Литовская железная дорога: особенности, подвижной состав
Литва – небольшая Прибалтийская республика, находящаяся на северо-востоке Европейского союза. Расположена на побережье Балтийского моря, рядом с Латвией, Белоруссией и Калининградской областью. Столицей Литвы является город Вильнюс.
Площадь Литвы составляет 65 300 кв. км, а протяженность – 280 км в меридиональном и 370 км – в широтном направлении. Численность населения невелика – всего 3 миллиона человек. Однако это наибольший показатель среди прибалтийских государств. Число жителей довольно быстро сокращается. Плотность населения – 49 чел./км2. ВВП страны – 82,5 млрд долларов, а ВВП на душу населения – 28,4 тысячи долларов в год. Литва является членом ООН, ЕС и НАТО. Сеть железных дорог Литвы сравнительно небольшая.
География Литвы
Литва расположена на восточном побережье Балтийского моря, в западной части Евразии. Длина береговой линии – 99 км. Местность равнинная, покрытая лесами и полями. Климат умеренно влажный, мягкий, с прохладными зимами и теплым летом.
Экономика Литвы
Экономику Литвы можно назвать довольно успешной. Здесь активно развиваются рыночные отношения. Уровень инфляции в стране низкий (около 1,2 %). В качестве национальной валюты используют евро.
В Литве мало собственных природных ресурсов и слабо развита промышленность и энергетика. Имеется дефицит баланса услуг. Но, благодаря нахождению в составе ЕС, страна может развиваться и в этих условиях. 4/5 от ВВП Литвы обеспечивается экспортом и импортом.
Транспортная система
В Литве развит железнодорожный, авиационный и водный транспорт. Авиатранспорт представлен четырьмя международными аэропортами: Каунасский, Вильнюсский, Шяуляйский и Паланги.
Морской транспорт представлен Клайпедским портом, который связывает Литву с большинством крупных городов на берегу Балтийского моря.
Железнодорожный транспорт Литвы
Железнодорожная сеть досталась Литве от бывшего Советского Союза. Она имеет более широкую, чем в странах Западной Европы, колею (1520 мм против 1435 мм).
Наиболее значительным событием в истории железнодорожного транспорта этой страны стал пуск проекта «Викинг», в котором, помимо Литвы, задействованы также Украина и Белоруссия. Такое железнодорожное сообщение позволило связать порты Балтийского, Черного, Средиземного и Каспийского морей.
Теперь на стадии строительства находится литовский участок панъевропейской железной дороги Rail Baltica. А наиболее важным в железнодорожной системе страны является участок железной дороги Вильнюс – Клайпеда.
Особенность железнодорожной системы Литвы
Литва имеет сеть железных дорог с общей протяженностью 1950 километров. Широкая советская колея занимает 1749 километров. Причем электрифицировано всего 122 км пути. Гораздо меньшее распространение имеет европейский тип железных дорог и узкоколейки.
Управляет железнодорожным транспортом представительство АО "Литовские железные дороги" Lietuvos Geležinkeliai. Основной упор делается на перевозки пассажиров. Однако компания надеется сохранить транспортировку грузов по Литовской железной дороге, несмотря на конкуренцию со стороны российского ж/д транспорта.
Из-за маленькой территории преобладают пригородные железнодорожные сообщения. Действует 4 депо:
- локомотивов LT-1 Вильнюс, LT2 Радвилишкис,
- мотор-вагонное Науйойи-Вильня,
- узкоколейное Паневежис.
Последнее обслуживает только туристические и сезонные пригородные составы Аукштайтской узкоколейной железной дороги. Такие поезда курсируют летом.
Парк поездов депо LT-1 Вильнюс
Депо LT-1 Вильнюс обслуживает как магистральные тепловозы, так и дизельные поезда, и рельсовые автобусы. Дизельные поезда представлены одновагонными и трехвагонными составами, а также аналогами советского образца, очевидно, более старыми. И те, и другие выкрашены в красно-серые тона. Среди новых составов есть и продукция российского производства.
Дизельных поездов советского типа насчитывается 10 штук, новых российских РА2 – 4 штуки. Имеется также 7 недавно купленных трехвагонных поездов 730ML.
Парк поездов депо LT-2 Радвилишкис состоит всего из двух пригородных составов 620М.
Парк поездов депо Науйойи-Вильня
Из составов нового образца парк включает 11 штук EJ575. Также к этому депо приписаны старенькие советские электропоезда ЭР9М. Постепенно их заменяют на новые, а один стал музейным экспонатом. Некоторые из них, вероятно, передадут Украине. Раскраска всех поездов также красно-серая.
Общая сумма единиц железнодорожного транспорта
Всего по железным дорогам Литвы курсируют 15 одновагонных рельсовых автобусов 620M, 4 рельсовых автобуса РА2, семь трехвагонных поездов 730 ML, 11 двухэтажных поездов EJ575, 10 дизельных поездов ДР1А и 2 советских электропоезда рижского производства ЭР9М.
Уровень комфорта
Россияне, путешествовавшие на новых дизельных поездах Литвы, пишут о высоком уровне удобства и комфорта в вагонах. Очень удобные кресла, находящиеся на достаточном расстоянии друг от друга, откидные столики, чистые санузлы, аппарат для приготовления кофе и работающий Интернет.
Движение поезда плавное и тихое, раскачка вагонов не ощущается.
В вагонах первого класса еще просторнее, больше размер столиков. Там подают бутерброды, воду, чай.
Заключение
Таким образом, литовские железные дороги представляют много возможностей для перевозки пассажиров. Преобладает пригородное железнодорожное сообщение. Основную часть перевозок выполняют дизельные поезда. Часть из них отличается повышенным комфортом и удобством. Имеются и модернизированные составы советского производства.
В соседней Латвии проходит ежегодно турнир за Кубок Латвийской ЖД по хоккею. Литовские железные дороги не проводят подобные мероприятия.