Инженерная психология: наука о человеческом факторе в технике

Инженерная психология - актуальная на сегодняшний день отрасль науки, изучающая взаимодействие человека и техники. От эффективности этого взаимодействия зависит безопасность и производительность труда.

Возникновение инженерной психологии

Инженерная психология зародилась в середине XX века на стыке психологии и инженерных наук. Ее развитие было обусловлено научно-техническим прогрессом, который коренным образом изменил характер трудовой деятельности человека.

Важнейшими составляющими труда стали процессы восприятия и переработки информации, принятия решений в ограниченное время, повышения цены ошибочных действий.

Предпосылки для становления инженерной психологии возникли еще в начале XX века в рамках психотехники и психологии труда. Психологи Ф. Бартлетт и Г. Мюнстерберг разделили психотехнику на внешнюю, изучающую адаптацию техники к возможностям человека, и внутреннюю, изучающую обучение персонала.

Непосредственно инженерная психология сформировалась в годы Второй мировой войны в связи с активным применением сложных технических средств. К ее основателям относят американских и английских психологов А. Чапаниса, У. Гарнера, Дж. Мак-Фердана.

В СССР развитие инженерной психологии началось в 1950-1960-х годах усилиями Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицина, В.П. Зинченко. Было проведено множество исследований, посвященных взаимодействию человека и техники.

Предмет и задачи инженерной психологии

Предметом инженерной психологии является система "человек-машина", а также закономерности информационного взаимодействия между человеком и техникой.

Главная цель инженерной психологии - сделать труд оператора привлекательным, безопасным и высокоэффективным.

Деятельность оператора обладает рядом особенностей:

  • Высокая скорость техпроцессов
  • Большой объем перерабатываемой информации
  • Высокая ответственность
  • Неравномерность нагрузки
  • Неопределенность ситуации

Исходя из этого, инженерная психология решает следующие задачи:

  1. Методологические: определение предмета и задач; разработка принципов и методов исследования
  2. Психофизиологические: анализ деятельности и состояний оператора
  3. Системотехнические: проектирование и оценка системы "человек-машина"
  4. Эксплуатационные: профподготовка операторов, повышение работоспособности

Кроме того, инженерная психология тесно взаимодействует с дисциплинами управления, эргономики, кибернетики.

Принципы инженерной психологии

При исследовании системы "человек-машина" инженерная психология опирается на следующие основные принципы:

  1. Принцип гуманизации труда - ориентация на потребности и возможности человека
  2. Принцип активности оператора - оператор выполняет активные функции в системе управления
  3. Принцип проектирования деятельности - сперва проектируется деятельность человека, затем технические средства
Принцип последовательности Участие психолога на всех этапах: проектирование, производство, эксплуатация
Принцип комплексности Развитие междисциплинарных связей с другими науками

Методы инженерной психологии

Для изучения системы "человек-машина" инженерная психология использует широкий спектр методов:

  • Анализ документов (инструкций, руководств)
  • Наблюдение за деятельностью оператора
  • Хронометраж временных характеристик
  • Опросные методы (анкетирование, интервью)
  • Экспериментальные методы
  • Психодиагностические методы (тесты, анкеты)

Эти методы позволяют получить разностороннюю информацию об особенностях деятельности оператора, его психических процессах и состояниях. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации по оптимизации условий труда.

Исследование деятельности оператора

Как уже отмечалось, деятельность оператора обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при ее исследовании и проектировании системы "человек-машина".

В частности, инженерные психологи анализируют сенсомоторные и когнитивные процессы, задействованные в работе оператора:

  • Восприятие сигналов и информации
  • Переработка и запоминание данных
  • Принятие решений в условиях дефицита времени
  • Моторные реакции и действия

Эволюция подходов в инженерной психологии

На протяжении своего развития инженерная психология прошла путь от машиноцентрического подхода к антропоцентрическому и далее к системному.

Изначально бóльшее внимание уделялось возможностям техники, особенности человека учитывались в меньшей степени. Со временем акцент сместился на изучение психологических факторов, влияющих на эффективность совместной деятельности человека и машины.

В настоящее время применяется комплексный системный подход, учитывающий все аспекты функционирования сложной системы "человек-машина".

Профессиональная подготовка операторов

Важнейшей задачей инженерной психологии является профессиональная подготовка кадров для работы в системах "человек-машина". Эта подготовка включает:

  • Профотбор и профориентацию
  • Формирование необходимых навыков и умений
  • Тренинги на специальных тренажерах
  • Повышение психологической устойчивости к стрессу

Кроме того, на основе анализа кривых обучаемости разрабатываются рекомендации по оптимизации программ подготовки операторов.

Перспективы развития инженерной психологии

В условиях стремительного научно-технического прогресса перед инженерной психологией открываются новые перспективы. Ожидается расширение сферы ее применения на различные области профессиональной деятельности человека, связанные с взаимодействием с техникой.

Большое внимание уделяется разработке адаптивных человеко-машинных интерфейсов, учитывающих состояние и намерения оператора. В перспективе возможно создание систем прямого обмена информацией между мозгом человека и компьютером.

Когнитивные технологии в инженерной психологии

Актуальным направлением развития инженерной психологии являются когнитивные технологии, основанные на учете когнитивных функций человека. Они призваны оптимизировать взаимодействие человека и компьютера за счет адаптации интерфейса к особенностям пользователя.

В частности, разрабатываются системы отслеживания внимания, намерений и эмоциональных реакций оператора с помощью датчиков и алгоритмов распознавания. Эти данные используются для корректировки параметров человеко-машинного интерфейса в режиме реального времени.

Интерфейсы "мозг-компьютер"

Перспективным направлением являются технологии прямого интерфейса между мозгом человека и компьютером. Они основаны на регистрации и распознавании биоэлектрической активности мозга с помощью электродов или датчиков ЭЭГ и последующей компьютерной обработки сигналов.

Такие интерфейсы позволяют, например, управлять внешними устройствами или вводить информацию в компьютер напрямую с помощью мысленных команд, минуя этап формулирования и озвучивания.

Персонифицированные решения в инженерной психологии

Современные исследования все чаще фокусируются на изучении индивидуально-психологических особенностей конкретного оператора и разработке персонализированных решений для оптимизации его работы.

Это связано с пониманием того, что универсальный подход к проектированию систем "человек-машина", ориентированный на "усредненного" оператора, не всегда эффективен. Учет индивидуальных параметров когнитивных функций, работоспособности и стрессоустойчивости конкретного специалиста позволяет значительно повысить эффективность его деятельности в связке с техникой.

Роль человеческого фактора в автоматизированных системах

Несмотря на стремительное развитие технологий искусственного интеллекта, позволяющих автоматизировать многие процессы, ряд исследователей отмечают сохраняющуюся высокую значимость человеческого фактора в таких системах.

Это связано как с этическими и правовыми аспектами полностью автономных технических систем, так и с тем, что человек остается незаменимым в нестандартных ситуациях, требующих творческого подхода и высокого интеллекта.

Таким образом, в обозримой перспективе сохранится потребность в квалифицированных операторах сложных технических комплексов, а инженерная психология будет способствовать повышению эффективности их деятельности.

Комментарии