Конкуренция в экономике
Конкуренция в рыночной экономике играет определяющую роль, и эту роль обобщил А. Смит в своем принципе «невидимой руки». Согласно этому принципу, каждый отдельный субъект предпринимательства, добиваясь выгоды для себя, вне зависимости от собственных воли и сознания, направляется так называемой «невидимой рукой» рынка к достижению пользы и выгоды для общества в целом.
Поскольку доход товаропроизводителей напрямую зависит от того, насколько удовлетворены интересы потребителей, то появляется конкуренция в экономике за тот ограниченный платежеспособный спрос, который имеется на данном рыночном сегменте. А совокупность всех товаропроизводителей, будто бы управляемая «невидимой рукой», по собственной доброй воле и эффективно воплощает в жизнь все интересы общества, сама того не понимая. Ведь конкуренция в экономике создает такие условия, при которых люди производят то, что умеют, те из них, кто умеет производить лучше или дешевле, чем другие, и продают по цене более низкой, чем та, которую мог бы назначить кто-то из тех, кто данного товара не производит.
Само слово "конкуренция" означает:
1) От латинского слова concurrencia, которое переводится, как «сталкиваться» - соперничество за наиболее эффективное использование природных и человеческих ресурсов.
2) Борьба за доступный объем способного к оплате товаров спроса потребителей, которая ведется на всех тех сегментах рынка, доступный данным фирмам.
3) Конкуренция в экономике – противовес индивидуализму в ней.
Методы конкуренции - это более современные технологии, разнообразие ассортимента, сервис, более продающая реклама, более высокое качество товара, меньшие цены. Субъекты экономики - это фирмы, а объект – объем ограниченного платежеспособного спроса.
Конкуренция в экономике зависит от темпа роста спроса, применения новых конкурентных методов борьбы, увеличения количества участников игры. Она способствует эволюционированию рыночной экономики.
Какие же она выполняет функции:
1) Сопоставительная. Конкуренция в экономике - это универсальный инструмент сравнения эффективности производства разными фирмами одного и того же товара. Фирмы, издержки на производство у которых превышают рыночные цены на данный вид товара, становятся банкротами. А те, у которых они меньше – получают прибыль. В случае, когда издержки равны рыночной цене, возмещаются только затраты ресурсов, но есть ещё время на изменение ситуации в лучшую сторону.
2) Регулирования. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу, фирма должна производить те товары, которые на данный момент пользуются спросом на рынке, а значит, ресурсы перенаправляются в те из отраслей, продукт которых наиболее востребован на данный момент.
3) Мотивации. Компании, предлагающие более качественную продукцию или по меньшей цене, получают прибыль, а те, которые не способны обеспечить достойное качество либо цену – выходят из игры.
4) Инновации. В ходе конкурентной борьбы победит тот, у кого более разнообразные и качественные товары, а значит, есть смысл вводить различные инновации.
5) Контроля. Экономическую силу любой фирмы контролирует конкуренция. Экономика страны, идущей по рыночному пути, развивается благодаря естественному отбору среди участников рынка.
6) Оптимизация. Обеспечивает получение максимального уровня полезности для потребителя и максимального уровня прибыли для производителя, а значит, на рынке она формирует состояние стабильного социального оптимума.
Но конкуренция имеет и отрицательное влияние:
1) Она усиливает стихийность и подрывает стабильность.
2) Появляется риск создания на основе самых успешных фирм монополий, которые смогут контролировать не только экономическую ситуацию, но и со временем, политическую, то есть формировать институт олигархии.
Поэтому для стабильности и процветания общества необходимы системы рыночной экономики, но с жестким контролем со стороны государства, лучший пример – Китайское экономическое чудо, где свободная конкуренция, но публичные расстрелы за коррупцию, как попытку построить олигархические структуры.