Значение слова "образ": подробно об абстрактном
Значения слова «образ» невозможно уложить в единую формулировку, так как понятие это и материальное, и метафизическое, и смысловое обосабливающее.
Толкование образа
Вот так описывают сущность слова различные словари:
- философское прочтение: образ - это форма, суть, идеал оригинального представления предметов в человеческом сознании;
- внешний облик, как он есть;
- в художественном прочтении в толковом словаре значение слова "образ" понимается как образец для подражания или нарекания, очень характерный персонаж; представление о ком-либо конкретном, путем переноса черт его личности на предметы, людей;
- представление о чем-либо;
- иконописное изображение - здесь значение слова "образ" подразумевает лик изображенного святого;
- видимое, пригрезившееся в воображении.
В наше время определить значение слова "образ" значит углубиться в описание внешнего вида или пояснение о характере мышления кого-то: женский образ, образ его мыслей (поведения).
Образ в древнеславянской культуре
При отвлеченном рассуждении о том, что есть образ, конкретика не нужна, ведь прежде всего это мыслительное восприятие. Образ зла и коварства обрисовался нашими далекими предками в виде драконов и всяческих чудовищ, образ всего народа русского – в былинных богатырях, каждый из них также характеризовался индивидуальными чертами, следовательно, образами.
Лексическое значение слова "образ" – это облик, дающий представление о внешности, характере и основных чертах личности индивида - отвечает всем канонам по переносу этого понятия в формирование народных сказаний. Основное предназначение образного преподнесения есть облегчение понимания темы путем использования символических признаков. Так, Бог, в образном представлении, всегда мужского пола, а примерный ученик, «ботаник» - в больших очках.
Расшифровка слова в древнеславянской азбуке подчинена обычному правилу разделения смысла на подсмыслы:
- О – подобное, оное, похожее.
- Б – Бог, суть.
- Р – ра, солнце, сияние.
- Азь – человеческое существо.
Другими словами, достичь видения истинных образов может только человек, подобный сиянию (светлая личность).
Где рождается Образ
Образ рождается в мысленном восприятии путем переноса чувств, ощущений, внутренних потребностей на реальные предметы. Так, красивого юношу могли изобразить в виде ангела, а больного ребенка – в виде порочной жизни поколений. У каждого человека, имеющего способность мыслить абстрактно, есть необходимость в подчинении определенным образам.
Мышление, лишенное абстрактности – ярчайший признак умственной отсталости. Человек, сознание которого ограничено фактическим существованием текущего момента, ничем не отличается от животного по психическому состоянию.
Сила Образа
Вследствие того что метафизическое значение слова "образ" – понятие, не требующее реальной оболочки, сила его огромна, так как зиждется на безграничной вакуумной пустоте. Из пустоты этой мыслительным процессом создается некая Форма, наливающаяся психокинетической плотностью, как сосуд водой. В наполнение Формы идет все, что угодно создателю – характерные черты, заложенность негативного или положительного стержня (классические персонажи не бывают «средними» - они или хорошие, или плохие).
По мере получения Формой черт индивидуальности она становится фактически самостоятельной. С момента, когда сложившийся образ покидает пустоту, частью которой уже не является, он начинает формировать вокруг себя собственное пространство, обрастать действиями, друзьями, врагами.
Создание человеком собственного образа проходит тот же процесс, однако он имеет влияние на физическое тело, а значит, требует постоянной подпитки в виде реальных действий. Другими словами, создавая облик делового человека, индивиду придется поменять гардероб на солидный, купить дорогое авто и т. д.
Художественный образ
В начале любого сюжета лежит идея. Как правило, идея воплощается намерением передачи какого-то действия, вокруг которого уже нарастает клубок событий, множество лиц и мест, где разворачиваются сцены. Каждый элемент этого сложного системного представления имеет шанс воплотиться в художественном образе. Значение слову тут придает эстетическое преподнесение: образом осени станет желтеющий лист, упавший в пруд, а образом случайной встречи может быть запах лавандовой воды, сопровождающий героиню.
Другими словами, явление проникновенное и хорошо отзывающееся восприятием обязательно станет символическим образом короткой сцены, эпизода или целой книги. Нередко создаются новеллы и романы, настоящее предназначение которых – описание одного диалога, положенного в глубинную основу всего сюжета, или какой-то картины, возникшей в мозгу автора и потребовавшей воплощения.
Действие художественного образа
Главный критерий, по которому художественный образ можно считать эргономично преподнесенным, – это ореол недосказанности при видимой целостности и соблюдении типичности. Атипичные воплощения также имеют место в копилке творческих изысканий, но, не перекликаясь с реальными ситуациями, не находя отзвука в сознании человека, они рискуют не сложиться в полноценное значение слова "образ".
Действие героев может перенесись на другую планету или в недра земли, но если модуляция событий не исказит общечеловеческие ценности и пороки, что врать - это плохо, а помогать ближнему - это хорошо, типовая ориентация читателя или зрителя не потребует переосмысления.
Недосказанность, как будто случайно не прорисованные элементы в описании персонажей, местности развития событий, - это ключ, дающий возможность стороннему наблюдателю самостоятельно совершить изыскание.
Во многом именно благодаря грамотно сконструированным характерным чертам классические персонажи, вроде гоголевского Плюшкина или лисы Алисы из «Буратино», уже несколько поколений олицетворяют образы крайней скупости и изворотливой хитрости.