Моторные масла для мотоблоков

Работоспособность и долговечность мотоблока во многом зависят от качества его обслуживания, в частности от характеристик используемого моторного масла. Самым правильным решением будет использовать ту смазку, которая рекомендована производителем силовой установки. Но это не всегда возможно. Более того, некоторые пользователи стараются «предложить» своему мини-трактору масло лучшего качества, стремясь продлить срок его службы.

Какой бы ни была ваша цель, прежде всего надо изучить характеристики и маркировку моторных масел для мотоблоков и уже после этого определить наиболее оптимальный вариант.

Расшифровка маркировки моторного масла

В настоящее время характеристики моторного масла определяются двумя показателями – эксплуатационным классом и классом вязкости. Первый параметр определяет конструкцию двигателя, с которым масло данного эксплуатационного класса покажет себя с лучшей стороны – оптимизирует работу силовой установки, сократит расход топлива и нейтрализует выхлопные газы наилучшим образом.

Класс вязкости определяет текучесть масла для мотоблока. Известно, что сильнее всего мотор изнашивается во время запуска, так как пространство между гильзой цилиндра и поршнем сухое – сила трения между соприкасающимися поверхностями достигает максимального значения. Соответственно, чем более текучая жидкость, тем быстрее произойдет смазка рабочих поверхностей.

Однако здесь необходимо учитывать, что вязкость зависит от температуры. Если двигатель будет работать зимой, то масло должно сохранять свои характеристики и при минусовых температурах, и при плюсовых, когда мотор разогреется.

Эксплуатационный класс

Если говорить более ясно, то эксплуатационный класс определяет качество моторного масла для мотоблока. Современные двигатели требуют от ГСМ выполнения все более новых и жестких требований. В настоящий момент установлены три эксплуатационных категории:

  • S – масла для бензиновых двигателей;
  • С – смазка для дизельных силовых установок;
  • ЕС – энергосберегающий вид, относящийся к новому поколению ГСМ.

Каждой категории присваивается дополнительная буква, например SM, и чем дальше второй символ от начала алфавита, тем современнее масло. Так, класс смазки SM появился на свет в 2004 году, а вот SN – только в 2010-м. Соответственно, чем «новее» масло, тем более прогрессивные технологии в нем реализованы.

Существуют также универсальные масла для мотоблоков, которые допустимо использовать с бензиновыми и дизельными двигателями. В таком случае продукция маркируется двумя группами символов через дробь: первые две буквы определяют основную сферу применения, вторые указывают на возможность применения этой смазки для мотора другого типа. Например, API SN/СН-4.

Классы вязкости

Согласно классу вязкости, все масла подразделяются на зимние, маркируемые символом W, летние – без буквенного обозначения, всесезонные – обозначение через тире, например 5W-30. Вязкость масла определяется при условиях, максимально приближенных к реальным. Существующие классы вязкости:

  • зимние продукты – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • летние – SAE 20, 30, 40, 50, 60.

«Летние» масла для мотоблоков отличаются высокой вязкостью, что обеспечивает оптимальную смазку двигателя во время работы, но затрудняет его запуск при низких температурах. Напротив, «зимние» продукты лучше смазывают агрегаты в условиях низких температур, но после разогрева они становятся слишком жидкими. Всесезонная смазка обладает одновременно двумя качествами.

При выборе класса вязкости обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя двигателя. Они основываются на конструктивных особенностях силовой установки – мощности масляного насоса, величине зазора между поршнем и цилиндром. Возможно применение моторного масла для мотоблоков с различной вязкостью, в зависимости от средних температур в вашем регионе.

Эксплуатационные классы масла для бензиновых двигателей

В некоторых случаях использование смазки не той категории может привести к поломке мотора. Сейчас производители мотоблоков рекомендуют использовать следующие классы моторных масел:

  • SA – для работы в условиях низких нагрузок.
  • SB – для эксплуатации мотоблока в среднем диапазоне механических напряжений. Масло отличается стабильными смазывающими свойствами, антикоррозионной защитой подшипников.
  • SC – масла для двигателей мотоблоков, не оборудованных клапанами PCV. Снижают количество отложений, повышают износостойкость и антикоррозионную защиту.
  • SD – смазка для двигателей с системой PCV, обладает несколько лучшими показателями, нежели предыдущий представитель.
  • SE – ГСМ для моторов, выпущенных после 80-х годов, лучше противостоит износу, коррозии, защищает подшипники.
  • SF – надежнее и качественнее, чем марка SE, снижает образование отложений в широком температурном диапазоне.
  • SG – отличается от категории SF качественными улучшениями.
  • SH – наиболее современный тип моторных масел, допускается использовать в большинстве двигателей.

Решая вопрос о том, какое масло для мотоблока лучше выбрать, следуйте рекомендациям производителя двигателя. Моторы проходят испытания со смазкой определенного класса, которая наилучшим образом подходит силовой установке. Ее и советует производитель.

Качество масел для дизельных двигателей

Использование рекомендованного моторного масла для дизельного мотоблока значительно повышает ресурс двигателя, а также сокращает потребление топлива.

Сегодня производители советуют следующие категории:

  • СА – для моторов, работающих в условиях низких нагрузок. ГСМ снижает количество отложений при высоких температурах, однако чем выше нагрузки, тем хуже смазка справляется с обязанностями.
  • СВ – несколько лучше СА, рекомендовано для использования при работе двигателей на высокосернистом топливе.
  • СС – для эксплуатации мотоблока при повышенных нагрузках, если двигатель не оснащен турбонаддувом или нагнетателем.
  • CD – для использования силовых установок без нагнетателей и турбонаддува, работающих с высокой частотой вращения.

При использовании моторного масла для дизельного мотоблока важно следить за его количеством. Недостаточный, равно как и избыточный, объем может привести к заклиниванию двигателя.

Рекомендованное масло для «азиатских» двигателей

Наиболее популярными двигателями азиатского производства являются модели компаний Subaru, Honda и Lifan. Японская компания Honda рекомендует использовать в своих двигателях всесезонное масло 10W-30 категории качества SG или SF. Если же вы собираетесь использовать сезонную смазку, то ее коэффициент должен быть подобран исходя из среднегодовых температур в вашем регионе.

Концерн Subaru рекомендует своим клиентам выбирать масло вязкости SAE 10W-30 для работы в умеренно-континентальном климате, а SAE 5W-30 - если вы проживаете в холодных регионах нашей страны. При этом категория качества должна быть не ниже SE.

Корпорация Lifan советует пользователям выбирать масло для мотоблока вязкости SAE-30 для эксплуатации летом и SAE-10W-30 для работы в зимний период времени. Конкретных рекомендаций касательно категории качества нет.

Масло для отечественных мотоблоков

К одному из наиболее распространенных отечественных двигателей ДМ-1 компания "Калужский двигатель" рекомендует использовать всесезонную смазку 10W-30 и 15W-30, соответствующую категориям качества SF, SG и SH. Такое же масло для двигателя мотоблока «Нева» подойдет идеально, необходимо лишь, чтобы оно соответствовало требованиям ГОСТ 10541-78.

Для силовых установок «Каскад» МБ-6 допускается использовать такие же моторные масла, как и для карбюраторных двигателей. Главное, чтобы оно соответствовало марке М-5з/10Г1 или М-6з/12Г1 по ГОСТу 10541-78. Смешивать минеральные и синтетические масла, как это делают некоторые пользователи, недопустимо – это приведет к заклиниванию.

Трансмиссионное масло

Конкретных рекомендаций относительно того, какое использовать масло для редуктора мотоблока, дать невозможно. Каждый производитель сам определяет категорию качества и степень вязкости ГСМ. Если вы хотите сохранить работоспособность своего мотоблока в течение длительного времени, то неукоснительно придерживайтесь рекомендаций относительно марки продукта, а также советов о периодичности и порядке его замены.

Комментарии