Калининград, Завод «Янтарь»: история, производство, продукция

АО «Янтарь» - судостроительный завод в Калининграде, расположенный в незамерзающей гавани. Основу его деятельности составляют постройка, обслуживание и ремонт военных кораблей. Также выполняются заказы на изготовление научно-исследовательских, транспортных, аварийно-спасательных судов, паромов, рыболовных траулеров, высоконасыщенных корпусов для сторонних заказчиков. Является частью субхолдинга «Западный центр машиностроения».

Историческая справка

Калининградский завод «Янтарь» ведет свою историю от прусской компании «Унион Гизерай», основанной в 1826 году. Предприятие в те годы выполняло широкий круг металлосборочных и металлообрабатывающих работ. Здесь изготавливали суда, мосты, металлоконструкции, паровозы, краны, пивоваренное оборудование и прочее.

После вековой успешной работы фирма разорилась из-за общемирового экономического кризиса в 1929 году. Производственные мощности выкупила немецкая компания «Шихау» и наладила сборку военных кораблей.

После взятия советскими войсками Кенигсберга на предприятии организован завод № 820, позже переименованный в завод «Янтарь». Калининград, таким образом, стал крупным судостроительным центром на Балтике.

Описание

Сегодня завод имеет достаточно устойчивое положение. Контракты с ВМФ РФ предполагают сборку 8 военных кораблей (6 фрегатов и 2 БДК), что позволило загрузить мощности на несколько лет вперед. Успешно завершен проект строительства и оснащения уникального океанографического исследовательского судна «Янтарь».

На предприятии трудятся 1200 исполнительных рабочих, в целом коллектив насчитывает порядка 3000 человек (не считая контрагентов). Вакансии завода «Янтарь» (Калининград) заполняются за счет выпускников Калининградского технического университета и Прибалтийского судостроительного техникума.

Производственная площадь огромна – 83 га. Одна лишь достроечная набережная простирается на 1,46 км. Акватория судоходного канала глубиной 8 м позволяет выводить с территории предприятия в открытое море плавсредства длиной до 200 м и шириной 35 м. Калининградский завод «Янтарь» оборудован двумя крупными стапельными комплексами, позволяющими производить сборку судов водоизмещением 12 000 тонн.

Производство

Технологическая цепочка изготовления корпусов начинается с производства металлоконструкций и состоит из следующих этапов:

  • предварительной обработки металла;
  • изготовления деталей, заготовок;
  • последующей сборкой и сваркой.

Материал, из которого строится корпус корабля, приходит и раскладывается на открытом складе участка вальцовки, далее он идет на поточную линию листового дробемета, очищается и грунтуется.

Затем готовый к обработке металл по мере необходимости идет либо на линию газовой резки, либо на закрытый склад. На отделении газорезки из него изготовляют детали и направляют либо на участок комплектации, либо на гибку (в зависимости от конструкции судна). Часть деталей изготавливается на комплексе холодной обработки листового металла, другая - в отделении холодной обработки профильного металла. Все детали в итоге попадают на участок комплектации, где их сортируют, раскладывают по секциям и направляют на сборку. Она ведется бригадами монтажников на участке сварки секций и на участке сборки фундаментов и небольших металлоконструкций.

Модернизация

Реализуемая на заводе «Янтарь» в Калининграде программа техперевооружения позволила пополнить станковый парк предприятия. В первую очередь оборудование приобреталось для машиностроительного и трубогибочного производств. В цехе 41 было введено в эксплуатацию 97 единиц новой техники и оборудования. Парк машиностроительного производства пополнился 22 станками.

Приобретены КамАЗы бортовые грузоподъемностью 5 и 15 тонн, самосвал КамАЗ грузоподъемностью 15 тонн, автокран КамАЗ грузоподъемностью 25 тонн, экскаваторы, коммунальная техника. Появился в арсенале завода и итальянский судовой трейлер для перевозки секций.

Военные корабли

В последние годы завод «Янтарь» в Калининграде выполняет заказы на постройку шести «сторожевиков» проекта 11356 и двух БДК (Больших десантных кораблей) п. 11711 для ВМФ РФ. С 2006 по 2013 год были собраны сторожевые корабли п. 11356 для индийских коллег.

Гордостью завода является СКР «Неустрашимый». 25 марта 1987 года на калиниградских стапелях началось строительство серии проекта 11540. За годы службы «Неустрашимый» не раз признавался лучшим кораблем на Балтфлоте. С 2008 года его команда неоднократно боролась с сомалийскими пиратами. В 2010 и 2015 гг. предприятие осуществляло капремонт боевого судна. Специалисты предприятия заменили форсажные двигатели, вспомогательные дизель-генераторы, отремонтировали все основные системы «Неустрашимого»: электрическую, противопожарную, водоотливную, топливную, управляющие системы и автоматику. Также модернизировано вооружение.

Гражданское судостроение

Это одно из перспективных направлений деятельности предприятия. Сегодня у завода есть возможность получить в постройку паромы совершенно нового проекта. Экспертный совет водного транспорта одобрил автомобильно/железнодорожно/пассажирский паром ледокольного типа неограниченного района плавания для маршрута Ванино - Холмск. Это проект CNF11CPD Морского инженерного бюро.

Кстати, у завода уже есть опыт строительства подобных паромов. В течение почти двадцати лет, начиная с 1973 года, предприятие построило десять паромов типа «Сахалин» как раз для открытия линии Ванино - Холмск. Три из них до сих пор перевозят грузы и пассажиров.

Комментарии