Принцип работы антипробуксовочной системы
На сегодняшний день в мире автомобилей практикуется множество электронных систем и помощников, которые работают с целью увеличения активной и пассивной безопасности. Таким образом, электроника позволяет предотвратить аварийные ситуации, что возникают при движении автомобиля. Сейчас все транспортные средства в обязательном порядке оснащаются такой системой, как АБС. Но это далеко не единственная система в базовом списке. Так, модели классом выше штатно оснащаются ASR. Что это такое? Это антипробуксовочная система. Принцип работы ее и преимущества мы рассмотрим далее.
Характеристика
Итак, что являет собой ASR? Это элемент активной безопасности автомобиля. Действие ASR направлено на сохранение контакта колес транспортного средства с дорогой во время движения.
В простонародье эту систему называют «антибукс». Официальное название - система автоматического регулирования проскальзывания. Таким образом, работа антипробуксовочной системы направлена на защиту ведущей пары колес от проскальзывания на мокрой или обледеневшей поверхности, а также при резком старте с места или во время других опасных маневров.
Об аббревиатуре
Стоит отметить, что ASR - не единственная аббревиатура, которой обозначается данная система. Так, на автомобилях марки «Вольво» она маркируется как STC, на «Тойоте» - TRC («Трекшн Контроль»), на «Опеле» - DSA, на «Ренж Роверах» - ЕТС. Однако в большинстве случаев распознать данную систему можно по первой маркировке. Что примечательно, действует она одинаково на всех автомобилях. Поэтому нельзя сказать, что ASR на «Фольксвагене» хуже, чем на «Ауди» и «Мерседесе», и наоборот. На любом транспортном средстве она выполняет функцию сохранения динамического курса автомобиля и тесно работает с антиблокировочной системой колес.
Принцип действия
ASR работает всегда, вне зависимости от величины текущей скорости автомобиля. Однако ее функциональность немного различается:
- При скорости от 0 до 80 километров в час система передает крутящий момент благодаря подтормаживанию ведущих колес автомобиля.
- На скорости свыше 80 километров в час усилия регулируются благодаря уменьшению крутящего момента, что передается от двигателя.
Действует антипробуксовочная система на основании сигналов с разных датчиков:
- АБС.
- Частоты вращения колес.
В результате блок управления определяет такие характеристики:
- Скорость движения транспортного средства. Данные приводятся на основании угловой скорости колес на неведущей оси.
- Угловое ускорение ведущих колес.
- Тип движения машины. Различают криволинейное и прямолинейное движение автомобиля.
- Величину проскальзывания ведущих колес. Информация получается на основании разницы угловой скорости колес на ведущей и ведомой оси.
В зависимости от полученных данных, электроника выполняет управление тормозным давлением либо действует на сам двигатель, снижая его крутящий момент.
Если говорить о первом случае, управление тормозным давлением осуществляется циклически. Так, в цикле есть несколько фаз:
- Увеличение.
- Удержание.
- Сброс давления.
Рост давления гидравлической жидкости способствует торможению ведущих колес. Это происходит благодаря включению насоса обратной подачи. При этом открывается клапан высокого давления и закрывается переключающий. За счет насоса обратной подачи достигается удержание этого давления. А сброс выполняется после пробуксовки. При этом в работу включаются впускной и переключающий клапаны. Данный цикл может повторяться несколько раз, в зависимости от текущей дорожной ситуации.
А вот управление крутящим моментом происходит несколько иначе. Данный процесс осуществляется при задействовании системы управления ДВС. На основании полученных сигналов от датчиков угловой скорости колес и фактического крутящего момента (что измеряется ЭБУ) блок управления ASR вычисляет, насколько нужно снизить мощность силового агрегата. Эта информация передается на электронный блок управления двигателем. Но как происходит реализация этих данных? Снижение мощности и крутящего момента системой ASR происходит несколькими способами:
- При изменении положения дроссельной заслонки (она закрывается сильнее, чем это положено).
- Пропусками впрыска топлива в системе.
- Пропусками импульсов зажигания.
- При отмене переключения передач. Но это возможно только при наличии автоматической трансмиссии.
- При изменении угла опережения зажигания.
Как водитель понимает, что система ASR начала действовать?
Об этом водителя будет информировать специальная контрольная лампа на панели приборов. По окончании работы системы и при выходе автомобиля из пробуксовки данная лампа пропадает. Двигатель и тормозная система работают как обычно.
Преимущества использования
Данная система устанавливается на автомобили не просто так. Она действительно приносит пользу. Главное преимущество наличия ASR – это увеличение безопасности движения. Водитель не застрахован от ошибок. Однако электроника в состоянии поправить их и не допустить заноса автомобиля, который может привести к возникновению ДТП. Также антипробуксовочная система ASR позволяет продлить срок службы двигателя, поскольку крутящий момент распределяется более плавно. Еще одно преимущество данной системы – это меньшее истирание покрышек, которое могло бы возникнуть в случае несанкционированной пробуксовки. Кроме этого ASR положительно влияет на расход топлива, хоть и незначительно.
Как отключить антипробуксовочную систему?
При желании любой водитель может принудительно отключить ASR. Для этого в машине предусмотрена специальная кнопка.
После выключения антипробуксовочной системы машина будет входить в повороты со скольжением ведущей оси. При этом в случае торможения система АБС будет все равно работать. Также на панели приборов загорится соответствующая лампа. Она представляет собой желтый мигающий треугольник с восклицательным знаком. Он загорается в момент пробуксовки колес. И неважно, какая текущая скорость – 5 или 100 километров в час.
В каких случаях рекомендуется принудительно отключать антипробуксовочную систему? Это необходимо делать зимой при невозможности тронуться с места на снегу или по ледяной поверхности. После выезда с трудного участка производитель рекомендует вновь включить антипробуксовочную систему ASR. Желтый индикатор на панели при этом погаснет.
Заключение
Итак, мы выяснили, как работает антипробуксовочная система и для чего она необходима. Как видите, ASR призвана увеличить безопасность движения автомобиля в сложных условиях, исключая возможность пробуксовки и заноса транспортного средства. Однако какой бы умной система ни была, 100-процентной защиты она не дает. Поэтому всегда стоит надеяться лишь на свои навыки вождения и быстроту реакции.