Гостеприимство - это... Менеджмент гостеприимства. Основные понятия и определения

Гостеприимство является одним из важнейших понятий в истории человечества. Люди живут в обществе, в нём они развиваются и взаимодействуют с другими личностями. Человеку в течение своей жизни приходится покидать место постоянного пребывания. Причём время отсутствия может быть самое разное. Оказываясь на незнакомой территории, индивид нуждается в поддержке со стороны других людей. Гостеприимство – это и есть безвозмездный приём и угощение странников. Однако это далеко не единственное определение.

Что такое гостеприимство?

Данное понятие имеет множество значений, каждый словарь трактует его по-разному. Гостеприимство в бытовом смысле определяется как традиция, предписывающая радушие в приёме гостя, а также проявление заботы к нему. В гуманитарном словаре это понятие имеет значение добродетели, которая была распространена в древности между народами.

Гостеприимство – это готовность с искренностью принять и угостить людей, в какое бы время они ни пришли. Оно является признаком добродушия, уважения и открытости. Ведь не каждый человек способен на проявление этой благодетели. Гостеприимные люди всегда имеют много друзей, к ним тянутся и с них берут пример.

История возникновения

Традиции гостеприимства появились вместе с образованием общества. Во все времена радушие считалось хорошим тоном. Это качество присуще русскому человеку, является главной его чертой. Встреча гостей с хлебом и солью – обязанность каждого уважающего себя человека. В старину гостей кормили и поили чуть ли не насильно. Были случаи, когда хозяева дома просили поесть или выпить «ещё чуть-чуть». Это обусловлено тем, что поместья обычно располагались далеко друг от друга, и гости приходили редко.

Позднее, в XVII веке, появились праздничные пиры. В то время каждый зажиточный гражданин должен был собирать гостей у себя в поместье, это было важной частью социальной жизни. Назначенный день считался торжественным, готовились к нему заранее. Дамы покупали специальные платья, которые одевали исключительно на эти мероприятия. Торжество начиналось с того, что хозяин каждому из гостей давал ломоть хлеба с солью в знак благодарности и уважения.

В настоящее время люди также любят собираться за столом, устраивать праздничные обеды и т. д. Многое изменилось с тех пор, однако традиции гостеприимства остались неизменными.

Индустрия гостеприимства

Рассмотренные выше определения относятся к бытовому уровню. Но гостеприимство считается ещё и сферой предпринимательства. Более того, на сегодняшний день эта индустрия является одним из самых быстро развивающихся секторов экономики. Она приносит приличный доход и располагает крупной сетью предприятий.

Данное понятие как сферы деятельности пришло в Россию в 2008 году из США. До этого в нашей стране не имели представления об этом секторе. Индустрия гостеприимства – это область предпринимательства, состоящая из предприятий сферы обслуживания, которые принимают за основу принцип щедрости и радушия к клиентам. Проще говоря, к ней относятся организации, занимающиеся общественным питанием, гостиничным бизнесом, а также торгово-развлекательным сектором.

До введения в практику этого термина в России для обозначения подобной деятельности использовалось понятие «гостиничное хозяйство». Оно уже устарело, а словосочетание «индустрия гостеприимства» потихоньку входит в обиход экспертов и предпринимателей нашей страны.

Менеджмент гостеприимства

Гостиничное дело является основным представителем индустрии в России. И это неудивительно, ведь туризм и гостеприимство у нас считаются почти синонимами. Этот рынок быстро и стремительно развивается. Главным центром этого сектора является столица нашей страны – Москва. Город является самым дорогим в мире по предоставлению гостиничных услуг.

Однако стоимость полностью оправдывается качеством. Самые известные гостиничные бренды уже давно появились на российском рынке. В связи с этим повышаются требования к специалистам гостиничного дела. Если несколько лет назад на руководящих должностях в большинстве случаев находились иностранцы, то сейчас около 90% менеджеров являются российскими экспертами. Из этой индустрии, помимо гостиничного дела, можно выделить ресторанный бизнес. Крупнейшая сеть фуд-сервиса в России – «Г.М.Р. Планета Гостеприимства».

Однако несмотря на отличные показатели, стоит признать, что школа управления нашей страны значительно уступает иностранной. Тот же уровень самоотдачи в зарубежных государствах намного выше. Но с каждым годом происходит развитие сферы обучения, и для качественного образования приглашаются иностранные специалисты.

Проблемы развития гостиничного бизнеса в России

Как известно, гостиницы делятся на два типа: сетевые и несетевые. Первый имеет большое преимущество перед вторым в плане продуктивности своей деятельности. Несетевые гостиницы, к сожалению, практически не могут конкурировать со своими соперниками ввиду ограниченного количества предоставляемых услуг, низкого уровня спроса и т. д. Ещё одним фактором, который тормозит развитие этой деятельности, является нахождение большей части бизнеса в руках государства.

Кроме этого, работники не сильно мотивированы трудиться, так как практически везде отсутствуют какие-либо вознаграждения за успешное выполнение обязательств. В России немного квалифицированных сотрудников, которые обладают высоким уровнем знаний, это сказывается и на качестве предоставляемых услуг. Гостеприимство – это не только развитие гостиничного дела, но и других сфер деятельности.

Сектор общественного питания

Он представлен на рынке огромным количеством разных видов заведений: кафе, бар, паб, ресторан, столовая, кофейня и много другое. «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» - компания, развивающая в России сферу питания. Данная организация владеет более чем 300 ресторанами, которые оказывают высочайший уровень обслуживания.

В настоящее время сектор общественного питания не перестаёт развиваться, так как он удовлетворяет насущные потребности людей. Также отсюда можно начать путь предпринимателя. Несмотря на то что рестораны и кафе есть в каждом городе, уникальное заведение будет привлекать к себе клиентов. Предприятия гостеприимства нацелены прежде всего на повышение качества предоставляемых услуг, поэтому они пользуются спросом.

Заключение

Получение дохода для таких организаций не является первостепенной задачей. Как уже было отмечено, удовлетворение нужд клиента – основная задача компаний. Гостеприимство – это прежде всего радушное и доброжелательное отношение к людям. Ведь если клиенту понравится в гостинице или в ресторане, он без проблем оплатит нужную сумму, и более того, будет рассказывать друзьям об отличном заведении.

Те предприниматели, которые стараются получить как можно больше прибыли, обычно недолго задерживаются на этом рынке. Необходимо прогнозировать запросы клиентов и следить за нововведениями, и тогда предприятие будет пользоваться спросом.

Комментарии