Полное название нот. Особенности, история и интересные факты
Сегодня мы расскажем, что обозначают ноты, их полные названия, а также вспомним некоторые интересные исторические факты. С латинского языка это слово переводится как "метка" или "знак". Речь идет о графическом обозначении звука в музыкальном произведении. По сути, перед нами один из главных символов нотации в данном виде искусства. Полное название музыкальных нот передается при помощи особых символов. Они указывают на различные характеристики звука: порядок исполнения, длительность, высоту. Но почему были приняты именно такие символы? Далее поговорим обо всем этом подробнее.
История
Далее будут рассмотрены полные названия нот. Гвидо д'Ареццо является автором музыкальной нотации. Он создавал свои труды в первой половине XI века. Именно он начал записывать интересующие нас символы на четырёхлинейном стане. Таким образом, мы ответили на вопрос, кто придумал ноты. Полные названия нот, какими мы их знаем сегодня, появились не сразу. До этого в европейской музыке применялись невмы. По сути, речь идет об особых знаках. Созданная Гвидо д'Ареццо система впоследствии дорабатывалась. В частности, изменились ключи и внешний вид обозначений, добавилась 5-я линейка. В современном виде интересующая нас система используется с XVII в. Около 1700 г. Андреас Веркмейстер – немецкий музыкант и ученый – предложил использовать двенадцатитоновую логарифмически равномерную музыкальную шкалу. Кроме того, он изготовил фортепиано, которое было настроено на ее основе. В то время при помощи нот записывались исключительно высоты звуков. Ритм таким образом передать не удавалось.
Имена
В данном разделе будет приведено полное название нот с переводом. Если расстояние между музыкальными единицами кратно октаве, их имена одинаковы. Сегодня используются такой ряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Полное название нот укажем далее. Ля первой октавы является эталоном частоты - 440 Гц. Отношение нот, которые отстоят на октаву, равно двум. Полное название нот на латыни, по одной из версий, – это строки гимна, исполнявшегося в восходящей октаве: UT queant laxis, REsonare fibris, MIra gestorum, FAmuli tuorum, SOLve polluti, LAbii reatum. Данную систему ввёл Гвидо д'Ареццо. У него нота до называлась ут. В дальнейшем, чтобы сделать проговаривание более удобным, придумали альтернативный вариант – в честь Джованни Дони. Кроме того, добавилась нота си. Ее название является сокращением от Sancte Ioannes. Такое имя ей подарил Х. Вальрант. В Венгрии и США нота си имеет имя ти. Это позволяет не путать её с "C" – до в латинской нотации.
Обозначение буквами
Полное название нот можно передать также иным способом. Речь идет об обозначении их буквами. Ноты обозначаются латинскими буквами: C, D, E, F, G, A, H. Это так называемая немецкая система обозначения. В ней нота си передается буквой H. Немецкая система используется почти в каждой европейской стране, в которой английский язык не является основным. Си-бемоль передается согласно данному методу буквой B. Существует также английская система обозначения. По ее правилам, ноту си передают буквой B. Эта система главным образом распространена в Великобритании и США. Также она частично используется в Швеции и Голландии. В англоязычной литературе применяются правила данной системы обозначения. Она нередко встречается и при обозначении гитарных аккордов в русских сборниках. Для добавления бемоля к ноте приписывают -es к её названию. Чтобы обозначить диез, используется –isis. Из этого правила есть исключения. Мнемонический приём, обеспечивающий запоминание нот, находящихся на 1 — 5 линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа. При этом следует учитывать интервал в терцию. Для удобства используется следующая фраза, довольно забавная: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию».
Упрощённая система
Полное название нот можно передать и более простым способом. Упрощенная система записи была создана для разнообразных музыкальных инструментов. Речь идет о табулатуре. Она может быть клавишной и гитарной. Использование данной техники может освоить любой человек, который не владеет нотной грамотой. Это делается достаточно быстро.
Форма записи
Нотным станом называются 5 линеек, на которых и располагаются музыкальные единицы. Считают их снизу вверх. Ноты слева направо записываются в форме овальных помет в порядке звучания. Каждая музыкальная единица находится на определенной строке стана либо между ними. Иногда применяются добавочные линейки. Они расширяют нотный стан вниз или вверх. Дополнительные линейки имеют определенную длину. Ровно столько требуется для изображения нот, которые необходимо поместить на эти строки. Вертикальная позиция музыкальной единицы зависит от её звучания с учетом высоты.
Элементы
Изображение ноты включает три элемента. Вытянутый в горизонтальном направлении овал называется головкой. Присоединенная к нему вертикальная черточка имеет имя штиль. От последнего отходят одна либо несколько изогнутых линий. Они называются флажками или хвостами. Головка бывает заполненной или пустой. Хвосты и штиль в определенных обстоятельствах отсутствуют. Благодаря описанным признакам определяются относительная длительность обозначаемого звука. Расположение головки относительно линеек определяет высоту. Взаимное расположение указывает на порядок их исполнения.
Обозначение высоты
При записи ноты размещаются особым образом. Их головки находятся на линиях либо между ними. Каждой позиции соответствует определенная ступень – одна из семи. Она повторяется в различных октавах. Соответствие позиций и ступеней задаётся ключом на нотном стане. Основная ступень позиции при этом может быть понижена или повышена. Для этого используются основные или случайные знаки альтерации. Таким образом, высота звука определяется на основе положения музыкальной единицы на стане. При этом учитываются ключи и знаки альтерации.
Интересные факты
Выше мы уже рассмотрели, как было образовано полное название нот, однако существует еще несколько любопытных моментов, на которые стоит обратить внимание при знакомстве с музыкальными единицами. Каждой строке на стане и пространству между ними присваивается порядковое значение. При этом последовательность нот не меняется. Таким образом, чтобы определить положение всех музыкальных единиц на стане, достаточно узнать позицию одной. При этом остальные вычисляются автоматически.
Чтобы указать, какая нота является отправной, в музыке имеются ключи. Речь идет о специальных символах. Они записываются в левом конце нотоносца. Наиболее распространён скрипичный ключ. Он указывает, что на 2 строке снизу имеется нота соль, относящаяся к первой октаве. Басовый ключ восходит графикой к литере «F». Он указывает, что нота «фа» в малой октаве соответствует второй строке сверху. Другие ключи – басопрофундовый и старофранцузский – встречаются реже.
Есть особые музыкальные инструменты. Партии для них пишутся в ключах «до». Существуют хорошо известные «чистые» ноты. Кроме того, не следует забывать об их производных – бемоль и диез. Для указания на них от ноты слева пишутся особые символы. Они называются знаками альтерации. Эти же символы могут располагаться в начале каждой из строк. Это значит, что все ноты исполняются в бемольном или диезном варианте. Ключевыми называются знаки, которые стоят в начале строки. Элементы, находящиеся при отдельных нотах, получили имя случайных. Последние действуют в рамках одного такта во всех октавах. Существует еще один особый знак альтерации. Он называется бекар. Он используется, чтобы отменить указанные ранее бемоль или диез.
Цвет овала нот указывает на длительность. Кроме того, для ее описания используется ряд других элементов. Основными длительностями являются целая, а также половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая. Намного реже используются более мелкие или крупные части. Длительность целой ноты – это относительная величина. Она зависит от темпа произведения в определенный момент. Если подряд расположены несколько нот с длительностью меньше четвертей, они изображаются под единым ребром – палочкой.