Аналитическая философия как часть западной культуры 20 века
Аналитическая философия представляет собой зародившееся в начале 20 века в западных странах новое философское направление, подразумевающее строгость в использовании определенной терминологии, сосредоточение внимания на процессе аргументации, недоверие к спекулятивным рассуждениям. Особо широкое распространение данный тип мышление получил в таких странах, как Англия, Австралия, США. В российской литературе аналитическое направление в философии появилось сравнительно недавно, лишь в 80-е годы двадцатого столетия.
Основоположниками данного философского течения принято считать Джорджа Мура и Бертрана Рассела, ее идейным вдохновителем – автора известного «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна.
Тремя основными признаками аналитической философии являются:
- лингвистический редукционизм, заключающийся в сведении всех существующих проблем философии к проблемам языка;
- методологический уклон, который подразумевает противопоставление аналитического метода всем существующим до 20 века течениям философской мысли;
- семантический акцент, то есть сконцентрированность внимания на проблеме значения.
Аналитическая философия 20 века - это в первую очередь философия языка. Недопонимание вследствие несовершенства языка, многозначность выражений и словоформ, по мнению аналитиков – последователей нового философского мировоззрения, являются основной причиной возникновения и развития «старой» философии. По мнению Витгенштейна, основная задача философии заключается в том, чтобы построить такой идеальный в смысле понимания язык, который помог бы разрешить сложившиеся веками философские споры о сознании и бытие, этике и свободе воли. Именно потому аналитическая философия на этапе своего зарождения сводилась к формализации языка и доведению до совершенства его логических символов. Решением данной проблемы занимались последователи Витгенштейна: Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Мориц Шлик. Следует отметить, что идея доведения языка до его совершенства очень быстро исчерпала себя, а философами было признано, что существование совершенного языка хотя и допустимо, однако не всегда целесообразно. К примеру, строгий математический язык неприемлем в повседневном общении, а тем более при написании ненаучной художественной литературы, в первую очередь стихов.
Тридцатые годы 20 столетия считаются переломным периодом аналитической философской науки. Именно в это время Людвиг Витгенштейн вернулся из добровольного изгнания (на протяжении 6 лет он работал простым сельским учителям в районах Альп) в Кембридж. Здесь вокруг него быстро сформировался кружок молодых последователей теории аналитического мышления. Новые идеи были воплощены в книге под названием «Философские исследования». Данный труд стал завершающей работой жизни философа, он работал над ним до самой смерти в 1951 году.
Свое дальнейшее развитие аналитическая философия получила в трудах Гилберта Райла, автора «Философских аргументаций», «Категорий» и многих других. Основной проблемой, которую поднимает автор в своих книгах, является простой вопрос: «Что делает философский вопрос именно философским?» Ответ заключается в том, что основное назначение философии как науки состоит в «распутывании» категориальных ошибок и своего рода интеллектуальных узлов. Возникающие при этом недоразумения можно разрешить при помощи выделения различных логических категорий понятий и терминов.
Аналитическая философия и ее идеи оказали заметное влияние на развитие философии в целом во многих странах мира. Со временем данное направление философской мысли превратилось в широкое культурное течение, основные позиции которого до сих пор сильны во многих англоязычных странах.