Военная реформа Павла 1
Реформы, правление Павла 1 (1796-1801) заслужили у историков противоречивые оценки. Причина кроется в путанице и противоречиях в психологическом портрете этого императора. От природы довольно способный человек, получивший хорошее образование, Павел I, став императором, повел себя как капризный мальчишка, что назло маме отмораживает уши. Действительно, он рано лишился отца (Петра III) и имел основания подозревать мать в причастности к его смерти. С матерью отношения тоже не сложились сразу же – сына у Екатерины II забрали сразу после рождения, маленький Павел с матерью почти не общался. Сама Екатерина его не любила и опасалась как возможного конкурента на престоле.
В результате император Павел 1 приложил все силы к тому, чтобы обустроить государство с точностью до наоборот по отношению к тому, что имелось в екатерининские времена. Ему удалось устранить некоторые «перегибы», допущенные императрицей, но в результате он заменил их собственными, зачастую еще худшими. Основные реформы Павла 1 будут представлены вашему вниманию в этой статье.
Замыслы с размахом
Павел I явно не рассчитывал, что его царствование продлится всего 4 года (к моменту вступления на престол ему было 42 – возраст по тем временам солидный, но можно было еще жить и жить). Поэтому он сразу взялся за множество проектов, и часть из них получилось реализовать.
Наибольшее значение царь придавал укреплению собственной власти и военной мощи страны (понятия не тождественные, но взаимосвязанные). Поэтому активнее всего в жизнь претворялась военная реформа Павла 1 (кратко о ней мы поговорим в статье), идеология которой коренилась в прусских традициях (порядком устаревших к тому времени). Но было и немало полезных нововведений: изменились требования к офицерам, расширились права солдат, появились новые рода войск, улучшилась подготовка кадров по некоторым направлениям (в частности, военных медиков).
Укреплению власти прежде всего должен был способствовать новый закон о наследовании престола, отменявший установленную Петром I практику самостоятельного принятия монархом решения о кандидатуре наследника. Также значительно сокращалось количество дворянских привилегий, укреплялась бюрократическая иерархия. Для улучшения управления были расширены права губернаторов, уменьшено число губерний, восстановлены упраздненные ранее коллегии.
Павел панически боялся дворцовых переворотов и революций и пытался бороться с «крамолой», введя тотальную цензуру. Проверке подвергались даже нотные партитуры.
При этом, если Екатерина II была «матушкой» дворянства, Павел I пытался позиционировать себя как «отца народа». Им были предложены некоторые изменения в положении крестьян. Правда, понимал крестьянское «благо» император оригинально – к примеру, он считал, что крепостным быть намного лучше, чем свободным.
Идеалом Павла было государство абсолютного регламента и дисциплины (на фоне традиционной российской безалаберности такой идеал выглядел гораздо привлекательней, чем можно подумать). Почерпнул он эту идею у немцев (и не усматривал в этом никакого противоречия, хотя ненавистная мать, Екатерина, была чистокровной немкой!).
Престол по закону
Реформа престолонаследия Павла 1 стала одним из первых его решений после восшествия на престол. Новый закон отменял петровский указ, по которому правящий монарх наделялся правом самостоятельного выбора преемника. Теперь наследовать должен был в обязательном порядке старший сын; при отсутствии такового – первый по старшинству брат или племянник монарха по мужской линии; женщина могла быть допущена к престолу лишь при полном отсутствии кандидатов мужского пола.
Понятно, что Павел хотел таким образом избежать ситуации, в которой оказался сам – он полагал, что должен был немедленно наследовать отцу после его смерти, а не ждать 34 года, пока правила мать. Но судьба иногда любит зло пошутить. После смерти Павла престол был передан в точном соответствии с этим законом его старшему сыну Александру (кстати, внука Екатерина любила, и он прекрасно ладил с бабушкой). Вот только законный наследничек перед этим «дал добро» на удушение папочки…
Против вольности дворянства
Реформы дворянства Павла 1 были направлены на обуздание их своеволия. Соратников матери (среди них были хитрые подхалимы и казнокрады, но немало имелось и очень способных, заслуженных людей) он жестко преследовал, от всякой власти они немедленно были отстранены. Но заодно «полетели» и все екатерининские нововведения «о вольности дворянства».
Павел отменил указ, делающий дворянскую военную службу необязательной. Были запрещены долгосрочные отпуска (максимальный мог составлять 30 дней в году). Дворяне не могли даже переходить с военной службы на штатскую по собственному желанию – требовалось минимум разрешение губернатора. Запрещено было и жаловаться сразу императору – только через тех же губернаторов.
И это не все – дворян обязали платить налоги, а в отдельных случаях разрешили применять к ним телесные наказания!
Долой дворянских недорослей
Одновременно решениями Павла I были ликвидированы и некоторые действительно уродливые проявления «вольностей». Теперь дворянин не мог просто числиться на службе – ее нужно было действительно нести. Из полков выписали всех дворянских «недорослей», которых записывали на унтер-офицерские должности с самого рождения (читавшие «Капитанскую дочку» знают, что Петруша Гринев был записан в гвардейский полк сержантом еще до своего рождения и к началу повествования уже «выслужил срок» на офицерский чин – это не преувеличение). Некоторые сенаторы времен Екатерины ни разу не были в Сенате – Павел это прекратил.
Новые подданные
Одновременно Павел издавал указы, которые современниками воспринимались как значительные уступки крестьянству. Предвестником грядущей крестьянской реформы считали требование нового царя, чтобы крепостные принесли ему присягу (раньше за них это делал помещик).
Далее, в 1797 году, Павел издал манифест, запрещавший барщинный труд в воскресенья и дни церковных праздников.
Также к числу заметных внутриполитических решений в пользу крестьян относят отмену зерновой подати (ее заменили денежной фиксированной выплатой) и телесных наказаний для стариков (правда, крестьяне старше 70 лет попадались не так уж часто). Также был отменен запрет подавать жалобы на жестокость помещиков и вводились ограничения на продажу крестьян без земли.
Странное «благоденствие»
Но противоречивость натуры Павла очень ярко проявилась в крестьянском вопросе. Царь неоднократно заявлял, что полагает крестьян главным сословием в государстве, но при этом он это сословие… активно отдавал в собственность сословиям прочим. Именно Павел I официально разрешил покупать крестьян недворянам (купцы приобретали крепостных для работы на заводах) и не обратил внимания, что это разрешение противоречит указу о запрете продажи без земли.
Царь вообще считал, что помещичьи крестьяне устроены лучше «бесхозных» государственных. В результате одним из первых своих указов (в декабре 1796 года) он распространил крепостное право на доселе вольные земли Войска Донского и Новороссии. За 4 года своего правления Павел сделал крепостными 600 тыс. государственных крестьян. Его матушка исхитрилась раздать 840 тыс., но для этого ей потребовалось 34 года, и то ее почитают жестокой крепостницей.
Некоторые специалисты предлагают учесть, что указ 1797 года не только запретил барщину в воскресенье, но и ограничил ее продолжительность 3 днями в неделю. Ничего подобного – там сказано лишь, что 6 дней достаточно, чтобы крестьянин успел поработать и на помещика, и на себя.
Должен быть порядок
Кроме крестьянского вопроса, во внутренней политике Павла интересовала проблема эффективного управления и «государственной безопасности». В рамках административной реформы Павла 1 были увеличены полномочия губернаторов (об этом говорилось выше) и одновременно уменьшено число губерний (с 50 до 41). Павел I восстановил некоторые коллегии, ранее упраздненные. Губернские дворянские собрания лишились части своих административных полномочий (они перешли к губернаторам). Одновременно были восстановлены права самоуправления в некоторых регионах империи (в частности, в Украине). Это не была полноценная автономия, но все же возможности этих регионов в самостоятельном решении вопросов своего устройства заметно выросли.
Реформы внутренней политики Павла 1 привели к тому, что бюрократия очень укрепилась (хотя он всегда говорил, что с нею борется). Именно тогда появились различные ведомственные чиновничьи мундиры.
Внутренние реформы Павла 1
Павел очень боялся заговоров и революций, и искоренение «крамолы» почитал важнейшей задачей внутренней политики. Правда, сразу после прихода к власти он помиловал ряд «смутьянов» (в том числе Радищева и Костюшко), но исключительно назло матери – их место в заключении очень быстро заняли другие «вольтерьянцы».
Именно Павлу принадлежит честь создания в империи института тотальной цензуры. Кроме того, император был очень чувствителен к внешним проявлениям почтения и послушания. При его проезде все обязаны были кланяться (включая знатных дам) и обнажать головы. Иногда Павел I проявлял снисходительность к нарушителям этого правила (Пушкин действительно упоминал, как царь пожурил за него няньку – ей ничего не сделали, лишь заставили снять картуз с крошечного мальчика). Но известен и случай отправки в ссылку дряхлой знатной старухи с ревматизмом – она не смогла должным образом поклониться…
Прусский устав
Но более всего императора Павла 1 интересовало военное дело, и здесь он имел самые грандиозные планы.
Еще будучи наследником престола, в своем гатчинском замке Павел тренировал собственную гвардию, муштруя ее на прусский манер. Его идеалом (как и его отца, кстати) был Фридрих II Прусский, и цесаревича не смущало, что идеи этого (действительно выдающегося) правителя к моменту его восшествия на престол несколько устарели. Именно правила, установленные в прусской армии времен Фридриха, он решил взять за основу реформирования армии российской.
Долой Потемкина и Суворова!
Некоторые современные историки полагают, что военная реформа Павла 1 сделала русскую армию организованной, дисциплинированной и боеспособной. Поэтому, дескать, она смогла потом разгромить Наполеона. Это очевидно не так. Боеспособной русскую армию сделали как раз полководцы екатерининской эпохи – Суворов, Румянцев, Потемкин, и русские солдаты под их командованием отлично били даже и войска того же Фридриха. Но это наследие Павел решительно откинул – он ненавидел всех, кого продвигала мать.
Выучка солдат действительно велась очень старательно. Но вместо суворовских тренировок по взятию природных и искусственных препятствий и штыковому бою начались многочасовые вышагивания по плацу с выполнением парадных ружейных приемов (нечто подобное можно видеть сейчас при проходе кремлевского караула, но при императоре Павле I этим заставляли заниматься всю армию).
Солдат вновь переодели в корсеты с затянутыми талиями, неудобные узкие штиблеты и пудреные парики с буклями. Никого не интересовало, что узкие мундиры вызывали обмороки от нехватки воздуха, а необходимость приводить в надлежащий вид прическу с пудрой не оставляла времени на сон. Засохшие коркой парики (их пудрили мукой, и получалась короста из теста) вызывали мигрени и жестокую антисанитарию.
Были и другие «изобретения». Например, император Павел 1 потребовал, чтобы в каждом полку была сотня… алебардщиков! Де-факто это означало, что на полк появлялась сотня безоружных.
Впрочем, многие опытные офицеры и генералы боролись с нововведениями явочным порядком. Так, Суворов во время своего итальянского похода демонстративно «не замечал», что его солдаты попросту повыбрасывали все ненужные части мундира, а алебардщики пустили свое «вооружение»… на дрова.
Не все так плохо
Но нужно сохранять объективность – реформа армии Павла 1 имела и положительные последствия. В частности, им были созданы новые рода войск – связи (фельдъегерская служба) и инженерные части (Пионерный полк). В столице организовали врачебное училище (ныне – Военно-медицинская академия). Император также заботился о подготовке военных карт, создав Депо карт.
Солдат начали расселять в казармы, а не на постой на частных квартирах – это и облегчило положение мещан, и способствовало увеличению дисциплины. Срок службы рекрутов был установлен точно в 25 лет (а не бессрочно или до полной непригодности). Солдат получил право на отпуск (28 дней в году) и на жалобу на неправомерные действия начальства.
Обмундирование теперь отпускалось из казны, а не закупалось офицерами (как бы сейчас сказали, была пресечена коррупционная схема). Офицер становился ответственным за жизнь и обеспечение своих солдат (вплоть до уголовного преследования). Во флоте проводилось техническое переоснащение, и были отменены некоторые одиозные наказания (например, протягивание под килем).
Наконец, неудобный мундир дополнялся и некоторыми удобствами – Павел первым ввел в русской армии зимнюю форму одежды. Появились меховые жилеты, толстые плащи, шинели. Караульным зимой официально разрешили стоять на посту в тулупах и валенках (эта норма действует до сих пор), причем все необходимое тоже обеспечивала казна.
Офицерское недовольство
Известно, что среди заговорщиков, убивших императора Павла I, было немало офицеров. Они имели как уважительные, так и малоуважительные причины для недовольства. Царь был склонен очень придираться к офицерам, особенно на парадах – угодить прямо с парада в ссылку, в чем стоял, было делом обычным.
Но многих офицеров раздражала и требовательность монарха – теперь они должны были не «зажигать» на светских раутах, а заниматься с солдатами. С офицеров действительно строго требовали за положение в их частях, не глядя на знатность и заслуги. Впрочем, незнатных среди офицерства в павловское время не осталось – царь приказал уволить всех офицеров-недворян и запретил впредь давать унтерам недворянского сословия чины.
В результате у недовольных большой популярностью пользовался наследник, Александр. Безусловно, он был в курсе того, что его отца в любом случае «уговорят» освободить престол. Александр I честно расплатился с заговорщиками – объявляя о своем воцарении, он первым делом заявил: «При мне будет все, как при бабушке».
Император Павел 1 не принадлежит к числу великих правителей, заслуживших огромного уважения. Правил он недолго, и действительно его царствование носило явный отпечаток деспотизма. Но это не причина не видеть позитивных изменений, привнесенных этим царем в государственную жизнь. Они тоже были, и все же реформы Павла 1 (кратко о них вы узнали из статьи) сыграли свою роль в дальнейшем развитии страны.