История Императорского моста в Ульяновске

Осенью 1916 года в Ульяновске (старое название города - Симбирск), состоялось открытие нового большого моста. На то время он был самой крупной железнодорожной переправой через Волгу в Европе. Впоследствии он сыграл большую роль в экономике губернии и Сибири.

Кто принял решение о строительстве?

В XIX веке заложили железную дорогу в Симбирске, и сразу же было задумано через Волгу возвести мост. Раньше товары, привезенные по путям, выгружались из вагонов. Летом на баржах перевозились на другой берег. Зимой грузы перемещали от берега к берегу по замерзшей реке. На противоположной стороне все опять загружалось в вагоны поезда.

Осенью 1910 года Столыпин плыл по Волге. И на некоторое время причалил к берегу Симбирска. Во время этого визита князь Долгорукий, купцы и почетные граждане Симбирска привели министру аргументы о востребованности, значимости и потребности построить мост, чтобы достичь высокого экономического подъема в городе. Столыпин согласился и взял под личный контроль возведение железнодорожного моста.

Начало строительства

В 1913 году приступили к строительству моста. За проектирование взялся инженер с опытом Н. А. Белелюбский, бывший классным специалистом по мостостроению и строительной механике. До этого он построил более ста мостов, также занимался строительством больших железнодорожных мостов, через длинные и широкие реки.

На заводе в Донецке (Украина) производили металлоконструкции для возведения моста. Привозили в Симбирск, и там на месте конструкции собирали. На Урале добывали гранит для облицовки пирсов. В самой Симбирской губернии добывали камень и щебень. Пролеты изготовили из заклепочного железа, такое применялось первый раз в мировой практике. Для монтажа применялась новейшая техника. Для подводных работ использовались кессоны и мостовые краны. Весь год шла стройка, даже в сильные зимние морозы она не прекращалась. Летом 1914 года произошел пожар на мосту. А с горы прошел оползень, разрушивший восемь полностью отстроенных пирсов и уничтоживший множество зданий, домов и практически весь железнодорожный вокзал. Из-за этого строительство моста было затруднено некоторое время.

В самые сжатые сроки завершилась стройка крупного железнодорожного моста. Потребовалось лишь 2,5 года для возведения этого гиганта. Отмечается высокий уровень безопасности: во время проведения строительных работ не было смертельных случаев. В октябре 1916 года полностью закончилось строительство.

Открытие

Мост начал действовать в 1916 году, 18 октября. И сразу же запустили грузовые перевозки. В честь начала работы моста местные священники провели молебен вместе с епископом Симбирска и Сызрани и обряд освящения железнодорожного моста. Губернатор города Симбирска выразил благодарность строителям и тем, кто решил строить мост. В момент проведения торжественной церемонии мост был назван «Его Императорского Величества Николая Второго». Но скоро название изменилось - его переименовали в "мост Свободы". Произошло это в 1917 году.

При отступлении из города белогвардейцы в 1918 году взорвали один пролет, который быстро был восстановлен новой властью.

Автомобильное движение через Императорский мост

При строительстве Куйбышевского водохранилища причалы моста расширили. Во время реконструкции движение на Императорском мосту в Ульяновске не останавливали. 6 ноября 1956 года открыли железнодорожное движение. Когда завершили реконструкцию, новые пролётные строения были переделаны для автомобильного движения. Автомобили стали ездить через мост в 1958 году в конце лета (10 августа). На полосах для движения автомобилей пристроили опоры, для этих работ были задействованы водолазы.

Железнодорожный Императорский мост в Ульяновске был сооружен с применением заклёпочных соединений, а автомобильный - при помощи сварки, это стало новым словом в строительстве мостов. После завершения реконструкции Императорский мост в Ульяновске и берег были подняты, возвращены на место железнодорожные пути, с этих пор стал работать автомобильный мост.

Последняя реконструкция Императорского моста в Ульяновске производилась семь лет - с 2003 года по 2010 год. Решение о реконструкции, было принято из-за усталости (старения) метала. Императорский мост в Ульяновске закрыт для движения транспорта не был в момент проведения ремонтных работ.

Осенью 2016 года демонтировали старое асфальтовое покрытие и уложили новое. Закрытие Императорского моста в Ульяновске на ремонт в 2016 году производилось в ночные часы, с 9 вечера до 5 утра.

Комментарии