Наталья Чернова и ее роль в истории балета
Театральный критик - редкая в нашей современности профессия. Обычно её выбирают независимые личности, подчас обрекая себя на нелегкую жизнь в театральном обществе. Чтобы заявить о своем мнении, которое может радикально расходиться с общественным, нужно быть человеком сильного характера и определенного темперамента, уверенным в своей правоте и не желающим отказаться от своего слова ни при каких условиях.
Одна из разновидностей этой профессии - балетный критик. Он должен обладать обширными знаниями в теории танца и его поэтики. Балетоведение, как и театральная критика появилось в России во второй половине XVIII века. Тогда балет как искусство только начинал развиваться, и с этого же времени стали появляться первые публикации, был издан даже "Танцевальный словарь", чтобы читатели были в курсе сложных названий элементов танца. Это было очень модно и актуально.
Начало работы в профессии
К профессии балетоведа и театрального критика Наталья Чернова шла долгие годы. С детства её привлекал балет. Она родилась в 1937 году, в период расцвета этого искусства. Необыкновенное благородство и изящность танца завораживали её. Отучившись в школе, она решила посвятить свою жизнь изучению театральной хореографии и драматургии. В 1960 году она с успехом заканчивает ГИТИС по специальности "Театроведение", где обязательным было изучение истории литературы, музыки и кино, театра.
Преподавание в училище
Ещё одно направление в биографии Натальи Черновой - педагогическая и научно-исследовательская деятельность. В 1976 году она начинает работу в Московском хореографическом училище. Это одно из старейших учебных заведений столицы, созданное ещё Екатериной II. Здесь был открыт первый класс танца и изящных искусств. Указом императрицы был подписан рескрипт о создании комитета управления театрами.
История балета в московском училище
Дивное, утонченное искусство. Здесь содержание каждой роли раскрывается в танцевальных образах. Наталья Чернова рассказывала на своих уроках, как искусство зародилось, как развивалось в эпоху Средневековья, о первых итальянских учителях, о знаменитых балеринах разных времен.
Уроки драматургии
В 1988 Чернова Наталья Юрьевна приходит в качестве преподавателя в ГИТИС, туда, где она сама получила свою профессию. Она начинает читать лекции по сценарной драматургии балета. Сценарий - это литературная модель любого спектакля, где расписаны все эпизоды действия.
Книги, очерки, рецензии
Работы по искусствоведению начала писать ещё в далеком 1960 году, тогда же вышли и её первые очерки и статьи. Она было автором популярных среди балетоманов произведений о великих артистах, их таланте, о развитии танца. В 1984 году в свет выходит книга о великом русском балетмейстере Касьяне Голейзовском. Он прожил долгую, плодотворную жизнь, которую посвятил балету. Ещё до революции он создал свою студию и с вдохновением ставил эстетические программы. Книга Натальи Черновой о нем затронула достаточно серьезные аспекты балетного искусства, ведь Касьян Голейзовский пытался взглянуть на танец по-новому, используя пластику человеческого тела в новых интерпретациях.
СТД и "Золотая маска"
Наталья Чернова приложила немало усилий для развития балетного искусства в России. Её семинары в СТД РФ пользовались популярностью среди коллег и студентов, они были одни из самых востребованных. Она привлекала молодежь своими рецензиями на различные спектакли, отмечая хореографический стиль каждого из них. Она была и членом жюри фестиваля и национальной премии "Золотая маска" в качестве именитого балетного и театрального критика. Наталья Юрьевна стала одним из первых организаторов видеофестивалей современного танца в России.
Умерла в 1997 году в Москве. Ей было 60 лет.