Федеральный закон "О госзакупках": разбор особенностей ФЗ-94

Государство нередко выступает в роли заказчика в области имущественных отношений. Существует Федеральный закон "О госзакупках", который будет подробно рассмотрен в этой статье.

Цели Федерального закона

Какие отношения регулирует представленный нормативный акт? Статья 1 Закона № 94-ФЗ "О госзакупках" гласит о размещении различных заказов на поставки продукции или выполнение определенных услуг. Закон устанавливает норму, согласно которой необходимо следить за исполнением конституционного принципа единства экономического пространства. Власть в России, согласно закону, должна эффективно расходовать бюджетные средства. Государственные заказы должны напрямую касаться обеспечения оптимального уровня жизни граждан.

В каких ситуациях применяется этот закон? В статье 1 говорится о случаях размещения заказов, выполнения работ, оказания отдельных услуг и т.д. При этом действие рассматриваемого нормативного акта не распространяется на следующие виды отношений:

  • назначение дознавательными органами адвоката в ходе уголовного или гражданского судопроизводства;
  • привлечение адвоката к оказанию помощи юридического характера.

Федеральный закон "О госзакупках", таким образом, регулирует отношения, связанные с государственными нуждами и их удовлетворением.

О нуждах государства

Что подразумевается под нуждами государственного уровня? Статья 2 рассматриваемого нормативного акта гласит о необходимости удовлетворять потребности в области поиска заказчиков, источников финансирования, заказа определенных товаров или услуг и т.д. Государственные нужды федерального уровня удовлетворяются за счет федерального российского бюджета.

Бюджетные организации и учреждения в субъектах России должны своевременно финансироваться государством. Необходимо это для удовлетворения потребностей в услугах, товарах, работах и т.д. Государство разрабатывает специальные целевые программы, в соответствии с которыми осуществляет отдельные виды закупок. Существуют также нужды муниципального характера. Это, согласно закону, обеспечение потребностей бюджетных организаций за счет региональной казны.

О конкурсной основе

Федеральный закон "О госзакупках" закрепляет несколько основных видов осуществления государственного заказа. Так, в главе 20 устанавливаются нормы, в соответствии с которыми размещение властями заказов может производиться на конкурсной основе. Под конкурсом в данном случае понимаются торги, победителем в которых признается лицо, предложившее наилучшие условия контракта.

Конкурсы могут проводиться на открытой и закрытой основе. Продукция или условия, которые должны составлять государственную тайну, являются, как правило, причинами для проведения конкурса закрытого типа. Закон запрещает взимать с участников конкурса плату. Под запретом и проведение переговоров заказчика с участниками конкурса или конкурсной комиссией. В противном случае будет принято законное решение о признании всего мероприятия недействительным.

Об аукционе

Глава 3 Закона "О госзакупках" закрепляет нормы, в соответствии с которыми проводятся аукционы на право заключать государственные контракты. Аукционы в данном случае - это обыкновенные торги. В ходе мероприятия статус исполнителя приобретает лицо, которое смогло предложить самую низкую стоимость за исполнение контракта.

Отличие аукциона от конкурса всего одно: в первом случае кандидаты в исполнители предлагают оптимальные условия, а во втором - оптимальную цену. В остальном же аукцион практически не отличается от конкурсной основы. Здесь также присутствует возможность сделать процесс открытым или закрытым. Запрещается вести тайный диалог с кем-то из участников и взимать с кандидатов плату за участие.

Прочие способы размещения заказов

ФЗ-94 Федеральный закон "О госзакупках" закрепляет несколько основных способов заключить контракт. Так, в главе 4 говорится о возможности запрашивать котировки. Это способы получения информации о требуемых товарах или услугах. Заказчик внимательно изучает котировки и по итогу принимает решение о сотрудничестве с тем или иным исполнителем. В главе 5 статьи 48 говорится о запросе котировок в целях оказания экстренной гуманитарной помощи.

В главе 3.1 говорится о возможности проводить аукционы в электронной форме. Причем торги все так же могут быть как закрытого, так и открытого типа. Наконец, в статье 55 приведены нормы, в соответствии с которыми государство имеет право на обращение к одному исполнителю. Происходит это в ситуациях, когда поставка товаров или оказание услуг относятся к области естественных монополий (например, как в случае с "Газпромом").

Ни государство в лице заказчика, ни исполнители не должны допускать нарушений Закона "О госзакупках". В противном случае будет возбуждено судебное делопроизводство соответствующего характера.

О защите прав участников размещения заказа

В главе 8 федерального закона говорится о возможности обжаловать действия заказчика в лице государства, если последний нарушил установленные законом нормы. Можно также обжаловать действия операторов электронной площадки, где проходили торги, пожаловаться на действия аукционной или конкурсной комиссии, уполномоченного органа или специализированной инстанции. Обжалование, как не сложно догадаться, может происходить только в судебном порядке. Статьи 57-61, в которых установлены все эти нормы, являются своего рода гарантами защиты прав участников размещения заказа.

Какие были внесены изменения в Закон "О госзакупках"? Надо сказать, что юридически весь рассмотренный нормативный акт уже не существует, а на его место вступил ФЗ № 44 "О контрактной системе в области закупок для нужд государственного и муниципального характера". Справедливости ради стоит отметить, что все представленные выше правила и нормы функционируют и до сих пор. Однако закреплены они в новом документе 2013 года.

Комментарии