Бытовые услуги - это... Определение, классификация, виды и особенности

Оказание бытовых услуг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, облагаемых налогом на вмененный доход. В 2017 году состав бытовых услуг изменен Правительством РФ, введены их новые коды.

В статье будет подробно рассмотрено, что понимается под термином бытовых услуг и какие особенности характеризуют отрасль.

Общие принципы

Бытовые услуги – это платная помощь физическим и юридическим лицам за наличный или безналичный расчет. Перечень услуг регламентируется специальным Классификатором. Он определяет, попадают ли под ЕНВД бытовые услуги, предлагаемые той или иной компанией. В Классификаторе прописаны все существующие сервисные виды помощи населению с указанием кодов.

Бытовые услуги – это такие виды деятельности, которые помогают восстановить функциональные свойства изделий или изготовить новые предметы. К ним относят перевозку пассажиров и грузов, а также обеспечение условий спроса. Здесь же числятся жилищно-коммунальная, транспортная помощь и общепит.

Бытовое обслуживание людей входит в сферу производственного и непроизводственного сервиса, выполняется с помощью общественно поддерживаемых методов и имеет формы для реализации материальных и нравственных запросов потребителей.

Ранее бытовые службы существовали в форме кустарных мастерских. Затем они объединились в отдельную отрасль народного хозяйства и теперь располагают своей промышленно-технической базой с предприятиями промышленности и различными бытовыми комбинатами. Характер бытового обслуживания становится все более универсальным, виды и типы обслуживания специализируются.

Роль отрасли и ее особенности

В наше время бытовые услуги – это неотъемлемая часть рынка, без которой часто люди не могут обойтись. Все большее количество людей и организаций не желают самостоятельно решать те или иные проблемы, возникающие в быту, и обращаются за помощью к обученным специалистам. Прошло то время, когда работали неквалифицированные сотрудники, их заменяют профессионалы в своих сферах.

Общая величина российского сервисного рынка составляет 400-500 млн долларов.

Российские бытовые услуги – это своеобразный рынок по сравнению с европейским. Если на Западе популярностью пользуются малое предпринимательство и семейная форма организации, то в России набирают обороты кооперативные способы устройства.

Другая особенность российского рынка бытового обслуживания состоит в том, что на предприятиях активно развиваются непрофильные виды деятельности с целью выживания в рыночных условиях, что ведет к перепрофилированию организаций.

Верхние позиции на рынке сервисной помощи принадлежат Москве и Подмосковью.

Направления развития

Усовершенствованию деятельности сервисных предприятий способствует умножающийся спрос на социально-бытовые услуги. Причем сервисной помощью пользуются и организации, и частные лица. Увеличение спроса связано с желанием людей повысить качество жизни и сберечь свое время. Сервисное обслуживание запрашивается наиболее зажиточными гражданами.

Спрос на сервисную помощь неравномерен. Для поддержания уровня на рынке организации разрабатывают новые бизнес-решения и внедряют другие способы ведения дела. Данная разновидность бизнеса считается одной из самых непростых, поскольку обладает низкой рентабельностью. С целью ее повышения компании диверсифицируют бизнес и осуществляют экспансию в регионы.

Диверсификация заключается в расширении спектра выполняемых услуг. Например, компании, работающие в сфере клининга, предлагают клиентам дополнительную помощь:

Эксперты полагают, что наиболее успешными формами ведения данного бизнеса являются сопутствующая и сетевая. При сопутствующей форме сервис является дополнительной формой деятельности компании. При сетевых формах организации создают сеть своих фирм по оказанию бытовых услуг. В этом случае открываются филиалы или применяется франчайзинг.

Проблемы отрасли

Основной сложностью российского рынка бытовых услуг является низкая рентабельность этого вида бизнеса. Она составляет не более 10%.

Низкая рентабельность объясняется долгими сроками окупаемости проектов. Например, при организации прачечной затраты на ее техническое оснащение составляют не менее 3 млн долларов, а срок окупаемости до 70 лет.

Решить проблему позволяют сопутствующие и сетевые формы организации предпринимательства. Они являются наиболее эффективными моделями ведения бытового бизнеса в наши дни.

Кроме рентабельности проблемами отрасли являются:

  • некачественность предоставляемого социально-бытового сервиса из-за устаревшего оборудования, недостаточной квалификации работников, невысокой зарплаты;
  • большое число проверок от государственных органов, мешающих деятельности предприятий;
  • жесткая конкуренция.

Способы решения проблем

Для решения проблем специалисты советуют:

  1. Совершенствовать систему кредитования предприятий, оказывающих социально-бытовые услуги.
  2. Предоставлять организациям льготы по налогообложению и аренде.
  3. Улучшать нормативное регулирование отрасли.

Для полноценного развития отрасли важна государственная поддержка социальной сферы.

Мультисервисные предприятия

Для эффективной работы в обслуживающей сфере и решения многих проблем в данном направлении предприятия организуют свою деятельность по типу мультисервиса. Такая форма организации обеспечивает возможность запроса сервиса в одном месте и популяризирует его у населения.

Для работы подобных предприятий важно найти подходящие помещения в тех местах, где проживает большое количество людей. Некоторые организации продолжают работать в небольших подвальных помещениях, что, конечно, не повышает спрос на их помощь. Государственным структурам и власти важно обеспечить мультисервисным компаниям выход на главные пешеходные улицы, а также предоставить упрощенный порядок рекламирования своей деятельности.

Классификация

Бытовые услуги населению квалифицируют по таким критериям:

  1. По видам выполняемых работ (прачечные, парикмахерские, ритуальные).
  2. По наличию субъектов бизнеса (собственными силами или с привлечением работников).
  3. По степени значимости задействованных технологий (непосредственные услуги предприятий или дополнительно предлагаемые).
  4. По социально-экономическому содержанию (услуги, экономящие время и трудозатраты, а также средства потребителей).
  5. По вещественному содержанию (материальные и нематериальные).
  6. По трудозатратности (сервис, требующий или не требующий привлечения высококвалифицированных работников).
  7. По предоставляемому месту (помощь предоставляется в центрах бытовых услуг или за их пределами).
  8. По времени выполнения (срочные, несрочные).
  9. По регулярности (систематические, периодические, эпизодические).

Нюансы организации деятельности предприятий

Для обеспечения эффективной работы центров бытовых услуг очень важна грамотная кадровая политика. Основные решаемые вопросы в данном направлении:

  • подбор и подготовка квалифицированных сотрудников различных уровней;
  • аттестации сотрудников;
  • повышение квалификационного уровня специалистов;
  • ориентирование работников на ответственное выполнение своего труда;
  • осуществление технической помощи предприятиям.

Таким образом, современный этап развития рынка бытовых услуг требует разработки методов регулирования данной отрасли.

Комментарии
Да, правильно как выше написала для поиска клиентов... В основном call-центр это большая база данных, которая распространяться не только на самих клиентов но и на вид товара