История Старой Смоленской дороги

Все дороги имеют начало и конец. Только не про каждую известно доподлинно, где эти точки находятся. Про Старую Смоленскую дорогу известно.

Начинается она от Московского Кремля, от Троицкой башни, как и положено российской дороге, а заканчивается на границе с Белоруссией. Там, в 20 километрах от поселка Красный, и находится «нулевая верста».

Появление дороги

Дату ее возникновения назвать трудно, но она уже должна была быть в 14 веке. По сохранившимся документам ученые сделали вывод, что тогда существовала тесная связь, в первую очередь, торговая, между Москвой, Смоленском и Оршей. Значит, была и дорога.

Сначала она была сухопутно – водной, а потом только сухопутной и «прямоезжей». И называли ее в документах того времени Большой Смоленской или Посольской, а иногда и Большим главным гостинцем (от слова «гость»).

Путешествие по ней в то время было едва ли не подвигом, для иностранцев и вовсе невозможным. Писатель И. С. Соколов-Микитов описывает их впечатления: «Тяжек был путь. Полон диких зверей нескончаемый лес. Страшны московитские мужики. Ужасна дорога, которую, чтоб не потонуть в топи, русские люди устилают бревенчатой гатью».

Но, видно, сильна была нужда, коли все равно ехали по той дороге гости к Московскому Кремлю.

Почтовое дело на Смоленщине

Все захватчики с запада шли на российские земли по Старой Смоленской дороге. В начале 17 века поляки захватили большую часть Смоленщины, которая стала их территорией на полвека. Когда земли вернулись в состав России, в западном направлении был проложен почтовый маршрут. Для скорости передвижения почтовой службы местному населению было предписано содержать дорогу в хорошем состоянии.

В 1668 году была создана первая почтовая станция в селе Мигновичи, а к середине 19 века в Смоленской губернии было семь почтовых маршрутов с 43-мя станциями. Большая часть из них находилась на Старом Смоленском тракте.

Дорожные преобразования

Петр I, который приступил к реорганизации всех органов управления, не обошел стороной и дорожное дело. Он передал вопросы строительства дорог и их содержания вновь созданной Камер-коллегии, в губерниях этими вопросами занимались специальные комиссары.

По его распоряжению, местных крестьян, закончивших полевые работы, активно привлекали к ремонту и строительству дорог. Была установлена ширина больших дорог, в том числе и ведущей из Смоленска в Москву, – три сажени, то есть 6,39 метра.

Но, несмотря на предпринятые усилия, дороги в России оставались в плачевном состоянии. По-прежнему путешественники жаловались на то, что дорога часто не была хорошо проложена, а движение летом затрудняли многочисленные топи и болота.

В 1764 году Екатерина Великая подписала указ об установлении на всех главных дорогах России, к которым относилась и Старая Смоленская дорога, каменных верстовых столбов. Они должны были быть одинаковыми, образец в виде рисунка прилагался. Сразу же последовало новое указание: не мостить дороги бревнами, а делать их там, «где есть удобность», каменными. Но, как водится на Руси, приказания иногда выполняли, но уж из чего было.

По Смоленской дороге впервые выставлены верстовые указатели из бревен, посажено вдоль тракта множество деревьев. Когда они подросли, над головой путешественников образовался шатер, защищавший их от зноя и дождя.

1812 и 1941 годы

Каждый школьник в нашей стране знает, что Наполеон шел к столице по Старому Смоленскому тракту. Он шел со своим непобедимым войском, а российская, измотанная армия отступала по той же дороге.

Наполеон прошел весь путь от Смоленска до Москвы, от начала до конца. Но прежде ему пришлось вступить в решающий бой у села Бородино. 26 августа 1812 года сошлись на Бородинском поле две громадные армии. Французский Император был уверен, что в этот день он добьется капитуляции России. Через 15 часов боя оба измученных войска, понесшие огромные потери, оказались на тех же исходных позициях.

Чтобы сохранить войско для дальнейших боев, М. И. Кутузов увел его под покровом ночи с Бородинского поля, а Наполеон завершил свой марш по тракту до Кремля. А потом обратно.

Жестокие бои в годы Великой Отечественной войны тоже пришлись на места, через которые проходит Старая Смоленская дорога. Наверное, нигде нет такого количества памятников погибшим в тех войнах при защите своего Отечества, как в городах, деревнях, селах, да и просто в чистом поле вдоль нее.

Современная дорога

Дорога имела большое значение до середины 19 века, пока не было построено современное, по тем меркам, Варшавское шоссе. Оно прошло по Калужской, Смоленской губерниям, через Белоруссию в Варшаву. С тех пор старый тракт стал терять свое значение, использовался в местных целях, ему уделяли все меньше внимания. Дорога приходила в упадок, а когда в 20-м веке была построена трасса Москва – Минск – Брест, была практически забыта.

Сегодня Старая Смоленская дорога на современной карте смотрится прерывистой линией. Некоторые ее участки в очень плохом состоянии, некоторые вовсе непроезжие. Хотя кое-где сохранился неплохой асфальт, а иные отрезки превратились в грунтовые дороги.

Хотя разговоры о том, что дорога будет восстановлена, ведутся не первый год. Очень хочется этому верить.

Комментарии