Калининградская железная дорога: станции, границы, протяженность

Калининградская железная дорога составляет важную часть транспортного сообщения на территории всей Калининградской области. В данный момент она существует как филиал ОАО "Российские железные дороги". Как отдельная единица была сформирована в 1992 году, после распада Прибалтийской железной дороги. Соответствующее постановление издал Федеральный совет министров. Управление дорогой находится в Калининграде, по адресу: улица Киевская, дом 1.

История

Своими корнями история Калининградской железной дороги уходит в далекий 1939 год. Именно тогда данный участок железнодорожного сообщения появился еще на территории Восточной Пруссии.

После Великой Отечественной войны часть Восточной Пруссии, в частности территории, на которых сейчас располагается Калининградская область, перешли к СССР.

Интеграция немецких железных дорог с советскими началась в 1946 году. Практически все местные железнодорожные линии, особенно те, которые шли в соседнюю Польшу, были разобраны. На всех остальных участках железнодорожной магистрали линии были перешиты на российскую ширину колеи, которая, как известно, отличается от европейской еще с царских времен.

До того как калининградская железная дорога стала филиалом ОАО "РЖД", существовало калининградской отделение дороги. Периодически оно входило в состав Литовских железных дорог (на протяжении двух периодов - с 1946 по 1953 год и с 1956 по 1963 год). Между двумя этими периодами Калининградская дорога была частью Балтийской. А с 1963 года и уже вплоть до развала Советского Союза входила в состав Прибалтийских железных дорог.

Особенности

При этом все без исключения участки Калининградской железной дороги менять не стали. Исключение составили участки, которые обеспечивали транспортное сообщение региона с сопредельными государствами.

Более того, один такой участок сохранился и до наших дней. По железнодорожной колее шириной 1435 миллиметров, как в Европе, до недавнего времени курсировал поезд Калининград - Гдыня - Берлин. Состав не менял колеи. В последнее время данный маршрут был отменен.

Границы железной дороги

Так как Калининградская область - единственная в России, которая не граничит ни с одним другим отечественным регионом, то и железнодорожное сообщение здесь особое.

Калининградская железная дорога, границы которой совпадают с государственными границами соседних стран, соприкасается с двумя приграничными железнодорожными участками.

Это Литовские железные дороги. Они находятся на путях из Советска в Пагегяй и из Чернышевского в Кибартай. А также Польские государственные железные дороги - на участке из Мамоново в Бранево. На нем расположен один путь, колеи на котором разные.

Пассажирское сообщение

Только две линии электрифицированы на всю Калининградскую область. Железная дорога оборудовала их под пригородное движение в районе областного центра. При этом в регионе имеется целых два локомотивных депо. Одно из них находится в Калининграде, а другое - на востоке области, в Черняховске.

Калининградская железная дорога, протяженность которой составляет более 1800 километров, обеспечивает насыщенное пригородное сообщение.

Так, в главный балтийский курорт Янтарного края - город Светлогорск - ежедневно отправляется шесть пар поездов. Столько же ежедневно курсируют между Зеленоградском и Калининградом. Есть еще одна железнодорожная ветка в направлении Балтийского моря - это Зеленоград - Пионерский. На ней каждый день работают две или три пары электричек.

В остальных направлениях пригородное сообщение обеспечено намного реже. Так, в Балтийск отправляется один поезд в день, и то только по будням. Такая же ситуация с электричками в Стрельню и Черняховск.

Один поезд в день, независимо от красных дней календаря, едет до Советска. Еще один - до Мамонова. Но по выходным его маршрут сокращают до Ладушкина.

Станции Калининградской дороги

Обширную сеть по области имеет Калининградская железная дорога. Станции находятся на всех направлениях. Всего их, с учетом железнодорожных платформ, несколько десятков. Крупнейшие расположены в Калининграде, Светлогорске, Зеленоградском, Пионерском, Советске и Балтийске.

Но также достаточно крупные станции есть и в более мелких населенных пунктах. Это Багратионовск, Гвардейск, Гурьевск-Новый, Гусев, Железнодорожный, Знаменск, Ладушкин, Мамоново, Нестеров, Полесск, Черняховск и Янтарный.

Правда, не все эти станции являются действующими в настоящее время. Например, в Янтарном железнодорожные пути не используются уже несколько лет из-за низкой рентабельности. Что, безусловно, отражается на экономическом развитии городского округа, его туристическом потенциале.

Фирменный поезд "Янтарь"

Визитной карточкой Калининградских железных дорог является фирменный поезд "Янтарь", который следует по маршруту Калининград - Москва. Он появился еще в 1964 году.

В настоящее время в пути он проезжает через территории Литвы и Беларуси. На его пути такие города, как Вильнюс, Минск, Витебск, Смоленск и Вязьма, с конечной остановкой в столице России.

Поезд формируется из семи купейных вагонов, причем один из них предназначен для лиц с ограниченными возможностями. Также в его состав входит семь плацкартных вагонов, один вагон СВ (повышенной комфортности) и один вагон-ресторан.

В советское время, кстати, протяженность состава была не меньше 18-20 вагонов. В последние годы из-за падения пассажиропотока количество вагонов уменьшилось.

Внешний вид поезда за эти годы менялся несколько раз. Неизменным оставались только желтые и синие цвета в его дизайне, которые символизируют янтарь и Балтийское море соответственно.

Для приобретения билета на этот поезд необходимо наличие заграничного паспорта. При этом иметь визу вовсе не обязательно, несмотря на то, что поезд следует через территорию Литвы, входящей с Евросоюз. Между Литвой и Россией действуют договоренности о выдаче пассажирам упрощенной транзитной железнодорожной визы, которую выписывает консул прямо в вагоне. Она действительна в течение трех месяцев для проезда туда и обратно.

Из-за требований к наличию загранпаспорта купить билет онлайн до Калининграда нельзя.

Комментарии
Что перевозили немцы? Наверно свою продукцию, говорили, что Восточная Пруссия была самодостаточной? А сейчас только пассажиров? Или может, что-то все таки делаем и мы ?