Северо-Осетинский театр: спектакли и актеры
Слышали вы что-то о Северо-Осетинском театре? Он является достойным культурным местом, куда можно отправиться всей семьей. Рассмотрим в статье спектакли, историю, отзывы, а также поговорим об актерах театра.
История Осетинского театра
Прежде чем говорить о нашей основной теме, посвященной Северо-Осетинскому театру, стоит сказать, что в начале прошлого века в Осетии в принципе не было профессионального национального театра. Но вместо этого был Русский театр, который на то время уже владел достаточным опытом.
До революции Русскому театру удалось поставить несколько горьковских пьес. В 1902 году была поставлена инсценировка романа «Фома Гордеев». Зимой того же года прошла премьера спектакля «Мещан». В 1907-1909 годах активный режиссёр и актер П. Медведев ставит такие спектакли, как «Братья Карамазовы», «Гроза» и т. д.
Почему мы уделяем такое внимание Русскому драмтеатру? Дело в том, что именно он подготовил и воспитал осетинского зрителя. Именно поэтому из недр Русского театра возник драмтеатр, которому и будет посвящена статья. Идеи о создании драмтеатра посещали актеров и режиссёров Русского театра (Д. Короева, Е. Бритаева, Б. Тотрова и т. д.).
В 20-30-е годы прошлого века театральное искусство начало быстро развиваться в Северной Осетии, но основная роль по-прежнему принадлежала Русскому театру. Примерно в это же время на Владикавказе трудился М. Булгаков, создавая «Дни Турбиных».
Создание театра
В 1931 году к руководству Государственного института театрального искусства им. Луначарского обратились власти Северной Осетии. Они просили принять в учебное заведение нескольких молодых людей. Летом 1935 года, когда молодые люди выпустились из учебного заведения, они образовали труппу осетинского национального театра. Северо-Осетинский театр был создан осенью 1935 года. Событие это было весьма яркое, так как открытия ждали долго. Открылся театр спектаклем А. Корнейчука «Платон Кречет». С 1936 по 1941 год на сцене было поставлено всего 36 пьес, из которых 16 принадлежали перу осетинских авторов.
После войны
Война внесла свои коррективы в деятельность Северо-Осетинского драматического театра. В послевоенной время множество пьес посвящались тяготам и прелестям сельской жизни. Довольно интересно, что в это время основным жанром становится комедия. Считается, что спектакль «Женихи» А. Токаева – одни из лучших образцов послевоенной комедии. Его показывали не только во всех театрах страны, но даже в Болгарии, Чехословакии и Польше.
Спектакли
Спектакль Осетинского театра всегда был чем-то волшебным, оторванным от реальности и магическим. Возможно, именно за это театр так полюбился осетинам. Здесь показывали разные спектакли, на любой вкус. Как мы уже знаем, после войны главной тематикой постановок стала сельская жизнь. Но при этом не стоит недооценивать роли тем революции и войны, которые тоже присутствовали в репертуаре театра. Однако артистов более всего привлекали классические постановки. Больше всего зрители любили «Короля Лира» У. Шекспира, «Цыган» А. Пушкина, «Без вины виноватых» А. Островского. Когда театру исполнялось 5 лет, на сцене был поставлен спектакль «Отелло». Он еще долго повторялся на сцене Северо-Осетинского театра, так как стал одним из любимых для зрителей. К тому же исполнителем главной роли был неподражаемый В. Тхапсаев, который завоевал любовь и признание зрителей.
Актеры Осетинского театра
Театр быстро стал любимым местом для проведения досуга у осетинцев. Дипломные спектакли актеров («Платон Кречет», «Лгун», «Летающий доктор», «Адвокат Патлен») были восприняты зрителями с большим восторгом. Постепенно театр вошел в жизнь осетин. Во многом этому поспособствовали самые первые актеры театра, которые прославили его в миру: С. Таутиева, Б. Борукаева, В. Цирихова, В. Баллаева, И. Кокаева, В. Макиева и др. Все эти имена осетины помнят и чтят до сих пор, так как именно эти люди писали историю театра. Первые актеры театра создали ему славу, которая существует до сих пор. Именно им театр обязан таким вниманием со стороны публики.
Можно сказать, что культурное заведение расцвело благодаря выпускникам Осетинского отделения ГИТИСа. Но параллельно с этим созревала новая плеяда талантливейших артистов, которым предстояло еще больше прославить любимый театр. Речь идет о воспитанниках Русского театра (Владикавказ) В. Тхапсаеве и В. Каргиновой. Как мы уже знаем, В. Тхапсаев завоевал любовь публики ролью Отелло. Но это было только началом его карьеры. После этого он играл еще в сотнях спектаклей и в каждом из них был неподражаем. Однако он вошел в список лучших исполнителей ролей шекспировского репертуара во всем мире! Критики тех времен писали в газетах о том, что, наблюдая, как играет В. Тхапсаев, понимаешь, что именно таким видел героя сам У. Шекспир, именно таким был герой в действительности. Деятельность этого выдающего актера получила высочайшие оценки не только в России, но и во всем мире. Осенью 1960 года В. Тхапсаеву (Бало) присвоили звание Народного артиста СССР. Вместе с ним такую награду получили М. Цаликов, В. Баллаев, Т. Каряева, Е. Туменова.
40-50-е годы
Названный период стал очень ярким для Северо-Осетинского театра оперы и балета. В это время здесь работали такие люди, как К. Сланов, В. Хугаева, З. Кочисова, Н. Саламов. Активно развивался театр в музыкальной сфере. Все чаще ставятся спектакли по произведениям русской и мировой классики: «Кармен» Ж. Бизе, «Тоска» Д. Верди, «Демон» А. Рубинштейна.
На сегодняшний день Северо-Осетинский драматический театр по-прежнему остается востребованным. Его любят зрители и туристы. Сам театр все так же занимает ведущее место в драматической культуре республики.
Современность
В 1993 году Северо-Осетинский театр получил звание «Академический». Также ему было присвоено имя знаменитого и талантливого актёра В. Тхапсаева. Лидерство этого театра по-прежнему остаётся, благодаря тому что старых актеров заменяют новые, не менее яркие и талантливые. В 2000 году состоялась постановка пьесы «Горькие рифмы». Она была посвящена жизни и творчеству Косты Хетагурова.
В последние 10 лет Северо-Осетинский театр столкнулся с некоторыми проблемами. Основная из них кроется в отсутствии профессиональной национальной пьесы, отвечающей запросам современности. Желание театра сохранить культурную самобытность приводит к тому, что показываются изжившие себя, архаические пьесы, которые уже не вызывают у зрителя ярких эмоций. Эта тенденция немного затормозила развитие театра, не дала ему идти в ногу со временем. Данная проблема обсуждалась на I и II фестивале национальных театров Северного Кавказа под названием «Сцена без границ». Они прошли во Владикавказе в 2000 и 2002 годах. Участниками фестивалей стали представители всех театров Северного Кавказа. Проведение данного мероприятия показало общность, дружбу и потребность друг в друге. Главное, что вынесли участники из этого события, это то, что необходимо обогащаться культурными связями, а не концентрироваться вокруг чего-то одного. Форум поспособствовал укреплению художественной театрально-сценической жизни России и сохранению стабильности на Кавказе.
Главные артисты театра на сегодняшний день делают очень много для того, чтобы дать ему второе дыхание. Главным художником является А. Кубалов, а художником-постановщиком - Э. Вергелес. Штат сотрудников небольшой, но все они – активные и талантливые люди, которые прилагают максимум усилий для возвращения Северо-Осетинскому театру былой славы.
Репертуар
Репертуар театра представлен классическими произведениями. Есть, конечно, и другие постановки, но упор делается именно на классические мотивы. В ближайшее время на сене идут такие постановки:
- «Цола».
- «Тартюф».
- «Ромео и Джульетта».
- «Две свадьбы».
- «Ревизор».
Также зрителей ожидают несколько премьер: «Замороженный», «Прощай, овраг!», «Старый дом», «Любишь, не любишь», «Плохие парни». Часто проходят детские спектакли: «Вовка в тридевятом царстве», «Заячье счастье», «Теремок». Малышей также ожидают премьеры: «Королевство цветов», «Али-Баба и 40 песен персидского базара».
Отзывы
Отзывы об Осетинском театре разные, можно сказать, что они разделились. Кому-то очень нравится, что театр остается верен старым традициям. Такие люди любят классические постановки, поэтому они с радостью посещают театр. Но таких меньшинство. Другие же желают видеть что-то новое, отвечающее требованиям современности. Эта часть зрителей жалуется на однообразный репертуар, отсутствие новых веяний.
Подводя итоги, хочется сказать о том, что Северо-Осетинский театр - это место, которое обязательно стоит посетить. В любом случае, он имеет богатейшую историю. Да, он остается верен старым традициям, но они могут зачаровать неискушенного зрителя, показать ему все богатство красок и эмоций классических произведений.