикусили язык...
Борис Бабочкин в театре и кино после “Чапаева”
Во время Великой Отечественной войны актер много снимался. 22 июня 1941 года он был в Риге на съемках фильма “Мертвая петля”, рассказывающего о летчике С. Уточкине. Его народ любил. Актер своим кинообразом воодушевлял людей на отпор фашистам, он понимал это, трудясь фанатично, по 16 часов в день. Много главных киноролей сыграл Борис Бабочкин, фильмография его в военную пору была насыщенной: “Непобедимые”, “Фронт”, “Оборона Царицына”, “Родные поля”. Последний из названных фильмов стал первой работой его как кинорежиссера.
Впрочем, если кинотворчество Бабочкина имело позитивные рецензии, то его театральные работы попали под удар. Его ненавидели за удачливость, за талант. Но если для завистников фильм “Чапаев” был неприкасаемой священной коровой, то работы Бабушкина как театрального режиссера они встретили в штыки. Решения принимались келейно, художественными советами, отягощенными идеологическими догмами и шаблонами. Ситуация была парадоксальной: ленинградская публика восторженно воспринимала шедшие с аншлагами спектакли “Царь Потап”, “Кубанцы”, “Волк”, “Дачники” (Борис Бабочкин - режиссер), а спустя день пресса разносила их в пух и прах.
Кстати, спектакль “Царь Потап” Борис Андреевич считал своей лучшей работой. Он не выдержал этой кем-то организованной травли и, написав заявление об уходе, уехал из Ленинграда в Москву. Потом этот шаг он назовет наибольшей ошибкой в своей жизни. Ему город на Неве был более близок по духу.
Травля режиссера в театре им. Пушкина
Ленинградец по своему менталитету, Бабочкин сменил много московских театров. Сначала он играл в Первой студии МХТ, затем - в Театре имени Вахтангова. С 1949 по 1951 г. Борис Андреевич был актером и режиссером МХАТа, Московского драматического театра им. Пушкина. Работа в последнем оказалась плодотворной.
Бабочкин поставил спектакль, принесший аншлаги, - “Тени” (по мотивам Салтыкова-Щедрина). Повторилась ленинградская ситуация. На него, режиссера, посыпалась едкая, незаслуженная, унизительная критика. За достигнутый успех, за талант. У Бабочкина после этого случился первый сердечный приступ, он слег в больницу. Затем целых три года ему пришлось быть безработным. Актер знал, откуда тянутся нити к марионеткам-критикам, но был вынужден попроситься на прием к министру культуры Фурцевой... Вскоре он получил работу в Малом театре.
Работа во МХАТе
И здесь ситуация повторилась: бабочкинский спектакль “Иванов” собирал полные залы, а кровожадная критика (образно говоря) рвала его зубами. “Ошибка” Бабочкина была идеологической: он всегда ставил Человека над Идеологией, Чувства над Верноподданностью, Совесть над Партийной Необходимостью. А еще он открыто назвал директора театра Царева Иудой за пасквиль на гениального режиссера Мейерхольда, ставший причиной ареста гения. Травили Бориса Андреевича именно за это.
После того как завистники объявили режессируемый им спектакль “Лес” внеплановым, Борис Бабочкин не выдержал унижения и ушел из Малого театра.
Он ушел преподавать во ВГИК. Его ученики, в частности актриса Наталья Богунова, с восхищением отзывались о нерастраченном творческом потенциале Бабочкина. По ее словам, он мог “переиграть” целую труппу.
Вместо заключения
Бабочкин, преподавая во ВГИКе, вдруг понял, в чем заключается проблема советского театра: в отходе от классики, в подмене чувств формализмом. Его больно ранила выхолощенность человеческого, актерского, художественного начала в ролях.
Бориса Андреевича вдруг охватило желание поставить “Чайку” бессмертного Чехова. Он написал свой уникальный режиссерский сценарий. 17.07.1975 г. Бабочкин на своем автомобиле приехал к Малому театру, зайдя в здание, договорился с Игорем Ильинским, чтобы тот играл роль Сорина. На обратном пути ему вдруг стало плохо. Сердце. Он остановил автомобиль. Начал искать таблетки. Их под рукой не оказалось...