Организация незаконной миграции: преступление и наказание

Миграция в любой стране отображает экономические процессы, происходящие внутри государства. Увеличение количества мигрантов, бегущих из страны, - лишнее подтверждение нестабильности, экономического спада и социальной незащищенности. Организация незаконной миграции - это не только помощь желающим покинуть территорию нашей страны навсегда, но и перемещение лиц, желающи найти работу или ищущих политического убежища, торговля людьми. По разным оценкам, лиц, незаконно покинувших страну и находящихся на сегодняшний день за границей РФ, порядка 130 миллионов. Такая ситуация не только в России. Незаконная миграция приняла мировые масштабы. При этом незаконное перемещение в обратную сторону границы, то есть въезд в нашу страну, также имеет огромные масштабы.

К чему ведет организация незаконной миграции

Незаконная миграция - это в большей степени социальная проблема. Неконтролируемый процесс ведет к социальной напряжённости, увеличению количества преступлений и неофициальной занятости. Как следствие отсутствует необходимое количество налоговых отчислений в бюджет. А это, в свою очередь, влечет снижение пенсионной, медицинской и социальной защищённости граждан страны. Коррупция также является следствием организации незаконной миграции, так как мигранты стараются получить законные права на проживание в стране, "стимулируя" чиновников к неправомерным действиям.

Преступление и наказание

Организация незаконной миграции по УК РФ преследуется по закону:

- Ст. 159 УК. За мошенничество могут привлекаться лица, которые предоставляют незаконные миграционные услуги или вводят в заблуждение своих клиентов, дают обещания, заранее зная, что они не будут исполнены, а за свои действия берут солидные гонорары.

- Ст. 322. Организация незаконной миграции влечет наказание чаще всего по этой статье. Ответственность предусмотрена за содействие незаконному въезду и пребыванию на территории нашей страны.

- Ст. 327. Предполагает ответственность за подделку документов, к примеру разрешения на работу или миграционной карты.

За незаконный транзит и пребывание мигрантов на территории нашей страны предусмотрен штраф от 300 тысяч рублей либо в размере оплаты труда, иного дохода правонарушителя за последние месяцы, но не более чем за 18. Также преступника могут обязать к выполнению обязательных работ до 420 часов, к исправительным - до 24 месяцев. В более тяжких случаях могут быть назначены принудительные работы на 36 месяцев с одновременным ограничением свободы или без такого наказания. В особо тяжких случаях преступник может быть лишен свободы на срок до 5 лет.

Объект и субъект преступления

В соответствии с УК РФ, организация незаконной миграции - это помощь в нарушении установленного порядка пересечения границы либо законных правил нахождения в стране.

Объективная сторона совершения преступления состоит из деяний:

- организация въезда;

- незаконное пребывание;

- незаконный транзитный проезд.

Все эти деяния должны быть совершены в отношении лиц без гражданства или иностранных граждан.

Иностранные граждане – это лица, способные подтвердить подданство другого государства. Лица без гражданства – не способные подтвердить принадлежность к какой-либо стране.

В данном случае субъективная сторона – это вина, характеризующаяся прямым умыслом. Субъектом преступления может выступать лицо, которое достигло 16 лет.

Источники, которые могут дать информацию о незаконной миграции

Правоохранительные органы могут получать информацию о незаконной миграции из открытых источников, через рекламные объявления. Информацию можно получить у сотрудников посольств и представителей фирм по организации трудоустройства за границей, предприятий, занимающихся способствованию получению прописки и регистрации. В администрациях строительных объектов можно получить соответствующую информацию.

Оперативно-розыскная работа

Перечень источников не является исчерпывающим, однако для подтверждения организации незаконной миграции в РФ не хватит только их. Каждый факт должен быть документально подтвержден, чтобы такую информацию невозможно было опровергнуть в суде. Доказыванию подлежит факт въезда, пребывания или транзита.

Из-за особенностей уголовного судопроизводства главное, чтобы вся оперативная информация и вещественные доказательства были получены законным путем. Для этого сотрудникам оперативно-розыскной службы следует соблюдать ряд условий при процедуре оценки фактов и путей их изъятия. Помимо этого, вся полученная информация должна позволить сформировать доказательную базу.

Международное взаимодействие

Организация незаконной миграции является проблемой не только для нашего государства. В свете этого между правоохранительными органами разных государств налажено сотрудничество, целью которого является предотвращение незаконного пересечения границ. Деятельность регламентирована актами международного уровня. Существуют акты о сотрудничестве двустороннего и многостороннего порядка.

Общая концепция сотрудничества состоит из:

- четко регламентированной процедуры экстрадиции;

- содействия в организации опроса свидетелей, проведении обыска либо в получении других доказательных фактов нарушения уголовного законодательства;

- удовлетворения запросов и ходатайств;

- оперативной помощи, планыов-перехватов и официальных поставок.

Вышеизложенное дает понимание того, что организация незаконной миграции – это разработка способов незаконного пересечения границы. Оперативные службы в данном случае должны, прежде всего, искать лиц, которые желают незаконно мигрировать, устанавливать контакты таковых с организаторами и только тогда такие деяния возможно будет доказать и, как итог, наказать организаторов преступления.

Комментарии