Музей Поленово (Тульская область): экскурсии, как добраться, отзывы

Русский художник Василий Дмитриевич Поленов не нуждается в особом представлении. Его пейзажи «Московский дворик», «Золотая осень» и другие знакомы нам с детства. Их репродукциями оформляются классы, иллюстрируются учебники. Для многих Поленов – это фамилия в череде имен «великих художников, оставивших свой след…». И только приехав сюда, в музей Поленово, за 120 километров от Москвы, начинаешь понимать простоту и величие русского, разносторонне талантливого, щедрого и душевного человека. Его детище, усадьба Борок, его музей и коллекции, его работы и задумки сохранены потомками и работниками музея и, как при жизни Василия Дмитриевича, открыты для посещения, ознакомления и удивления.

Первое знакомство художника с окрестностями села Бехово

Художники-пейзажисты народ непоседливый. В конце восьмидесятых годов XIX века, уже известный, именитый мастер вместе с одним из своих учеников проплывал по Оке.

Не отрывая взглядов от пейзажа, меняющегося перед глазами, художники увидели путника, шедшего по тропинке к селу Бехово. «Вот счастливый человек, в каких благодатных местах он живет» - сказал Василий Дмитриевич своему ученику. Через три с половиной года семья Поленова въехала в новый дом, выстроенный на холме Борок у реки, недалеко от той памятной тропы. Сегодня здесь располагается музей Поленово.

Холм Борок

Василий Дмитриевич, выбрав для строительства дома землю, негодную местным крестьянам для пашни, приобрел участок на песчаном холме. С него открывался великолепный вид на реку, к которой вел пологий спуск. С остальных трех сторон холм Борок окружали поросли деревьев и кустов. Вдалеке виднелся лес.

Усадьба Борок

Художник мечтал не просто о доме для своей семьи. Он хотел создать место, куда бы с радостью приезжали его друзья и ученики, где он смог бы уместить экспонаты своей многочисленной коллекции, собранной во время путешествий по стране и за границей, где, конечно же, хватало бы места всем для работы.

Усадьба Поленово создавалась Василием Дмитриевичем такой, какой он видел ее в своих мечтах. Не прибегая к помощи архитекторов и конструкторов, он все вычерчивал, планировал, обустраивал только сам. Каждое здание, этаж, комната, ее назначение – это работа Поленова. Хозяйственные постройки, ограждение территории, ворота, аллеи, клумбы являются экспонатами музея, потому что именно такими их задумывал и сделал великий художник.

Любоваться здесь можно всем без исключения. Красиво, необычно, удобно, функционально – такими словами хочется описывать все увиденное в музее Поленово.

Просветительская работа Поленовых

Пока костромские плотники строили дом на холме, семья художника жила в деревне Бехово. На фоне общей небогатой жизни Поленовых поразила нищета местных учителей и жалкое состояние школ. За улучшение их положения взялась жена художника, Наталья Васильевна.

Ее заботили бытовые условия учителей, их культурный уровень: она организовывала поездки для них в театры и музеи. С помощью мужа построила две школы, где предусматривались помещения для учителей, а раздвижная перегородка между классами позволяла устраивать большой зал для театральных постановок.

Высокообразованные члены семьи художника помогали преподавать в этих школах, считая такое занятие абсолютно нормальным и необременительным. В музее – усадьбе Поленово на экскурсии вам обязательно расскажут об этом.

Культурная деятельность семьи художника

Любовь Поленовых к театру передалась и местным жителям. Театральные кружки стали образовываться в каждой деревне. В эту жизнь вовлекались и взрослые, и дети.

Созданный художником музей коллекций посещали все окрестные жители и приезжие гости, для них усадьба всегда была открыта.

Живя скромно, и тратя большие деньги на культурную помощь народу, семья завоевала глубокое уважение соседей.

Поленов скончался в 1927 году на 84-м году жизни. Его, как и многих членов семьи, похоронили на кладбище деревни Бехово, недалеко от музея Поленово Тульской области. Они, выбрав это место для своей жизни, хотели остаться здесь и после смерти. Деревянные кресты и цветы, высаженные на скромных могилах, не меняют на великолепные надгробья согласно их завещаниям.

Музей

Дом Поленовых, ставший при жизни художника музеем, доступным для всех, никогда не прекращал этой своей деятельности. Так мечтал художник. Благодаря потомкам, многие годы возглавлявшим его, сохранено все задуманное автором. Мемориальная обстановка такова, какой она была при Поленове, все комнаты носят названия, данные им.

Тысячи людей входят в дом, который построил художник для своих близких, поднимаются по той же лестнице, что и Василий Дмитриевич, на второй этаж и видят ту же Оку с ее простыми и необыкновенно красивыми видами. Оставленные ими отзывы в музее – усадьбе Поленово говорят о благодарности людей художнику и его семье за все увиденное и испытанное здесь.

Начинается знакомство с домом на первом этаже, где все сохранено и устроено, как при жизни автора. Первое, что хотел он рассказать пришедшим людям – историю его семьи. Эта комната раньше была «Игральной» для детей, но после смерти матери, Поленов собрал сюда все имеющиеся портреты, мебель, письма, какие-то вещицы и устроил в честь ее памяти «Портретную». И сейчас там размещены портреты родных и близких художника.

В «Библиотеке» (с ударением на «о») ничего не изменилось. И камин в музее Поленово все тот же. Она задумывалась и была выполнена, как самая красивая комната в Борке. Художник нарисовал множество подробных эскизов, по которым московский столяр мастерски воплотил его задумки.

«Столовая» по замыслу Василия Дмитриевича – музейная комната народного творчества и прикладного искусства. Здесь выставлены предметы не только приобретенные у жителей и на ярмарках. Члены семьи художника, одаренные люди с чувством прекрасного, многое делали своими руками.

На стенах всех комнат висят работы друзей и учеников Поленова. Их очень много, подаренных дорогому другу и учителю, в доме которого они все любили бывать и работать. Свои картины и этюды автор вывешивал только в «Кабинете». Здесь он менял экспозицию довольно часто. Домашние называли эту комнату еще и «Музыкальной». Фортепиано и фисгармония собирали всех домочадцев, больших любителей музыки, для исполнения хоров, дуэтов, трио. Все были очень музыкальны.

Дубовая лестница, сохранившаяся без реставрации до наших дней, поднимает наверх ежедневно множество посетителей, желающих взглянуть на святую святых дома – мастерскую великого Поленова.

Самая большая и светлая комната в доме предназначалась для работы художника. Позже, когда было построено «Аббатство», отдельно стоящая мастерская, назначение комнаты сохранилось, но для подросших детей. Она стала называться «Рабочая».

Сейчас здесь хранится один из графических вариантов картины «Христос и грешница», размером приблизительно 6x3 метра. Выполнение такой серьезной и большой работы требовало много времени и сил. Ему активно помогала жена, которая шила одежду для персонажей картины. В них натурщики позировали автору. Для создания задуманной картины был выписан холст из Рима (в России не делали таких больших полотен). Размечая его углем, автор увлекся и выполнил всю композицию. Для картины, которая сейчас находится в Русском музее, пришлось повторить заказ полотна. Из мастерской художника не хочется уходить долгое время. Сидя на стульях, можно рассматривать композицию близко и детально. Это большое удовольствие.

Последняя комната второго этажа – «Пейзажная», где собраны известные работы мастера.

Территория усадьбы Поленова

Все до единой постройки, которые возводились, по мере обустройства семьи в Борке, проектировались, «сажались» на место и оформлялись Василием Дмитриевичем.

«Аббатство», построенное в начале 20 века, было задумано, как отдельно стоящая от дома мастерская для художника. Он продумал и выполнил все детали, позволяющие ему комфортно работать здесь в любое время года. Большие окна и помещения давали возможность работать и над габаритными полотнами. Поднявшись наверх, можно было видеть картину в целом. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал, где выступали многие выдающиеся деятели искусств.

Фахверковые здания, имевшие широкое распространение в средние века, прижились, благодаря Поленову, в его усадьбе. Все надворные постройки выполнены в этом экзотическом для нас стиле. При этом они органично вписались в ландшафт.

Лодочный сарай, в котором хранилось множество плавсредств всей семьи, любителей водных прогулок и спортивных занятий на воде, назывался «Адмиралтейством». В 76 лет художник начал работать над диорамой. На показы его «живых» картинок в «Адмиралтействе» собирались все окрестные крестьяне, приезжали друзья и знакомые. Сегодня посетители музея тоже могут их увидеть.

Парк

Поленов работал над проектом парка, конечно же, сам. Местные жители помогали ему и его семье с высадкой деревьев, устройством клуб и аллей, разбивкой дорожек. Художник, мастер пейзажа, создавал свое творение так, как будто писал картину. С поправкой на то, чтобы она была привлекательна с любой точки усадьбы и в любое время года.

Услышав заявление экскурсовода о том, что до сих пор каждую клумбу или цветник оформляют в той цветовой гамме, в которой это делал автор, вы обязательно вернетесь в Поленово в другое время года, чтобы полюбоваться его живой картиной.

Как добраться в музей Поленово?

Вариантов может быть несколько:

  • Электричкой "Москва - Тула" (до станции "Тарусская").
  • На автобусе от Велигож до остановки «Село Страхово» (по расписанию).
  • Пешком - 1 км.
  • Летом из Тарусы ходит теплоход по Оке до Поленова и обратно.
  • Из Москвы на автомобиле по Симферопольскому шоссе.

Адрес музея Поленово: Тульская область, Заокский район, п/о Страхово.

Комментарии