Федеральный исполнительный орган местного самоуправления

Для того чтобы народ мог управлять своей страной, демократическая система власти включает в себя местное самоуправление. Таковое наблюдается в любых муниципальных образованиях. Это могут быть села, города, а если населенные пункты очень большие, тогда только части городов – например, кварталы. Логика следующая: имеется государственная власть – это управление, далекое от народа, а вот муниципальная – это (в идеале) сам народ, работающий на пользу себе самому. Правда, полномочия исполнительных органов местного самоуправления распространяются только на территорию своей местности, а решения подчиняются действующим для всех правилам и законам.

Решаем, управляем, контролируем

Местное самоуправление ответственно за решение довольно широкого спектра вопросов, связанных с собственностью муниципалитета. Представителей власти народ выбирает самостоятельно, изъявляя волю напрямую. Для этого предусмотрены различные органы самоуправления в конкретной местности.

Таким образом можно решить следующие вопросы:

  • обеспечение всем необходимым для корректной работы детских садов, заведений здравоохранения, образовательных, связанных с общественным порядком;
  • использование, содержание нежилого, жилого фонда во владении муниципалитета;
  • поддержка работоспособности коммунальных сетей;
  • строительство дорог и содержание их в адекватном состоянии;
  • озеленение территорий, благоустройство населённого пункта.

Собственность и деньги

Исходя из вышесказанного, понятно, что у муниципалов есть в собственности различные объекты. Наиболее значимы дома, строения, земельные участки. Это все то жилье, которое еще не приватизировано, а также используемое для образовательных, культурных учреждений, больниц, иных объектов промышленности.

Деньги также важны для муниципалитета, поэтому регулярно формируют бюджет, прописывая, какие доходы запланированы, расходы возможны. В бюджет средства поступают за счет введенных на территории налоговых и прочих сборов, штрафных санкций, сдачи объектов в аренду, получения части прибыли местных предприятий. Муниципальные бюджеты питаются в том числе и за счет дотаций.

Как это структурировано?

Публичная власть – это структура из двух уровней: государственный, местный. Следующая ступень иерархии – негосударственные исполнительные органы местного самоуправления в РФ. К таковым принято относить все те органы, в чьей зоне ответственности функции, связанные с управлением территорией, распоряжением, исполнением установленного законами. Наиболее значимая деятельность исполнительных органов местного самоуправления – это гарантия соблюдения на подведомственной территории федеральных законов, а также нормативных актов, принятых на более низком уровне. Это местные документы, устанавливающие правила и порядки на территории, а также действующие на уровне субъекта РФ.

Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления имеют компетенцию, устав, функциональность. Словом, это полностью сформированные структуры для обеспечения исполнительной власти на местности. Обычно в качестве такой власти выступает мэрия города или администрация.

Что почем и как работает?

Обеспечивается взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления через иерархическую структуру власти. При этом основополагающим является тот факт, что исполнительная власть сконцентрирована в руках главы администрации города – этакого избранника народа, выбранного, чтобы изъявить волю населения.

Местная администрация призвана следить за тем, чтобы соблюдались федеральные законы. Ее же задача – сформировать бюджет, утвердить его и реализовать. Занимаются органы исполнительной власти местного самоуправления собственностью муниципалитета, управляя ею в идеале так, чтобы строения поддерживались в корректном состоянии, регулярно обслуживались и ремонтировались. Наконец, в зоне ответственности – программы экономического, социального развития подведомственной территории. Несомненно, сформировав подобные программы, органы исполнительной власти местного самоуправления должны предпринять все возможное, чтобы воплотить их в жизнь. Наибольшая ответственность ложится на главу этого органа, то есть на главу администрации.

А что внутри?

Внутренняя организация исполнительных органов местного самоуправления – это иерархия, в которой практически всегда есть следующие ступени:

  • глава, то есть тот, кто руководит работой органа, а также заместители, назначенные чиновнику;
  • административный аппарат, включающий в себя основной персонал, составляющий акты исполнительных органов местного самоуправления;
  • комитеты, иные подразделения;
  • единицы структуры исполнительной власти, ответственные за отдельные районы, таковые обычно именуются территориальными.

Всему голова!

Итак, есть федеральный исполнительный орган местного самоуправления, и есть самый главный человек здесь. Именно он отвечает за то, как власть работает, контролирует ее, обеспечивает урегулирование разнообразных вопросов, подписывает бюджет и утверждает различные программы.

В нашей стране широко применимо единоличное управление, не будут исключением и представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Есть глава, которому все подчинены и перед которым обязаны регулярно отчитываться: как, что, насколько сделано, эффективно ли. С другой стороны, глава администрации не просто контролирует, хорошо ли работают представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Если что-то идет не так, спрашивают с него лично: по законам, ответственность возлагается на управленца персонально.

И что можно сделать?

О том, за что и каким образом будет отвечать главный человек в администрации населённого пункта, рассказывает принятый в этой местности устав. Обычно в нем указывают, что глава должен формировать бюджет и контролировать, чтобы финансовая программа воплотилась в жизнь. Кроме того, именно он руководит всеми объектами в муниципальной собственности. Делать это можно через подчиненные органы, а можно и самостоятельно, напрямую. Между прочим, это не так и мало. В муниципальной собственности обычно достаточно много разнообразных учреждений, предприятий. Словом, найдется, где разгуляться.

Дополнительно к указанному ранее, глава администрации следит за тем, насколько соблюдаются на подведомственной территории права граждан и их свободы. Он контролирует законность происходящего в доверенной ему зоне. При необходимости глава может отменить тот или иной акт, изданный подчиненным органом, а также инициировать работы над какой-нибудь программой или документом на пользу муниципальному образованию. В зоне ведомства главы администрации – заключение соглашений, договоренностей, направленных на благо доверенной территории. Наконец глава исполнительного органа местного самоуправления награждает подчиненных ему лиц, наказывает, призывает к ответственности. К числу таковых принадлежат муниципальные работники.

Законы и назначения

О том, кем может управляться исполнительный орган местного самоуправления, рассказывает принятый в 2003 году закон, посвященный вопросам местного самоуправления. В частности, именно вопросу выбора главы посвящена 37-я статья. В ней говорится, что глава образования может быть также и главой администрации, а также, что это может быть человек, с которым заключили контракт. Второй вариант возможен, если должность была вакантна, на ее замещение провели конкурс и выбрали в результате лучшего из претендентов.

Когда организуется конкурс, задача проведения процедуры по закону ложится на исполнительный орган местного самоуправления. Необходимо сперва задокументировать то, каков конкурсный порядок, то есть каким образом допустимо проводить это мероприятие. Обычно утверждают специальное положение. Далее необходимо подобрать персонал для комиссии, предварительно определив, насколько много человек нужно для корректной работы.

Следует помнить, что далеко не все участники комиссии назначаются муниципальным исполнительным органом, некоторых предоставляют по выбору законодательного органа того субъекта, где проводится мероприятие. Это происходит на основании решения высшего должностного лица территории. Далее комиссия анализирует претендентов и выбирает лучшего, утверждает, какие условия нужно прописать в договоре с будущим управленцем и принимает примерный контракт. Глава администрации формирует свое представление о структуре подчинённого ему органа, а комиссия вправе утвердить проект или отправить на переработку. Также именно такая комиссия имеет право инициировать расторжение заключенного с управленцем контракта.

Глава: кто он такой

Как уже было упомянуто, исполнительный орган местного самоуправления подчиняется главе. Такового можно избрать в ходе муниципальных выборов, о чем гласит 36-я статья принятого в 2003 году закона о местном самоуправлении. В качестве альтернативы выборам – принятие решение в пользу одного из членов администрации.

Если были организованы выборы, в ходе которых некоторый чиновник занял место главы администрации, тогда его голос в будущем будет решающим на проводимых властью собраниях. Этот управленец может возглавить администрацию или занять пост председателя представительного органа. А вот разделиться на два кресла нельзя: или глава администрации, или председатель. И ту, и другую должность одному и тому же человеку по закону занимать запрещено.

Разделяй и властвуй

Описанная система стала наилучшим на данный момент воплощением представления о справедливом разделе власти. Впрочем, если речь идет о небольших населенных пунктах – например сельских поселениях, то тут ситуация особенная. В таких местах проживает довольно мало человек, поэтому две головы совершено ни к чему. Достаточно выбрать одного управленца, который будет совмещать две должности, являясь как председателем, так и главой.

Прочно утвердившись на новом стуле, глава может:

  • Представлять местность в других регионах, муниципалитетах, в государственных инстанциях, предприятиях, а также перед гражданами. Такому начальнику не нужна доверенность, поскольку представительская функция предполагает наличие всех прав и полномочий. Это означает, что глава сможет подписывать бумаги и оглашать позиции по разнообразным вопросам. Исключение – это такие случаи, которые были отмечены в законе как специальные.
  • Подписывать правовые акты, принимаемые подведомственными структурами, а также заниматься их обнародованием, подчиняясь при этом уставу подвластной территории.
  • Издавать акты, но не нарушая границ полномочий.
  • Созывать заседания не в установленные сроки, а раньше, если в этом возникла необходимость.

Кому и как?

Следует обратить внимание, что указанные полномочия распространяются на всех без исключения глав муниципалитетов. Не играет роли, каким методом пришел к власти конкретный управленец, не имеет значения, какой именно возглавляется чиновником орган.

В каждом отдельно взятом муниципальном образовании действует свой собственный, оригинальный устав. В нем могут быть прописаны такие условия и возможности, которые расширяют полномочия чиновника, управляющего территорией. При этом расширения могут распространяться только на тех, кому вверена исполнительная власть, на тех, кому вверена представительная, а также на всех сразу.

Дополнительно нужно отметить, что чиновник, возглавляющий муниципальное образование, должен отчитываться населению, проживающему на вверенной ему территории, и контролироваться народом. Кроме того, представительный орган также вправе требовать перед собой от исполнительной местной власти отчета.

Законы не случайны

Законы нашей страны последовательны и логичны. Уже из того, каково устройство государства в целом, какие нормативные акты действуют на территории всей России, логично следует, что на местах управление должно осуществляться раздельно с ограничениями функционала каждого из элементов правительственной иерархии.

Главное предназначение существующего управленческого аппарата – обеспечение корректной деятельности муниципалитета. Именно с целью достижения эффективного управления и были введены местные органы исполнительной власти. В то же время ученые в области права доказывают, что и по сей день местное самоуправление в России развито недостаточно эффективно, система нуждается в существенной доработке. Впрочем, действующий аппарат, пусть он и работает (временами, нужно признать, через пень-колоду), наукой изучен довольно неполно. Фактически говорят только о том, что местная власть исполнительная, распорядительная, имеет определенные полномочия. Крайне редко можно видеть научные работы, посвященные развитию этого аппарата, совершенствованию.

Полномочия и вектор развития

Необходимо помнить, что один из самых важных нормативных актов в нашей стране – это Конституция. Это означает, что местная исполнительная власть должна строго подчиняться этому документу. Особенности управления в муниципалитетах прописаны в 132-й статье. Там перечислено, что именно может взять на себя глава муниципалитета. Это означает, что никакие сверх этого полномочия, кроме установленных дополнительно местными правовыми актами, недопустимы. В противном случае речь пойдет о превышении полномочий, что на территории России является нарушением закона.

Еще один важный аспект заключается в том, что местное самоуправление – это власть, выбираемая народом, из народа и для народа. Это означает, что главная задача чиновников – отстаивать интересы тех, кто привел их к власти. Даже если на практике так происходит далеко не всегда, необходимо стремиться к этому. Во многом принципы местного самоуправления продиктованы идеологией демократии, что для нашего государства – ключевое направление развития, равно как и стремление к справедливости. А для того чтобы народ правил через избранных представителей, уже можно в пределах закона распоряжаться предприятиями, учреждениями образования и здравоохранения, порядком таким образом, чтобы добиться процветания подведомственной территории.

Комментарии