Диагностика суицидального поведения подростков: тестирование. Профилактика суицидального поведения подростков в школе

Сегодня проблема подросткового суицида стоит в нашем обществе очень остро. Причин много, например, все возрастающая нагрузка на несформировавшуюся психику ребенка со стороны общества и средств массовой информации. С одной стороны, на них осуществляется постоянное давление в виде высоких ожиданий родителей и школьных учителей. С другой стороны, у подростков формируется собственный мир взаимоотношений и чувств.

Складывается ощущение, что каждый ребенок должен быть гением в области математики и информатики, уметь красиво петь и танцевать, рисовать, говорить на нескольких языках и еще много чего другого. А как же счастливое и беззаботное детство? То есть диагностика суицидального поведения подростка на самом деле вторична - нужно обеспечить ему нормальные условия для жизни, и тогда риск заметно снизится.

Взросление

Это второй фактор, который нельзя сбрасывать со счетов. Еще вчера ребенок покорно выполнял все ваши требования, а сегодня вдруг осознал, что его жизнь полностью контролируется взрослыми, а на его «хочу» места почти не остается. Вспыхивает бунт, и от того, как вы с этим будете справляться, снова зависит уровень тревожности и депрессивности, а значит, и риск возникновения суицидальных мыслей.

Это азы для родителей, которые должны осознавать, как много зависит от нашего понимания, терпимости и чуткости. Диагностика суицидального поведения подростков – это задача не столько школьных психологов, сколько наша с вами. Ведь ребенок проводит дома достаточно много времени. Внимательное наблюдение за ним – это уже залог того, что вы не упустите тревожные звоночки и сумеете вовремя среагировать.

Симптомы, которые не должны оставаться без внимания

На самом деле они видны невооруженным глазом, только в силу своей занятости мы обычно игнорируем их. Сверстники, учителя и родители - все они должны заметить перемены с ребенком. Диагностика суицидального поведения подростка начинается именно с подмеченных странностей. Это:

  • Общая угнетенность, отсутствие заинтересованности в чем-либо. Подросток с трудом встает по утрам, с видимым усилием собирается в школу и на секции, готов проводить в своей комнате все свободное время.
  • Эмоциональные высказывания на тему «лучше бы я никогда не родился».
  • Сильная озабоченность смертью, просмотр фильмов с заданной темой.
  • Ярко выраженный комплекс неполноценности. «Я ни на что не годен», «Без меня будет лучше».
  • Состояние депрессии, выражения «Оставьте меня все в покое» - это тоже тревожный звоночек, на который нельзя не обратить внимания.

Таким образом, диагностика суицидального поведения подростков начинается в семье. Если у родителей появляются подозрения, он может прийти на консультацию к школьному психологу, чтобы вместе договорится о более глубокой диагностике и решении проблемы.

Шаг первый: тестирование

Конечно, психолог не может в большинстве случаев вызвать ученика и задать прямой вопрос, например, "не желаете ли вы покончить жизнь самоубийством?". Поэтому, даже видя явные признаки изменения поведения, необходимо получить почву для проведения осторожной беседы. Для этого вводится профилактика суицидального поведения подростков в школе. Это специальные занятия, в ходе которых используются приемы арт-терапии. Детям предлагают нарисовать смерть, а затем разбирают в небольших группах полученные данные. Психолога в этом случае интересует в первую очередь, какие чувства вкладывает каждый из участников в свой рисунок. В большинстве случаев темные цвета, резкие линии, вычурная прорисовка деталей может о многом говорить.

Профилактика суицидального поведения подростков в школе подразумевает также дебаты, при которых ребятам предлагается разбиться на несколько групп и обсудить все за и против такого варианта ухода из жизни. Пусть одна группа попробует доказать, что каждый имеет право на личный выбор, а вторая - найти аргументы против этого (ответственность, религиозность и многое другое). Конечно, общим выводом урока должно стать то, что лишение себя жизни – это необдуманный поступок, ребячество, что решение проблем лежит совсем в другой плоскости. Такие уроки дадут прекрасный материал для наблюдения школьного психолога.

Индивидуальный подход

После того, как были проведены тематические открытые уроки, можно подкрепить сделанные выводы о степени риска совершения суицида теми или иными школьниками при помощи специальных методик. Предлагать их стоит завуалированно, в виде общего тестирования. При этом предложите ребятам, каждому в индивидуальном порядке, подойти за результатами. Причем обязательно назначьте время, указав его на листочках. Так вы сможете осуществить личную беседу с каждым из них.

Выбираем методики

Как проводится диагностика суицидального поведения подростков? Тестирование может предполагать использование самых разных методик, каждая из которых прямо или косвенно укажет на то, что с ребенком нужно обязательно работать индивидуально. Первая большая группа – проективные методики:

  • рисуночные тесты;
  • цветовые тесты Люшера;
  • пиктограммы;
  • пятна Роршаха.

Каждый из них достаточно сложен в обработке, но дает колоссальный материал для исследователя. Единственный недостаток заключается в том, что после проведения тестирования вам обязательно потребуется индивидуальная беседа с каждым испытуемым, чтобы подтвердить свои догадки. Ведь на выбор цвета или формы может повлиять самочувствие или сиюминутное настроение, переживание о каком-то событии.

Структурированные методики

Они более просты в обработке и понятны, но к сожалению, вы можете получить социально желательные ответы. Когда проводится диагностика суицидального поведения подростков, методики желательно использовать без прямой ссылки на то, что они исследуют. Например, опросник суицидального риска можно назвать тестом Разуваевой, по имени автора. Он позволяет выявить степень сформированности суицидальных намерений. Кроме этого, используется еще ряд тестов:

  • На определение уровня самооценки.
  • 18-факторный опросник Кеттела.
  • Опросник акцентуации и психопатий Шмишека.
  • Опросник агрессивности Басса-Дарки.
  • Шкала тревожности.
  • Шкала определения уровня депрессии.

Психологическая диагностика суицидального поведения у подростков должна быть индивидуальной. Если специалист видит, что есть предпосылки к совершению насильственных действий над собой, то ее нужно переводить в индивидуальную форму. Подросток нуждается в помощи и будет рад протянутой руке.

Коррекция

Это важный и большой блок, ради которого исследуется суицидальное поведение подростков. Диагностика, профилактика, коррекция – это три последовательных шага, о которых не должен забывать школьный психолог. Итак, коррекционные мероприятия должны проводиться как в индивидуальном, так и групповом режиме. Причем работать специалисту нужно будет с родителями в том числе. Им нужно донести простые истины, что колючий и упрямый подросток нуждается в любви не меньше, а еще больше. Поэтому объятия и поцелуи, совместные походы в кино и театр, в кафе и на стадион – это лучший способ вернуть блеск глазам и радость жизни. Чем чаще он будет слышать от родителей такие фразы, как «что бы мы без тебя делали», «ты лучший», «я рядом», «я помогу», тем проще пройдет этот сложный возраст.

Комментарии