Оливье Левассёр - французский пират. Легенда о кладе и криптограмма Левассёра

О корсарах, пиратах, флибустьерах, буканьерах и прочих «джентльменах удачи» написан не один приключенческий роман и снят не один фильм. Окутанные ореолом романтики, эти харизматичные морские разбойники нередко становятся образцами для подражания, ведь многие из них якобы примкнули к пиратам вовсе не по зову сердца, а по вине обстоятельств.

Однако в реальной жизни все выглядело далеко не так привлекательно. Анналы истории, начиная с незапамятных времен, наполнены кровавыми страницами убийств, вымогательств и грабежей, чинившихся пиратами. Амаро Парго, Оливье Левассёр, Генри Морган и многие другие приобрели сомнительную славу, наводя ужас на мореплавателей и прибрежные города.

Древнейший промысел

Морской разбой появился на заре цивилизации вместе с развитием торговли. Купеческие корабли, нагруженные дорогими товарами, но плохо вооруженные, становились легкой добычей пиратов. Первые письменные упоминания о морских разбойниках относятся ко временам египетских фараонов.

В античную эпоху пираты вольно бороздили просторы Адриатического, Эгейского и Средиземного морей. Древнегреческие полисы вели периодическую борьбу с их засильем, однако ощутимых результатов она не приносила. Пираты продолжали грабить торговые суда, а пассажиров и команду продавать в рабство.

Позднее Римская империя смогла эффективно противостоять морскому разбою. Помпей в I веке до нашей эры, собрав 500 кораблей и армию численностью 120 тысяч человек, в течение трех месяцев очистил Средиземноморье от пиратов. Только с падением Рима в V веке нашей эры в этом регионе морской разбой снова стал возрождаться.

Эпоха географических открытий

К концу Средних веков европейцы достигли больших успехов в кораблестроении и навигации. Испанцы и португальцы научились строить каравеллы – вместительные, быстроходные и легкие корабли, способные плыть против ветра.

Развитие картографии, наряду с использованием компаса, позволяло теперь плавать в открытом море, а гипотеза о шарообразности Земли давала надежду достичь богатого Востока, отправляясь на запад. Все это подготовило Великие географические открытия.

На протяжении двухсот лет, начиная со второй половины XV в. и заканчивая серединой XVII в., европейские мореплаватели исследовали неизвестные до этого океаны, моря, материки и острова. С одной стороны, географические открытия были шагом вперед, но, с другой, они дали толчок колониальным захватам и небывалому всплеску морского разбоя.

Именно эта эпоха подготовила условия для появления пиратов, чьи имена до сих пор не забыты. Тем более, если они связаны с поисками награбленных сокровищ. Например, криптограмма Левассёра – предводителя головорезов, орудовавших сначала в Карибском море, а затем в Индийском океане, остается неразгаданной и в наши дни.

Узаконенное пиратство

На первый взгляд может показаться удивительным тот факт, что сами европейские монархии в определенной степени стали причиной невиданной активности пиратов, с которыми впоследствии настойчиво боролись. Тем не менее, это так.

Голландия, Португалия, Великобритания, Испания и Франция в XVI-XVII вв. соперничали из-за новых колоний и первенства в мировой торговле. Ставки в такой борьбе были очень высоки, поэтому вовлеченные в нее государства пренебрегали щепетильностью, когда речь заходила о выборе средств.

Таким образом появилось каперство – узаконенное пиратство. Сначала патенты на грабеж торговых кораблей неприятеля власть выдавала частным лицам только на период военных действий. Однако вошедшие во вкус каперы не спешили оставлять сравнительно легкий способ наживы и после их окончания.

По некоторым сведениям, упомянутый выше Оливье Левассёр начинал карьеру в качестве капера, грабя испанские суда в Атлантическом океане по поручению правительства Франции. Правда, вскоре он, как и многие его товарищи по ремеслу, предпочел «работать» на себя.

Пиратство в Карибском море

Морской разбой сыграл не последнюю роль в колонизации Америки и процессе первоначального накопления капитала в странах Западной Европы. Подавляющее большинство пиратов и каперов были голландцами, французами, испанцами, англичанами и португальцами.

В середине XVII в. начался период, названный историками Золотым веком морского разбоя. Продлился он приблизительно 80 лет, а главной ареной деятельности пиратов в то время стали Карибы, где курсировали корабли, перевозившие золото, табак, серебро, индиго, сахар и прочие товары.

К концу того же столетия, когда колониальные государства наконец разделили сферы влияния, они принялись общими силами искоренять морской разбой в бассейне Карибского моря. По этой причине многие пираты, и среди них Оливье Левассёр, перебрались в другие части земного шара, чтобы без помех продолжать свой незаконный промысел.

Человек без прошлого

Достоверных сведений о происхождении Левассёра не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что он принадлежал к той же семье, что и Поль Левассёр – еще один французский пират из Кале. Однако документального подтверждения у этой гипотезы нет.

Также существует предположение, что Оливье родом с Тортуги – острова в Карибском море, где в 40-е годы XVII века губернатором был Франсуа Левассёр. Если это так, тогда он принадлежал к дворянскому роду из Коньера (департамент Мэн).

То же самое относится и к году рождения Оливье Левассёра. Точная дата нам неизвестна. Скорее всего, он родился в промежутке между 1680 и 1690 гг. Единственным источником, относящимся к тому времени, когда Оливье Левассёр промышлял в Карибском море, а затем в Индийском океане, является «История самых известных пиратов» Чарльза Джонсона, выпущенная в 1720 г.

Вынужденная миграция

В годы Войны за испанское наследство (1701-1714 гг.) правительство Людовика XIV щедро раздавало патенты каперам, грабившим суда в Атлантическом океане. Однако после ее окончания Франция присоединилась к коалиции европейских держав, созданной для искоренения пиратства в этом регионе.

Известно, что в 1716 г. Левассёр по кличке Ла Бюз командовал экипажем из 70 морских разбойников. Курсируя в Карибском море, они удачно грабили голландские, испанские и английские суда, направлявшиеся в Европу или в Америку.

Примерно в это же время на Багамах состоялась встреча пиратских главарей, где большинство высказалось за то, чтобы перебраться в более спокойные места, поскольку кампания против морского разбоя набирала силу. Среди тех, кто решил мигрировать, был и пират Оливье Левассёр.

В водах Индийского океана

Западная Африка стала тем местом, где он промышлял грабежом в 1718-1719 гг. вместе с капитанами Коклином и Дэвисом. Ограбив по меньшей мере 15 судов в устье реки Сьерра-Леоне, они расстались. На этот раз французский пират отправился со своим экипажем в Индийский океан через мыс Доброй Надежды.

Летом 1720 г. у одного из Коморских островов судно Левассёра потерпело крушение. Его команду подобрали Ингленд и Тэйлор – капитаны двух пиратских кораблей. Вскоре Ингленд был смещен и высажен на острове Маврикий, а на его место избран Левассёр.

Вместе с Тэйлором они захватили сначала два арабских судна, а затем груз английской эскадры, принадлежавшей Ост-Индской компании. Добыча была большой, и пираты выгодно сбыли ее голландским купцам в индийском городе Кочин. Оттуда они снова повернули в сторону Маврикия.

Баснословный трофей

Пополнив запасы провизии и починив суда, Тэйлор с Левассёром взяли курс на Мадагаскар. На пути их следования лежал остров Реюньон, называвшийся в то время Бурбон. Пираты подошли к нему 8 апреля 1721 г. и обнаружили на рейде португальский корабль, потрепанный штормом.

Сведения о последовавших событиях можно отыскать в архивах разных европейских стран, потому что добыча, захваченная шайкой морских разбойников, считается одной из самых крупных в истории пиратства.

На борту португальского корабля-флагмана находился архиепископ и вице-король Гоа, но главное – горы алмазов, ювелирные украшения, дорогие ткани, мебель, серебряные и золотые слитки, посуда, предметы культа, деньги и пр. По оценкам историков, стоимость только алмазов по сегодняшнему курсу колеблется от 3 до 4 млн долларов.

Дилемма

Дележ добычи состоялся на Мадагаскаре. Каждый получил по 42 алмаза и по 4 тысячи фунтов стерлингов. В начале XVIII века – это было неслыханное богатство, позволявшее безбедно жить в Европе.

Тем не менее пираты и не помышляли оставлять доходный промысел. Известно, что в 1722 г. они ограбили арабский корабль, следовавший с товаром из Китая, после чего перебрались с Мадагаскара в бухту Делагоа (Восточная Африка). Местный голландский гарнизон не только не оказал сопротивление морским разбойникам, но и в полном составе влился в их ряды.

Несколько месяцев у пиратов ушло на то, чтобы починить корабли и решить, что же делать дальше: возвращаться на Карибы или оставаться в Индийском океане. В конце концов Тейлор отплыл в Вест-Индию, а Левассёр с экипажем в 250 человек продолжил грабить торговые суда у побережья Восточной Африки, пока его корабль, сев на мель, не потерпел крушение. С этого времени Левассёр обосновался на Мадагаскаре.

Конец карьеры

Остров Реюньон в 1642 г. стал французской колонией. От Мадагаскара его отделяют всего 700 км. В 1724 г. губернатор острова пообещал Левассёру и его шайке амнистию, если они порвут с пиратством и переселятся на Реюньон. Желающих нашлось немного. Большинство, включая Ла Бюза, отказались.

В течение следующих шести лет они продолжали промышлять в Индийском океане, сделав своей базой небольшой островок Сент-Мари. В 1730 г. капитан французского судна «Медуза» обманом захватил Левассёра в плен и доставил в кандалах на Реюньон. Здесь пират предстал перед судом, который приговорил его к повешению.

Ходили слухи, что один из членов Совета, управлявшего островом, особенно активно ратовал на поимку и казнь Ла Бюза, поскольку намеревался завладеть его богатством. Если это правда, он, скорее всего, был озадачен тем, что произошло дальше.

Тайна клада

Казнь состоялась в июле 1730 г. на главной площади г. Сен-Поль, бывшего в то время административным центром острова. Перед тем как взойти на эшафот, пират бросил в толпу зрителей клочок бумаги, заявив, что его сокровища достанутся тому, кто сможет расшифровать записи.

Скептики считают этот рассказ легендой. Тем не менее, криптограмма действительно существует. И вот уже около трех столетий сокровища Оливье Левассёра продолжают будоражить умы кладоискателей разных стран. Их можно понять, учитывая размер добычи, захваченной пиратами у португальцев в 1721 г. А ведь это был только один из эпизодов в карьере Ла Бюза.

Как бы то ни было, но клад Оливье Левассёра продолжают искать и в наши дни на островах Индийского океана, расположенных недалеко от Мадагаскара. Правда, пока никому не удалось правильно расшифровать криптограмму хитрого пирата. Следовательно, в истории сокровищ Ла Бюза точку ставить еще рано.

Комментарии