Процесс обучения - важное составляющее человеческой жизни

Есть такая пословица: «Век живи – век учись». И даже тот, кто всячески пытается опровергнуть это мнение, не желая постигнуть все новое, прекрасно понимает, что именно обучение помогает укрепиться в этом мире, достигнуть поставленных целей и высот.

Процесс обучения – система, изучением которой занимается особая наука – дидактика. В числе ее главных задач – закрепление уже полученных данных об этом процессе, а также дальнейшее изучения его природы и движущих сил. Процесс обучения как целостная система – это совокупность нескольких взаимосвязанных, дополняющих друг друга этапов. Профессор канадского университета Райерсона Питер Урс Бендер, занимаясь изучением процесса обучения, выделил следующие, наиболее важные этапы:

  1. Желание и намерение. Любое обучение всегда начинается с внутреннего толчка к познанию нового. Если человек желает и хочет открыть для себя что-то новое, ему легче это постигнуть. Чем больше его желание, тем больше он может узнать.
  2. Осознанность также входит в процесс обучения. Думать, реально оценивать то, что происходит вокруг, наблюдать за движением окружающих людей, слышать и осознанно воспринимать то, о чем они говорят. Осознанность – это чувство направления, которое помогает понять, что хочется или чего еще не удалось узнать, что от тебя, как от личности, может понадобиться другим людям.
  3. Информация. Благодаря осознанности человек получает самую разнообразную информацию.
  4. Действие. Чтобы хорошо усвоить полученную информацию, мало только ее услышать, прочитать. Важно действовать – учить, применять полученный опыт на практике и никогда о нем не забывать.
  5. Итоговые результаты. Пройдя через все этапы обучения, в конечном итоге человек получает следующее: удовлетворенность от изученного, воплощение изученного в реальность, желание и готовность поделиться полученными знаниями с другими.

Процесс обучения начинается с того момента, когда человек появляется на свет. Сначала он основывается на ощущениях и звуках, а затем постепенно усложняется, позволяя маленькому ребенку постепенно взрослеть, переступая на очередную ступеньку жизни. На протяжении всей своей жизни человек находится в непрекращающемся поиске новой информации, новых интересных фактов и открытий. Интерес ко всему окружающему позволяет занять определенную социальную ячейку, обрести свое призвание и передавать свой жизненный опыт тем, кому он может быть полезным.

Факторы, влияющие на процесс обучения, бывают самыми разнообразными. Они носят не только социальный, но и политический, экономический характер. Обучение детей начинается в семье, и от того, каким в ней будет к этому отношение, зависит дальнейшее становление и развитие человека. Школьный процесс обучения является самым важным, от того, как правильно будет организован он, зависит восприятие учениками окружающего мира, изучение наук и применение полученного опыта в жизни. Школа – это именно тот важный этап жизни, который дает человеку базовые навыки, позволяющие по ее окончанию определиться с профессией и найти стимул для дальнейшей жизни. Если говорить о политическом и экономическом факторах, то процесс обучения во многом зависит от того, сколько внимания данному процессу уделяет государства, а также в какой степени оно занимается его финансированием. Также процесс обучения во многом зависит и от того, какое здоровье у человека. Как правило, у болеющих людей мотивация к обучению резко снижается, при этом наблюдаются нарушения в работе таких показателей, как память, внимание, сосредоточенность.  И, наконец, важным фактором, влияющим на процесс обучения, является собственный настрой человека, ведь, как утверждает Райерсона Питер Урс Бендер, только желание и стремление может дать толчок к познанию.

Комментарии