Культ бога солнца в Древнем Египте: Ра - верховный правитель пантеона

Загадочный мир Древнего Египта до сих пор манит и восхищает. Одной из самых ярких его граней был культ Солнца, олицетворяемого могущественным богом Ра.

Истоки культа Ра в глубокой древности

Согласно древнеегипетским мифам, бог солнца Ра произошел из первобытного хаоса Нуна. Изначально он отождествлялся с более древним местным божеством Атумом, который почитался в Гелиополе как бог-демиург, сотворивший мир.

Ра был не просто богом солнца, он олицетворял свет и боролся с силами тьмы каждый день.

Согласно мифу о сотворении мира, именно Ра, «более великий, чем произведший его, более древний, чем родившие его», вышел из первобытного хаоса Нуна и повелел воссиять свету. Затем Ра произвел из себя божеств Шу и Тефнут, от которых родилась пара Геб (бог земли) и Нут (богиня неба).

Восхождение Ра как верховного солнечного божества

После победы над силами хаоса и сотворения мира, Ра стал царствовать над ним подобно фараону. Этот период считался золотым веком человечества. Так зародилась вера, что все последующие правители Египта являются земными воплощениями или сыновьями Ра, получающими от него силу и власть.

Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и обрел статус государственной религии при IV династии, когда фараоны возводили огромные пирамиды в его честь. Особого могущества жречество Ра достигло при V династии, которая, возможно, и установилась при поддержке влиятельных жрецов Гелиополя.

Ра и фараоны Древнего царства

  • Джедефра
  • Хафра
  • Менкаура

Три первых правителя V династии носили имена, включающие слово «Ра», и считались непосредственными сыновьями бога согласно мифам.

Ра во главе Эннеады богов Гелиополя

В эпоху Среднего царства оформилось представление о том, что восемь божеств, включая детей Ра Шу и Тефнут, являются воплощениями тела верховного бога Ра. Эти девять божеств составили гелиопольскую Эннеаду во главе с Ра, оказавшую влияние на религию всего Древнего Египта.

Согласно древнеегипетским мифам, когда Ра состарился, его кости превратились в золото. Тогда его правнучка Исида хитростью завладела тайным именем Ра, что привело к неповиновению людей. Разгневанный бог решил наслать на людей свое «око» - богиню Сехмет в облике львицы. Она учинила страшную резню, так что люди тонули в море крови. В ужасе Ра остановил богиню, напоив ее допьяна.

Ра Верховный бог-демиург, олицетворение Солнца
Шу и Тефнут Дети Ра, боги воздуха и влаги

Но неблагодарность людей все же огорчила Ра, и он решил покинуть землю, удалившись на небо. Люди раскаялись и стали возносить Ра молитвы и приносить жертвы, учредив его культ. Так возникло представление, что суточное движение Солнца по небу есть результат путешествия Ра на солнечной ладье в сопровождении других богов. Каждую ночь Ра сражался в Дуате (загробном мире) со змеем Апопом - воплощением хаоса и мрака.

Уже в эпоху Древнего царства Ра был наиболее почитаем и уважаем, все фараоны называли себя его сыновьями[3]. Его имя впредь регулярно фигурировало в составе имен фараонов различных династий, включая Сахура (V династия), Менхеперра (тронное имя Тутмоса III, XVIII династия) и многочисленных царей с именем Рамсес (XIX и XX династии), а также частных лиц: например, чати Рехмира («мудрый/знающий, как Ра»).

Эволюция образа и культа Ра

Со временем облик Ра претерпел эволюцию - от сокола к человеку с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Также появились женские ипостаси Ра, отождествлявшие его с популярными богинями: Хатхор, Бастет, Сехмет.

В результате религиозного синкретизма Ра отождествлялся с другими солнечными божествами, в том числе с фиванским богом Гором в образе Ра-Горахти. Это сочетание получило широкое распространение.

Изменение облика Ра

  1. Сокол
  2. Человек с головой сокола
  3. Объединение с образами Хатхор, Бастет, Сехмет

Возвышение культа Амона-Ра в Новом царстве

Наибольшего расцвета почитание Ра достигло после отождествления с фиванским богом воздуха Амоном в образе Амона-Ра. Это произошло при XVIII династии фараонов Нового царства, когда Амон-Ра был возведен в ранг верховного бога и главы Эннеады.

В эпоху Нового царства фараоны активно возводили грандиозные храмы в честь Амона-Ра, особенно в Фивах, Карнаке и на западном берегу Нила в Луксоре. Эти архитектурные комплексы достигли невиданных масштабов и великолепия.

Храмы Амона-Ра в Фивах

  • Карнакский храм
  • Луксорский храм
  • Мемнониум

Одновременно возрастало влияние жречества Амона-Ра, которое фактически установило теократию при Рамессидах XX династии. Верховный жрец Амона Херихор даже стал фараоном Египта около 1070 года до н.э.

Распространение культа Ра на юг вплоть до Нубии

После завоевания Нубии при Тутмосе I местное верховное божество было отождествлено с Амоном-Ра. В результате культ солнечного бога распространился далеко на юг - его центром стала нубийская столица Напата.

После изгнания нубийцев XXV династии из Египта центр почитания Амона-Ра переместился в Мероэ, а затем в Нобатию. Эти нубийские царства также приобрели черты теократии, где жрецы Амона играли определяющую роль в принятии решений.

Упадок культа Ра к I тысячелетию до н.э.

Несмотря на колоссальное влияние в период Нового царства, культ Амона-Ра пришел в упадок в самом Египте после многочисленных завоеваний. На первый план выдвинулось почитание богов плодородия Осириса и Исиды, а также Гора.

Однако в Нубии традиции культа Амона-Ра сохранялись вплоть до принятия христианства в IV веке н.э. Там действовали храмы с оракулами, а жрецы обладали огромной властью в местных теократиях.

Мифология и иконография Ра

В мифах Ра предстает как творец вселенной, вышедший из первобытного хаоса Нуна и повелевший засиять свету. Как правитель золотого века человечества он подобен фараону. Ра также фигурирует в мифе о странствии по Дуату и еженощной битве со змеем Апопом.

В иконографии Ра изображался антропоморфно с головой сокола и солнечным диском или четырьмя бараньими головами. Его символами были скарабей, солнечный диск, змея, ладья, лотос. В его честь возводились пирамиды, храмы и обелиски.

Образы Ра в мифологии

  • Демиург, вышедший из Нуна
  • Правитель золотого века
  • Бог загробного мира Дуат
  • Противник змея Апопа

Изображение и символы Ра

  1. Человек с головой сокола и солнечным диском
  2. Четыре бараньи головы
  3. Скарабей, ладья, змей, лотос

Значение Ра для древнеегипетского общества и культуры

Как верховный солнечный бог, Ра олицетворял источник царской власти и божественности фараона. Согласно верованиям, правитель Египта был сыном или земным воплощением Ра.

Ра играл ключевую роль в посмертных воззрениях египтян - он считался властелином загробного царства, которое души умерших посещали вместе с ним на солнечной ладье. Поклонение Ра оказало большое влияние на развитие астрономии и астрологии в Древнем Египте, поскольку жрецы тщательно фиксировали движения светил, связывая их с мифологией.

Роль Ра в культуре Древнего Египта

  1. Источник власти и божественной силы фараона
  2. Владыка загробного царства
  3. Вдохновитель астрономии и астрологии

Примеры воздействия культа Ра на позднейшие культуры

Образ Ра-Атума как демиурга послужил прообразом для древнегреческого бога Зевса-Аммона. По преданию, именно оракул Ра в оазисе Сива объявил Александра Македонского своим сыном, что укрепило веру полководца в собственное божественное происхождение.

Мотивы древнеегипетской солнечной мифологии проникли в эзотерические учения и массовую культуру Нового времени, где образ Ра ассоциируется с тайным знанием, магией и космическими тайнами.

Эволюция образа Ра в изобразительном искусстве

Изображение Ра как антропоморфного божества с головой сокола сложилось не сразу. Сначала его олицетворяли исключительно в зооморфном облике - сокола или солнечного жука-скарабея. Лишь позднее появляются антропоморфные формы.

Архаичные изображения Ра

  • Сокол
  • Скарабей
  • Солнечный диск с крыльями

Образ человека с головой сокола стал каноническим к периоду Нового Царства. Однако и позднее продолжали бытовать архаичные зооморфные и символические формы, отражавшие глубокую древность этого культа.

Поздние изображения Ра

  1. Человек с головой сокола и солнечным диском
  2. Четыре бараньи головы
  3. Сокол, скарабей, солнечный диск

Ра в поэзии и гимнографии Древнего Египта

Ра прославляли в многочисленных гимнах и поэтических произведениях. До наших дней дошло 75 "величаний" Ра, записанных в гробницах царей-Рамессидов XX династии. Гимны Ра вошли и в сборник загробных текстов "Книга Мертвых".

Поэтические произведения воспевают Ра как солнечного бога, совершающего путешествие по небу и царству мертвых. Он предстает источником жизни и мудрости, победителем хаоса и мрака.

Поэтические тексты о Ра

  • 75 гимнов Ра в гробницах Рамессидов
  • Главы "Книги Мертвых"
  • Другие сохранившиеся отрывки

Гимны и поэмы играли важную роль в ритуалах, связанных с культом Ра. Их декламация сопровождала жертвоприношения и отправление фараонами обрядов в храмах солнечного бога.

Архитектурные памятники, посвященные Ра

В честь великого солнечного бога Ра в Древнем Египте возводились грандиозные культовые комплексы:

  • Храмы в Иуну, Гелиополе, Фивах
  • Пирамиды фараонов IV-VI династий
  • Обелиски в Гелиополе, Карнаке и Луксоре

Эти масштабные архитектурные сооружения отражали значимость и величие культа Ра на протяжении тысячелетий истории Древнего Египта.

Комментарии