Притча о зерне горчичном

Горчичное зерно - центральный элемент одной из притч, которую произнес Иисус Христос для своих учеников и последователей. Она посвящена Царствию Небесному. С ее помощью сын Божий пытался объяснить, что это такое.

Евангельская притча

В Новом Завете притча о горчичном зерне содержится сразу в нескольких основных евангелиях. От Марка, Луки и Матфея. Ей традиционно уделяется большое внимание в христианстве, притчу часто приводят в качестве иллюстрации своих проповедей православные и католические священники.

Согласно тексту в Евангелие от Матфея, Иисус Христос начал сразу сравнивать Царствие Небесное с горчичным зерном. Человек берет его и сеет на своем участке. Изначально размер горчичного зерна очень маленький. Большинство других зерен на поле значительно больше и имеют более представительный вид. Поэтому всем вокруг и кажется, что и урожая от них можно ожидать более богатого. Однако, когда горчичное зерно вырастает, оказывается, что оно стало значительно крупнее многих злаков, которые росли с ним по соседству. А вскоре становится настоящим деревом, к которому слетаются птицы со всей округи, чтобы укрыться в его ветвях.

Сравнение с Царством Божием в Евангелие от Марка

Горчичное зерно в Библии сравнивается с Царством Божием. Иисус Христос в Евангелие от Марка обращается к своим ученикам с вопросом - с чем можно уподобить в окружающем нас мире Царство Божие? Какую притчу для него придумать?

Сам же на этот вопрос и отвечает. Приводит в пример горчичное зерно, которое меньше всех семян, когда его сеют в землю. Зато, когда уже посев закончился и семенам пришло время всходить, оказывается, что оно стало намного больше всех окружающих его злаков. В будущем пускает большие ветки. Под их тенью на протяжении многих лет укрываются небесные птицы.

Евангелие от Луки

Лаконичнее всего эта притча изложена в Евангелие от Луки. Иисус опять обращается к ученикам с вопросами, примерно такими же, как и в Евангелие от Марка. Затем быстро переходит к сути своей притчи.

Сразу отмечает, что любое горчичное зерно, посаженное человеком в своем саду, в результате вырастает в большое и плодоносное дерево. Отныне птицы только и делают, что укрываются в его ветвях.

Как мы видим, сразу в нескольких Евангелиях смысл притчи ничем не отличается, а ее содержание зависит исключительно от лаконичности и того размера, к которому стремился каждый из авторов.

Что такое зерно горчицы?

Прежде чем перейти к толкованию притчи о горчичном зерне, нужно разобраться с тем, что под таким зерном понимает каждый из апостолов. Наиболее точный ответ дает специальная энциклопедия Брокгауза. Это однотомное фундаментальное издание, которое по праву считается одним из самых полных и скрупулезных исследований Библии. На русском языке впервые было издано в 1960 году, когда был сделан детальный перевод с немецкого.

В словаре утверждается, что притча посвящена на самом деле семени черной горчицы. Несмотря на то что это однолетнее растение, его высота может достигать двух с половиной и даже трех метров. У него ветвистый стебель, из-за которого некоторые несведущие люди могут принять его за дерево. При этом оно действительно очень привлекательно для различных птиц. Особенно для щеглов. Они не только прячутся в его густой кроне, но и питаются полезными масляными семенами диаметром около одного миллиметра.

Толкование притчи

Притча о горчичном зерне, толкование которой приведено в этой статье, должна научить нас тому, как мал неверующий и невежественный человек. Только проповедь, посаженная в человеческую душу, как в благодатную почву, способна принести плоды, богатые всходы.

Точно также Иисус Христос уподобляет христианскую церковь горчичному зерну. Сначала она была небольшой и неприметной. Но после того как учение сына плотника стало распространяться по миру, ее значение с каждым годом возрастало все больше. В результате птицами, которые укрываются в ветвях горчичного дерева, будут целые народы, которые найдут укрытие под сенью этой мировой религии. Как мы видим, в этом Иисус был прав. Сегодня христианство стало одной из основных мировых религий на планете.

Церковь шагает по планете

Описывая, как растет горчичное зерно, возникает ощущение, что подобным образом Иисус Христос иллюстрирует, как христианская церковь распространяется на новые страны и континенты.

Таким образом, многие исследователи выделяют в этой притче сразу два образа. Не только умножения влияния церкви, но и распространение апостольской проповеди.

Православный богослов Александр (Милеант), епископ Русской православной церкви за границей, который с 1998 по 2005 годы возглавлял весь южно-американский епископат, утверждает, что данное сравнение наглядно подтвердилось стремительным распространением христианского учения по многим языческим странам.

Церковь, которая в начале пути была неприметным для большинства окружающих религиозным сообществом, представленным малочисленной группой галилейских рыбаков, за две тысячи лет охватила всю планету. Начиная от дикой Скифии, заканчивая знойной Африкой. Начиная от промозглой Британии и заканчивая таинственной и загадочной Индией.

Соглашается с ним архиепископ Аверкий (Таушев). Еще один епископ русской православной церкви за границей, в 60-70-х годах возглавлявший епископат в Сиракузах. Он также пишет, что проповедь прорастает в душе человека, как в притче о горчичном зерне. Для детей такой образ является очень наглядным и доступным. Они сразу понимают, о чем идет речь.

Конечно, отмечает Аверкий, от одной проповеди эффекта увидеть, скорее всего, не удастся. Но со временем едва приметные веяния все больше захватят душу человека. Она окончательно станет полноценным вместилищем исключительно добродетельных помыслов.

Интерпретация Иоанна Златоуста

Оригинальную интерпретацию этой притчи предлагает святитель Иоанн Златоуст. Это знаменитый архиепископ Константинопольский, живший в IV-V веках нашей эры. Вместе с Григорием Богословом и Василием Великим он до сих пор почитается, является одним из Вселенских учителей и святителей, автором многочисленных богословских сочинений.

В одном из них Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно уже с самим Иисусом Христом. Святитель утверждает, что если вникнуть в эту притчу со всей тщательностью, то выяснится, что ее вполне можно применить и к самому Спасителю. Он, как и зерно в притче, на вид был неказист и ничтожен. Его век был невелик, Христос прожил всего 33 года.

Совсем другое дело, что неисчислимым оказался его век на небесах. К тому же в нем одном соединились сразу несколько ипостасей. Сына человеческого и сына Божьего. Он был сокрушен людьми, но его страдания сделали Иисуса настолько великим, что он превзошел всех своих предшественников и последователей, которые подобным образом пытались вести за собой народы.

Он неразлучен со своим небесным Отцом, поэтому именно на его плечах небесные птицы находят покой и приют. С ними Иоанн Златоуст сравнивал всех апостолов, учеников Христа, пророков, а также всех избранных, которые искренне поверили в его учение. Очищать души от скверны Христу удавалось за счет собственной теплоты, под своей сенью он готов укрыть любого, кто нуждается в нем, от мирского зноя.

После смерти его тело будто посеяли в землю. Но он проявил завидную плодоносную силу, восстав уже через три дня из мертвых. Своим воскресением он прославил себя больше любого пророка, хоть при жизни мог многим казаться и меньше, и ничтожнее их. Его слава в итоге процвела от земли до самых небес. Он сам посеял себя на земной почве и пророс в мир, ведущий к его небесному Отцу.

Интерпретация Феофилакта Болгарского

Интересное собственное видение этой притчи предлагает еще один святитель - Феофилакт Болгарский. Архиепископ Болгарии на рубеже XI-XII веков.

Феофилакт призывает каждого из прихожан быть горчичным зерном. С виду казаться незначительным, не заноситься, не хвалиться своей добродетелью, но в тоже время пылко и ревностно следовать всем христианским заповедям. Если каждый будет придерживаться таких жизненных принципов, то небесные птицы в виде ангелов будут отдыхать у него на плечах. Так священник интерпретирует притчу, рассказанную Иисусом.

Комментарии