Древнегреческая философия: истоки мудрости
Древнегреческая философия - удивительное явление, зародившееся в Древней Греции и оказавшее огромное влияние на развитие мировой культуры. В ней сочетались рациональность и мистицизм, жажда познания и стремление к совершенству.
Зарождение философии в Древней Греции
Философия зародилась в Древней Греции в VI веке до н.э. на фоне экономических и социальных изменений в греческих полисах. Развитие ремесел, торговли, рабовладения привело к дифференциации труда и необходимости передачи знаний. Усложнение социальных отношений в полисах вызвало потребность в новых знаниях для убеждения граждан.
Первым древнегреческим философом считается Фалес Милетский (625-547 до н.э.). Он выдвинул идею, что первоосновой мира является вода. Фалес заложил традицию натурфилософии - поиска первоначал мироздания. Последователи Фалеса составили Милетскую школу, к которой относятся Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид.
Другими известными школами ранней древнегреческой философии были:
- Пифагор и пифагорейцы - изучали гармонию, числа, музыку
- Элейская школа - исследовала философию бытия (Парменид, Зенон Элейский)
- Философы-"странники" - Гераклит, Эмпедокл, Демокрит
Основными темами ранней древнегреческой философии был поиск первоначал мира, изучение космоса и метафизики. Философы пытались найти единый принцип, лежащий в основе всех вещей - первоначало (архе). Разные школы называли таким первоначалом воду, воздух, огонь, числа, атомы. При этом космос понимался как единый разумно устроенный порядок.
Расцвет древнегреческой философии в классический период
Древнегреческая философия достигла наивысшего развития в классический период благодаря великим мыслителям - Сократу, Платону и Аристотелю.
Если ранние философы сосредотачивались на изучении природы, то Сократ (469-399 до н.э.) перенес внимание на человека, его этику и познание. Он считал, что добродетель заключается в знании. Сократ впервые стал рассматривать философию как практическую науку о том, как человеку нужно жить.
Я знаю, что ничего не знаю
Сократ
Ученик Сократа Платон (428-348 до н.э) создал первую философскую систему, охватывающую онтологию, эпистемологию, этику, эстетику. В центре его философии находится учение об идеях как вечных образцах вещей. Мир, по Платону, делится на мир вечных идей и изменчивый мир вещей. Высшей идеей Платон считал идею Блага. Большое значение он уделял душе, познанию как припоминанию.
Третий великий философ, Аристотель (384-322 до н.э.), был учеником Платона, но развил собственную философскую систему. В отличие от идеализма Платона, Аристотель был ближе к материализму. Центральной проблемой его философии была проблема бытия. Аристотель разделял форму и материю, выделял 4 причины явлений. Он также заложил основы формальной логики, создал научные труды по биологии, физике, этике и др. наукам, за что получил прозвище "отца науки".
Эллинистический период ознаменовался упадком классической древнегреческой философии и становлением новых школ - эпикурейцев, стоиков, скептиков и пр. Их философия была сосредоточена в основном на этических проблемах и поиске путей достижения душевного спокойствия человека.
Древнегреческая философия в этот период утратила былой размах и глубину, однако ее основные идеи и достижения сохранили актуальность на века.
Древнегреческая философия о бытии и познании
Одной из центральных проблем древнегреческой философии была проблема бытия, изучением которой занималась особая область - метафизика или "первая философия". Ранние греческие философы пытались найти первоначало, лежащее в основе всех вещей. Это могли быть определенные стихии (вода, воздух, огонь), или абстрактные сущности вроде апейрона Анаксимандра. Элейская школа во главе с Парменидом утверждала, что подлинно сущим является только бытие, а изменчивый мир чувственных вещей есть небытие.
Теория познания Платона
Важнейший вклад в теорию познания внес Платон. Он разделял мир на мир вечных идей и изменчивый мир вещей. Подлинное знание, по Платону, это постижение вечных идей при помощи разума. Ощущения же обманчивы и не могут дать истинного знания. Платон ввел концепцию припоминания - по его мнению, душа обладает врожденным знанием идей, которое нужно лишь вспомнить.
Ибо наука есть не что иное, как припоминание.
Платон
Метафизика Аристотеля
Аристотель разработал собственную концепцию бытия в своей "Первой философии". Он отверг теорию идей Платона и ввел различие между формой и материей. Форма придает предмету конкретность и определенность. Также Аристотель выделял 4 причины любого явления - материальную, формальную, движущую и целевую (энтелехия). Понимание особенности философии Аристотеля важно для оценки его уникального вклада в историю философии.
Древнегреческая философия и наука
Важнейшую роль в зарождении науки в Европе сыграли древнегреческие философы. Пифагорейцы внесли вклад в развитие математики, открыв иррациональные числа, изучив свойства геометрических фигур. Платон основал Академию - первое высшее учебное заведение в Европе, где велось преподавание математики, астрономии и других наук. Аристотель создал трактаты по физике, биологии, психологии и другим наукам, опираясь на опыт и наблюдение. Таким образом древнегреческие философы заложили основы научного познания мира, что стало одной из особенностей их философии.
Этическое учение Сократа
Значительный вклад в развитие этики внес Сократ. Его моральное учение тесно связано с теорией познания. Сократ считал, что никто не творит зла добровольно, зло совершают от незнания. Поэтому добродетель, по его мнению, тождественна знанию. Человек, обладающий истинным знанием о добре, всегда будет поступать добродетельно.
Никто не творит зла добровольно
Сократ
Этика Платона и идея справедливого государства
У Платона этика тесно переплеталась с социально-политическими воззрениями. Он полагал, что справедливое государство должно соответствовать идее блага. Такое государство будет управляться философами, которые лучше других постигли идею блага. Они смогут установить разумные законы и гармоничные отношения между людьми. Так Платон связывал этика с идеальным социальным устройством.
Эвдемонизм и этика добродетелей Аристотеля
Этическое учение Аристотеля строилось на принципе эвдемонизма: цель человеческой жизни - счастье, достигаемое путем следования добродетели. Аристотель выделял этические (щедрость, скромность) и дианоэтические (мудрость, рассудительность) добродетели. Добродетель всегда есть "золотая средина" между двумя пороками. Так Аристотель нашел применение своему принципу умеренности в этике человека.
Рационализм как особенность древнегреческих философов
Характерной особенностью древнегреческой философии был рационализм - опора на силу разума и логических доводов. Уже у ранних философов присутствовало стремление дать разумное объяснение устройству мира. Сократ поставил во главу угла рациональное мышление в процессе познания. Его ученики Платон и Аристотель построили стройные философские системы. Это подчеркивало способность человеческого разума постичь истину. Рационализм стал важной особенностью всей древнегреческой философии.
Влияние древнегреческой философии в эпоху эллинизма
После смерти Александра Македонского наступила эпоха эллинизма. Это время ознаменовалось кризисом классических идеалов древнегреческой философии. Возникли новые философские школы - киники, эпикурейцы, стоики и другие. Их философия была в большей степени практической и этической, нежели теоретической. Тем не менее, они опирались на наследие предшественников, особенно Сократа, Платона и Аристотеля, чье влияние сохранялось.
Неоплатонизм как возрождение интереса к Платону
В III-V веках н.э. в Римской империи возникло влиятельное философское течение неоплатонизма. Его основатель Плотин и последователи стремились возродить интерес к идеям Платона, интерпретируя их в мистическом ключе. Неоплатоники развивали учение об эманации всего сущего из Единого, концепцию бессмертия души, эстетику света. Их идеи оказали влияние на развитие христианского богословия и средневековой философии.
Закат античной философии
Окончательный упадок античной философии наступил с принятием христианства как государственной религии Римской империи. Император Юстиниан запретил языческие культы и закрыл философские школы, в том числе Платоновскую академию в 529 году. Многие произведения античных философов были утрачены. Тем не менее, благодаря переводам и комментариям в Византии и арабском мире часть наследия древнегреческой философии сохранилась для потомков.
Возрождение интереса к античности
Начало эпохи Возрождения в XIV-XV веках ознаменовалось новым интересом мыслителей к культурному наследию античности. Были предприняты усилия по разысканию и переводу с греческого трудов Платона, Аристотеля и других философов. Их идеи послужили импульсом для нового витка развития философии, науки, искусства. Так античное наследие вошло в фундамент современной европейской цивилизации.