Государственное регулирование рынка труда: задачи и проблемы
На сегодняшний день вопросы государственного регулирования рынка труда являются особенно актуальными. В статье мы разберем основные задачи и проблемы в этой сфере, а также пути их решения.
Понятие и сущность государственного регулирования рынка труда
Государственное регулирование рынка труда - это комплекс мероприятий государства, направленных на обеспечение эффективного функционирования рынка труда и решение проблем в сфере занятости.
Основными целями госрегулирования рынка труда являются:
- содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
- защита от безработицы;
- снижение уровня безработицы;
- обеспечение оптимального баланса спроса и предложения рабочей силы.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется с помощью различных методов:
- административно-правовые (законодательное регулирование);
- экономические (налоговые льготы, кредиты, субсидии);
- социальные (профобучение, переобучение кадров);
- информационные (мониторинг рынка труда).
Ключевыми инструментами госрегулирования рынка труда являются:
- государственные программы содействия занятости;
- деятельность государственных служб занятости;
- квотирование рабочих мест;
- регулирование оплаты труда.
Роль государства в регулировании рынка труда исторически менялась. В советский период государство полностью контролировало рынок труда и уровень занятости. С переходом к рыночной экономике роль государства сократилась, но и сегодня остается достаточно значимой.
Государственная политика занятости
Государственная политика занятости представляет собой комплекс экономических, правовых и организационных мер государства, направленных на регулирование занятости и рынка труда.
Различают активную и пассивную политику занятости. Активная политика включает меры по стимулированию создания новых рабочих мест, поддержке предпринимательства, профобучению безработных. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий по безработице.
Основными направлениями государственной политики занятости являются:
- содействие занятости населения;
- поддержка безработных граждан;
- регулирование оплаты труда;
- контроль миграционных процессов.
Безработица выступает важнейшим объектом госрегулирования. Государство стремится не допустить роста уровня безработицы, поскольку это ведет к снижению уровня жизни населения. Для борьбы с безработицей государство использует различные инструменты: субсидирование рабочих мест, профпереподготовка кадров, развитие малого бизнеса и др.
Важным направлением госрегулирования является также контроль за уровнем оплаты труда. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, регулирует уровень заработных плат в бюджетном секторе, а также следит за соблюдением трудового законодательства в части оплаты труда.
Российская модель регулирования рынка труда
В России сложилась своя модель госрегулирования рынка труда, отличающаяся активным участием государства. Это обусловлено особенностями перехода России к рыночной экономике.
Правовую основу регулирования российского рынка труда составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, законы "О занятости населения в РФ", "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и др.
Ключевыми госорганами, регулирующими российский рынок труда, являются:
- Министерство труда и социальной защиты РФ;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Государственная инспекция труда.
Эти органы разрабатывают и реализуют государственные программы содействия занятости, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства, координируют работу региональных служб занятости.
Оценивая российскую модель регулирования, можно отметить ее положительные и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести активное участие государства, развитую законодательную базу, масштабные программы поддержки занятости. Сдерживающими факторами выступают бюрократизм, коррупция, несовершенство механизмов реализации госпрограмм.
Мировой опыт госрегулирования рынка труда
В мировой практике сложилось несколько основных моделей госрегулирования рынка труда. Рассмотрим опыт некоторых стран.
В США госрегулирование основано на либеральной модели с минимальным вмешательством государства. Основные инструменты - пособия по безработице, профпереподготовка кадров, поддержка малого бизнеса. Государственные службы занятости играют вспомогательную роль.
Европейская модель регулирования предполагает более активную роль государства в сфере занятости. Широко используется субсидирование рабочих мест, реализуются масштабные программы переобучения и повышения квалификации.
В азиатских странах (Япония, Китай) госрегулирование сочетается с культурными традициями уважения к труду и корпоративной этики. Государство координирует взаимодействие крупного и малого бизнеса.
Изучение мирового опыта позволяет выделить наиболее эффективные подходы к регулированию рынка труда с учетом национальной специфики.
Проблемы госрегулирования российского рынка труда
Несмотря на предпринимаемые меры, российская модель регулирования сталкивается с рядом проблем.
Одна из ключевых проблем - несовершенство законодательства о занятости. Многие нормы носят декларативный характер или плохо проработаны.
Другая проблема - неэффективность государственных программ содействия занятости из-за плохого управления и финансирования.
Серьезной проблемой является высокий уровень теневой занятости, уход работодателей "в тень", нежелание легализовывать трудовые отношения.
Также отмечается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, когда квалификация соискателей не соответствует требованиям работодателей.
Пути решения проблем госрегулирования
Для решения обозначенных проблем можно предложить следующие меры.
Во-первых, необходимо совершенствовать законодательную базу, вносить поправки в Трудовой кодекс, законы о занятости.
Во-вторых, повысить эффективность государственных программ путем улучшения механизмов управления и контроля.
В-третьих, активизировать борьбу с теневой занятостью, ужесточить санкции для недобросовестных работодателей.
В-четвертых, стимулировать занятость в регионах с высоким уровнем безработицы.
И наконец, увеличить финансирование программ содействия занятости, в том числе на региональном уровне.
Рекомендации по совершенствованию госрегулирования рынка труда
Для оптимизации государственного регулирования рынка труда можно предложить следующие рекомендации различным участникам процесса.
Рекомендации для федеральных органов власти:
- Совершенствовать законодательную базу в сфере занятости;
- Повышать эффективность государственных программ содействия занятости;
- Увеличивать финансирование мероприятий по регулированию рынка труда.
Рекомендации для региональных органов власти:
- Активнее использовать инструменты стимулирования занятости;
- Развивать программы поддержки малого бизнеса;
- Наладить эффективное взаимодействие с федеральными структурами.
Рекомендации для работодателей:
- Создавать новые рабочие места, в том числе с гибкими формами занятости;
- Повышать производительность труда за счет модернизации;
- Сотрудничать со службами занятости в подборе кадров.
Рекомендации для соискателей:
- Повышать свою квалификацию и осваивать новые профессии;
- Быть готовым к переобучению и переезду в другой регион;
- Искать возможности самозанятости и открытия собственного бизнеса.
Рекомендации для учебных заведений:
- Наладить тесное взаимодействие с работодателями;
- Ориентировать образовательные программы на актуальные потребности рынка труда;
- Развивать систему профориентации.
Реализация этих рекомендаций позволит повысить эффективность государственного регулирования рынка труда в России.
Примеры эффективных мер госрегулирования рынка труда
Рассмотрим несколько примеров успешных мер государственного регулирования рынка труда.
Субсидирование рабочих мест
Одной из эффективных мер является субсидирование рабочих мест - выделение денежных средств работодателю на частичную оплату труда вновь принятых сотрудников. Эта мера стимулирует работодателей к созданию новых рабочих мест и трудоустройству безработных.
Программы профессионального обучения
Другим действенным инструментом выступают программы профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан. Они позволяют повысить конкурентоспособность соискателей на рынке труда.
Ярмарки вакансий
Проведение ярмарок вакансий также содействует регулированию рынка труда, обеспечивая прямое взаимодействие работодателей и соискателей. Это помогает снизить издержки поиска работы.
Таким образом, использование комплекса активных мер позволяет государству эффективно регулировать рынок труда.