Ранние формы религии: факторы формирования, виды и интересные факты

В сегодняшнем мире достижения научно-технического прогресса удивительным образом сочетаются с различными вероучениями, составляющими несколько самостоятельных направлений. Кроме четырех основных мировых религий - христианства, ислама, буддизма и иудаизма, - среди населения планеты имеется бесчисленное количество последователей иных вероучений. В этой статье мы постараемся выяснить, какие ранние формы религии послужили основой для формирования современной духовной культуры.

Религия как особая форма осознания мира

Прежде чем начать разговор о том, как называется ранняя форма религии, остановимся на значении этого термина, так или иначе относящегося к жизни всех народов мира. Слово «религия» происходит от латинского глагола religare, что в переводе означает «соединять», «связывать». В данном случае подразумевается установление связи человека с некими высшими силами, руководящими его жизнью.

Современные историки с полной уверенностью утверждают, что на протяжении всей истории человечества не было ни одного народа, не знавшего религии. Она всегда являлась особой формой осознания мира, в основе которой лежала вера в сверхъестественные силы. При этом последователи каждой религии устанавливали для себя определенный тип поведения, культовых действий и моральных норм. Их организованное поклонение высшим силам приводило к созданию религиозных общин и церквей.

Происхождение религиозных воззрений

О происхождении ранних форм религии и путях их дальнейшего развития в научном мире высказывалось много суждений, причем авторы выдвигаемых гипотез порой занимали диаметрально противоположные позиции. Например, целый ряд исследователей, среди которых можно назвать выдающегося американского философа XIX века У. Джемса, придерживались мнения, что религиозные воззрения являются врожденным явлением и основаны на действии сверхъестественных сил.

В то же время его коллега из Германии Л. Фейербах еще за полвека до этого утверждал, что мир богов создан самими людьми и является отражением их реального бытия. Австрийский психоаналитик З. Фрейд видел в религии массовый невроз, порожденный некими бессознательными влечениями. И наконец, сторонники марксистской философии заявляли, что в основе любой веры лежит неспособность найти рациональное объяснение природным явлениям и попытка усмотреть в них действие сверхъестественных сил.

Тотемизм – ранняя форма религии

О том, как зарождались среди людей мистические представления, у исследователей нет единого мнения. Однако согласно данным, полученным в ходе археологических раскопок, ранние формы религии и возникновение понятий, связанных со сверхъестественными силами, принято относить к 10 тысячелетию до н. э. Верования людей той давней эпохи с определенной долей условности можно разделить на несколько форм, одной из которых (по видимому, начальной) является тотемизм.

Термин, обозначающий это религиозное направление, на языке алгонкинов – представителей одного из индейских племен – означает «его род», то есть указывает на определенное родство, в данном случае с различными формами животных и растений, а также некоторыми мифическими существами, являющимися объектами поклонения и называемыми «тотемом».

Многообразие форм тотемизма

Тотемизм, зародившийся много тысячелетий назад, отчасти сохранился и до наших дней среди представителей отдельных племен Центральной Африки, Австралии и Южной Америки. Его последователи наделяют сверхъестественными силами не только конкретные материальные объекты, но даже природные явления, такие как ветер, дождь, солнце, воду, гром и т. д.

Однако чаще всего объектами поклонения становятся представители животного или растительного мира, а также отдельные их части, например желудок поросенка, голова черепахи или корни маиса. В многочисленных общинах нередко можно наблюдать поклонение самым различным объектам. Например, в состав североамериканского племени оджибва входят 23 самостоятельных рода, и у каждого из них свой тотем. Если одни совершают жертвоприношения медведю, то другие склоняются перед норой тушканчика или пляшут с бубном при первых лучах утренней зари.

Одушевление окружающего мира

С тотемизмом весьма сходна еще одна ранняя форма религии – анимизм, являющаяся, по сути, одной из его разновидностей. Название этого направления происходит от латинского слова animus, что означает «дух» или «душа». Последователи анимизма, история которого также восходит к 10 тысячелетию до н. э., наделяли живой душой все окружавшие их объекты и даже явления природы. Термин «анимизм» был введен в употребление английским культурологом Эдвардом Тафларом, который в начале XX века провозгласил веру в духов, отделимых от тела, началом возникновения религии в современном значении этого слова.

Известно, что для большинства древних религий (и анимизма в том числе) свойственен так называемый антропоморфизм – тенденция приписывать объектам и явлениям окружающего мира человеческие черты и свойства. В соответствии с этим все они персонифицировались (представлялись в образе действующих лиц) и наделялись собственной волей, а также способностью к ее реализации. Важная особенность анимизма заключалась в том, что духи не противопоставлялись тем предметам и явлениям, в которых они заключались, а являлись с ними единым целым. Считалось, что душа предмета погибает вместе с уничтожением ее вместилища.

Где таится человеческая душа?

Эта ранняя форма религии положила начало представлению о человеческой душе, прошедшему затем длительный путь развития и ставшему основой большинства современных вероучений. Однако для наших дальних предков она еще не была бессмертной и воплощалась в естественных процессах жизнедеятельности организма, таких, например, как дыхание.

Местом пребывания человеческой души считались различные органы тела, но чаще всего это были голова и сердце. Лишь значительно позднее на смену телесной душе, погибающей вместе с ее хозяином, пришло понятие о некой бессмертной субстанции, способной после смерти человека либо переселяться к новому владельцу (совершать реинкарнацию), либо отправляться в загробный мир.

Поклонение неодушевленным предметам

Продолжая разговор о зарождении среди людей мистических представлений, нельзя не вспомнить и еще одну раннюю форму религии – фетишизм. Под этим термином, пришедшим к нам из французского языка, принято понимать поклонение неодушевленным предметам – «фетишам», наделяемым сверхъестественными свойствами. Оно отчасти сохранилось до наших дней, реализовавшись в виде почитания мощей святых, икон и разного рода реликвий.

Эта ранняя форма религии, связанная с поклонением предметам, имеет много общего с рассмотренными выше тотемизмом и анимизмом, поскольку во всех трех случаях судьба людей ставится в зависимость от воли неких сил, заключенных в самых разнообразных объектах. В европейскую науку понятие фетишизма было введено в середине XVIII века голландским исследователем В. Босманом, хотя первые упоминания о представителях этого религиозного направления появились тремя столетиями ранее и принадлежат португальским морякам, посетившим берега Западной Африки.

Появление амулетов

Известно, что вначале фетишем мог стать любой предмет, каким-то образом поразивший воображение человека: кусок дерева, камень причудливой формы или морская раковина. Эта же роль отводилась подчас и отдельным частям тел животных, например клыкам, когтям, ребрам и т. д. Лишь несколько позже к этим естественным природным «святыням» присоединились рукотворные предметы поклонения, выполненные из камня, кости, дерева и прочих поддающихся обработке материалов. Так появились всевозможные амулеты и обереги.

Уровень чудодейственной силы, заключенной в том или ином фетише, определялся практическим путем. Например, если в какой-то день охотнику сопутствовала удача, то волчьим зубам, висевшим у него на шее, приписывались магические свойства. Если же по истечении некоторого времени он возвращался домой с пустыми руками, то это означало, что его амулет потерял силу и следовало обзаводиться новым.

Души предков, заключенные в идолах

Важным толчком к дальнейшему развитию ранней формы религии – фетишизма – стало распространение в первобытном обществе культа предков. На этом этапе истории человечества в религиозную жизнь многих народов мира вошли ритуалы, включавшие в себя поклонение умершим родственникам. Широкое распространение получили различные идолы – примитивные человеческие фигурки из глины, камня или дерева, в каждой из которых, по представлению первобытных людей, заключалась душа кого-то из членов их рода.

Принято считать, что ранние формы религии – тотемизм, анимизм и фетишизм – являются тем фундаментом, на котором впоследствии строились все современные вероучения и мировая духовная культура в целом. По мнению большинства исследователей, именно фетишизация природы дала на определенном этапе толчок философской мысли и привела к развитию искусства.

Посредник между богами и людьми

Кроме ранних форм религии, кратко описанных выше, следует упомянуть еще одно направление, ставшее результатом их дальнейшего развития и сохранившееся до наших дней, претерпев лишь незначительные изменения. Это шаманизм, возникший, по мнению ученых, на рубеже 6 и 5 тысячелетий до н. э., в период развития первобытно-общинного строя.

Основная концепция шаманизма состоит в том, что между людьми и потусторонними силами, руководящими судьбой мира, должны быть посредники, способные направить сверхъестественную энергию в желаемое русло. Любопытно, что кандидатуры на роль этих посредников-шаманов избирались не людьми, а самими духами, которым, естественно, было видней, кто из членов племени достоин столь высокой чести.

Считалось, что избранник – очередной шаман, занявший место своего умершего или чрезмерно одряхлевшего предшественника – становился как бы «заново сотворенным» и наделялся при этом чудодейственной силой, помогавшей ему в дальнейшем общаться непосредственно с обитателями иного мира и склонять их к помощи своим соплеменникам. С этой целью он регулярно совершал определенные ритуальные действия. С самими духами у него были, между тем, весьма сложные отношения, поскольку принудить их выполнению желаемых действий он не мог, и лишь искал их милости.

Интересные факты о шаманизме

Шаманизм является наиболее сохранившейся до наших дней ранней формой религии. Его последователей можно встретить во всех частях света, хотя в каждом отдельном регионе он имеет свои особенности. Например, шаманы Южной Америки (мачи) специализируются главным образом на лечении различных тяжелых заболеваний и ежегодно исцеляют страждущих во время проведения публичных ритуалов.

Боливийские шаманы, называемые «бара», весьма преуспели в предсказании будущего и с поразительной точностью делают прогнозы, даже касающиеся результатов футбольных матчей и президентских выборов.

В Южной Корее шаманство является исключительно прерогативой женщин. Считается, лишь именно они способны найти подход к духам и добиться от них желаемого. Впрочем, право на эту деятельность передается по наследству и является уделом лишь ограниченного числа кореянок.

Комментарии