Закон 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" с комментариями

48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" регулирует отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением попечительства и опеки над несовершеннолетними лицами. В этой статье будет рассказано об основных положениях, зафиксированных в представленном законопроекте.

Правовое регулирование

2 статья ФЗ № 48 приводит основные понятия, применяемые в нормативном акте. Что представляет собой опека? Согласно Закону, это особый вид устройства малолетних граждан у опекунов, которые являются гражданами Российской Федерации. Представители назначаются соответствующими органами. Определяется их статус как законных представителей малолетнего лица. Вся совокупность юридически значимых действий, осуществляемых опекунами в отношении ребенка, именуется опекой.

Понятие попечительства несколько отличается от опеки. Согласно Закону, это особый вид устройства несовершеннолетних граждан, не являющихся малолетними (в возрасте от 14 до совершеннолетия). Назначенные государственными органами законные представители недееспособного лица должны всячески содействовать в осуществлении прав и обязанностей подопечного. Подопечным именуется опекаемый законными представителями гражданин.

Задачи и принципы государственного регулирования

В соответствии с 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", государственные власти должны всячески содействовать ювенальным институтам. Так, в задачи государственного регулирования должно входить:

  • обеспечение исполнения своих полномочий опекунами и попечителями;
  • обеспечение оптимального уровня жизни лиц, являющихся подопечными;
  • обеспечение качественного выявления граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
  • защита свобод, прав и законных интересов подопечных;
  • государственная поддержка юридических и физических лиц, в обязанности которых входит стимулирование деятельности опеки и попечительства.

ФЗ № 48 (с изменениями от 28.11.2015) закрепляет также основные принципы рассматриваемой деятельности. Здесь стоит выделить:

  • тщательный надзор над исполнением обязанностей опекунами и попечителями;
  • защиту прав и интересов подопечных;
  • свободное принятие гражданами своих обязанностей в рассматриваемой области.

Отдельно стоит рассказать об обязанностях и правах соответствующих государственных органов.

Права и обязанности органов попечительства и опеки

Закон 48-ФЗ "Об опеке" в главе 2 закрепляет основные полномочия и задачи государственных органов, реализующих полномочия в рассматриваемой сфере. Что это за инстанции? Согласно статье 6, это региональные органы исполнительной власти.

В задачи таких органов входит следующее:

  • защита свобод, прав и законных интересов лиц, которые нуждаются в опеке или попечительстве со стороны граждан;
  • качественный надзор за исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями;
  • контроль над сохранением имущества несовершеннолетних, находящихся под надзором соответствующих лиц или организаций.

Стоит также отметить, что, в соответствии с 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", рассматриваемые государственные инстанции имеют следующие виды прав:

  • обращение в судебные инстанции с заявлением о необходимости признать отдельных граждан недееспособными или частично дееспособными;
  • законное освобождение попечителей или опекунов от исполнения своих обязанностей;
  • представление интересов несовершеннолетних лиц во время судопроизводства;
  • выдача разрешений на совместное или раздельное проживание попечителей или опекунов с подопечными;
  • проверка жилищных условий в тех местах, где проживают подопечные, а также некоторые другие полномочия.

Закон, таким образом, четко регламентирует основные положения, связанные с правовым статусом всех субъектов нормативного акта.

О правовом статусе попечителей и опекунов

48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" закрепляет нормы, характеризующие правовой статус субъектов закона. Так, статья 10 повествует о порядке определения граждан, имеющих возможность стать законными представителями несовершеннолетнего лица. Здесь выделяются следующие требования:

  • опекун или попечитель дает письменное согласие;
  • успешно пройден предварительный этап опеки;
  • опекуном или попечителем является дееспособный, совершеннолетний, способный осуществлять трудовую деятельность гражданин.

Федеральный закон № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" закрепляет довольно большое количество норм, правил и особенностей, касающихся установления и регулирования соответствующих процессов.

Отдельно стоит выделить права и обязанности самих граждан, являющихся законными представителями несовершеннолетних лиц.

Задачи законных представителей

Статья 15 гласит, что полномочия и обязанности попечителей и опекунов регулируются Гражданским и Семейным кодексами. Опекуны, согласно закону, являются законными представителями ребенка, а потому обязаны всячески защищать его права и интересы. Граждане, получившие статус законных представителей, должны своевременно извещать соответствующие органы о смене места жительства или о временном отсутствии по адресу.

Попечители и опекуны имеют право на получение льготной помощи в медицинской, образовательной, психологической, юридической и любой другой сфере. Также закон регулирует имущественные права граждан. О них будет рассказано далее.

Об имущественных правах попечителей и опекунов

Закон устанавливает одно очень важное правило: подопечные не имеют имущественных прав на собственность своих законных представителей. И напротив, ни опекуны, ни попечители не могут претендовать на имущество подопечных. Сюда включаются пособия, пенсии, алименты, льготы и прочие социальные выплаты.

Гражданское законодательство устанавливает общее право собственности на имущество семьи, состоящей из подопечных и опекунов. Так, опекаемые несовершеннолетние граждане имеют право пользоваться имуществом своих законных представителей с их согласия. Попечители же и опекуны не имеют право пользоваться собственностью подопечного в своих личных интересах.

Необходимо отметить, что имущество подопечных находится под охраной. Закрепляет эту норму Федеральный закон № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Охраной имущества несовершеннолетнего лица занимаются его законные представители. Обязательно должна быть произведена опись имеющейся собственности.

Распоряжение имуществом

Опекуны и попечители могут распоряжаться имуществом подопечного только после подписания специального документа, предоставляемого органом опеки. Как уже было сказано, распоряжение имуществом ребенка не должно преследовать личных целей. Так, разрешается внести денежные средства подопечного на счет в банке или приобрести страховку. Запрещается заключать кредитные договоры или договоры займа от имени опекаемого лица. Закон говорит об ответственности за передачу имущества несовершеннолетнего лица в заем или пользование.

Статья 20 гласит, что недвижимое имущество не может отчуждаться за исключением следующих случаев:

  • отчуждение по выгодному для подопечного договора ренты;
  • принудительное обращение взыскание на предмет залога;
  • отчуждение недвижимости в случаях исключительного характера (необходимость дорогостоящего лечения подопечного и пр.);
  • перемена жилища опекаемого лица.

Статья 22 гласит о праве попечителя требовать признания недействительными сделок, заключенных его подопечным без согласия законного представителя.

Надзор за деятельностью законных представителей

48-ФЗ "Об опеке и попечительстве в РФ" закрепляет необходимость осуществления надзора соответствующими государственными органами за представителями несовершеннолетних подопечных. Каким образом этот надзор проходит?

Органы опеки и попечительства должны руководствоваться сроками, установленными Правительством РФ. В отдельные периоды времени представители соответствующих инстанций должны приходить по месту жительства опекунов, и проводить качественную проверку жилищных и бытовых условий. Подвергаются проверке сохранность имущества подопечного, своевременность удовлетворения его основных потребностей. Отдельно оговаривается обязанность посторонних лиц сообщать в органы внутренних дел о фактах нарушения прав несовершеннолетнего подопечного. Подобным правом обладают и сами подопечные: они могут обжаловать в судебном порядке действия или бездействия своих попечителей или опекунов.

Опекуны и попечители обязаны составлять специальные отчеты и подавать их в надлежащие инстанции не позднее 1 февраля ежегодно. В отчетах должны содержаться сведения о состоянии имущества подопечного, о месте его хранения или регистрации. Отчет утверждается органом опеки и попечительства и хранится в личном деле.

Об ответственности

Согласно 48-ФЗ от 24.04.2008 "Об опеке", попечители и опекуны несут ответственность за совершение сделок от имени своих подопечных. Ответственность в этом случае регулируется гражданским законодательством. Законные представители несовершеннолетнего лица должны отчитываться за нанесенный имуществу подопечного вред. Если вина опекунов или попечителей установлена, то судебные органы составляют специальный акт и предъявляют провинившемуся гражданину требование возместить убытки, причиненные подопечному.

Отдельно ответственность законных представителей регламентирует Уголовный кодекс РФ. За нанесение вреда психическому или физическому здоровью опекаемого лица виновные должны предстать перед судом.

Несет ответственность и сама инстанция опеки и попечительства. Об этом указано в статье 28 Федерального закона от 24.04.2008 (48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Контроль над инстанцией осуществляется должностными лицами из исполнительной ветви власти субъекта РФ. Так, если орган опеки причинил подопечному вред в результате бездействия или незаконных действий, то будет возбуждено дело в соответствии с законодательством РФ.

О прекращении опеки или попечительства

В соответствии со статьей 29 48-ФЗ "Об опеке" (с комментариями и изменениями от 28.11.2015), попечительство или опека должны быть прекращены в следующих случаях:

  • смерть подопечного или законного представителя;
  • истечение срока действия свидетельства о назначении попечителя или опекуна;
  • освобождение или отстранение попечителя или опекуна от исполнения своих обязанностей.

Опекуны или попечители сами могут отказаться от исполнения своих обязанностей. Соответствующий государственный орган освободит их при наличии следующих условий:

  • нарушение законных интересов подопечного;
  • ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • выявление государственным органом особых нарушений.

Государственная поддержка

Глава 7 рассматриваемого закона закрепляет основные формы государственной поддержки физических и юридических лиц, осуществляющих попечительство и опеку в отношении несовершеннолетних граждан.

Здесь можно выделить:

  • установление суммы пособий и льгот для подопечных;
  • установление размеров выплат для нужд законных представителей.

Суммы могут разниться в зависимости от региона РФ.

Комментарии