Общественность - это... Определение, особенности и интересные факты
Общественность — это группа людей, которые оказались в определенной ситуации, отчетливо осознают проблемность и неоднозначность данной ситуации, и реагируют определенным образом на нее. Митингующие граждане страны, голодающие заключенные, бастующие работники, обманутые пайщики, успешные процветающие бизнесмены – все эти категории людей являются представителями различных социальных слоев населения нашей общественности.
Специалисты по работе с общественностью. Их задачи и функции
Специалисты по работе с общественностью (специалисты PR) должны уметь установить двусторонний контакт с ней, скоординировать свои действия по управлению общественностью таким образом, чтобы сформировать общественное мнение или изменить его в свою пользу. Большинство процветающих фирм организуют PR-акции, направленные на координирование и формирование мнения людей по отношению к своим товарам и услугам, их качеству, а также укреплению общественного мнения о положительных качествах данного товара или услуги.
Виды общественности. Условная классификация
Условно общественность принято подразделять на открытую и закрытую.
Открытая общественность — это группа людей, представляющих собой широкую массу населения, объединенных одним общим критерием: потребители конкретных товаров и услуг, аудитория СМИ, демонстранты, активисты политических движений, члены партий, фракций, общественных организаций и движений.
Закрытая общественность — это группа людей, представляющих собой какой-то замкнутый социум или социальную общность: сотрудники компании или организации, которые подчиняются служебной дисциплине и объединены рабочими отношениями, традициями, ответственностью.
Организация и общественность
Общественность компании подразделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя | Внешняя |
группы людей, входящие в состав данной компании или организации | группы людей, не связанные с данной компанией или организацией |
персонал компании, руководители отделов акционеры, совет директоров | поставщики сырья, пресса, предприятия инфраструктуры, клиенты и потребители продукции, госорганы и органы госконтроля, работники сферы образования |
Для более успешной коммуникативной работы организации, кроме внешней и внутренней общественности, принято выделять такие группы:
- работники организации;
- работники СМИ;
- госорганы всех уровней власти;
- инвесторы, статистические и страховые организации;
- местные жители, руководители местных религиозных, политических, культурных, общественных организаций;
- потребители.
В зависимости от степени значения общественности для организации выделяют следующие группы:
- главная (оказывает существенную помощь или может нанести существенный урон деятельности организации);
- второстепенная (имеет некоторое значение для организации);
- маргинальная (не имеет значения для данной организации).
Некоторые категории общественности могут перемещаться из одной группы в другую.
- доброжелательные группы - это работники компании, руководители ее отделов, акционеры, поставщики, кредиторы и др.;
- нейтральные;
- враждебные – это конкуренты фирмы, недовольные потребители продукции фирмы, финансовые организации, обнаружившие нарушения со стороны фирмы, местное население, недовольное из-за несоблюдения фирмой экологических и коммунальных норм и др.
Общественное мнение
Разделение общественности на определенные группы и виды достаточно условно. Состав групп, их численность и возможные варианты реакций определяются ситуацией. Целью работы PR-специалистов с общественностью является оказание влияния на формирование общественного мнения таким бразом, чтобы оно стало полезным для организации, компании и других заинтересованных лиц. Задача PR-специалиста заключается в том, чтобы четко сгруппировать общественность, то есть ему необходимо выделить группы людей, мнение которых оказывает влияние на организацию и её имидж.
В PR общественность отождествляется с понятием "аудитория". Для специалистов PR активная аудитория и есть общественность. В этом случае общественность - это группа людей, которая при конкретных условиях организовалась вокруг общих проблем или интересов. Продолжаем рассматривать данный вопрос.
Чтобы пассивная общественность стала активной, Джеймс Груниг считает необходимо наличие 3 факторов:
1. Осознание своих ограничений, то есть в какой степени люди ощущают свою ограниченность и ущемленность и активно ищут выходы из образовавшейся проблемы.
2. Осознание сути проблемы, то есть в какой степени люди понимают суть ситуации, ощущая при этом потребность в дополнительной информации.
3. Уровень вовлеченности, то есть до какой степени люди ощущают себя втянутыми в проблему и ощущают её влияние на себе.
1. Активная общественность - группа людей, реагирующая на все проблемы, активны и предприимчивы по любому вопросу. В свою очередь, активную общественность подразделяют на 2 вида:
- первый вид - формируется вокруг одной конкретной проблемы (снос ветхого жилья в районе, строительство автостоянки на месте детской площадки);
- второй вид активной общественности - формируется вокруг разрекламированой СМИ проблемы (глобальное потепление климата, вырубка лесов в Амазонии и так далее).
2. Равнодушная или пассивная общественность – группа людей, не проявляющая активности.
Связи с общественностью
История государственных связей с общественностью в России
Власти Древней Руси для доведения информации до населения (общественности) использовали два канала: государственный (глашатаи) и церковный. Глашатаи оповещали население на многолюдных центральных площадях города о появлении новых княжеских указов.
Позже, когда появилась письменность, указы вывешивались на центральных площадях для всеобщего обозрения. По церковным каналам информация передавалась священникам, которые передавали ее пастве. От народа к власти просьбы передавались через «челобитные», которые могли подать как государственному органу, так и государю.
Распространенным способом связи народа с властью был «заговор и скоп», собравшись большой массой, народ шел к государю с требованиями или угрозами. Такая масса народа была своеобразным органом обществености древних времен.
В современных условиях для взаимодействия населения и органов государственой власти создана Общественная палата - это орган общественности на государственном уровне, который занимается контролем над соблюдением прав и интересов простых граждан страны.
Виды связей с общественностью (PR) в настоящее время
- Черный PR — обман, фальсификация, компромат с целью оклеветать, очернить, уничтожить конкурирующую структуру.
- Жёлтый — это активное использование оскорбительных, неприемлемых для социума высказываний, применение сексуального содержания в изображениях, осуществление публичных развратных действий, с целью привлечения внимания аудитории.
- Розовый — создание мифов и легенд с целью завуалировать событие.
- Белый — открытая реклама от первого лица, то есть самореклама.
- Серый — реклама, приукрашенная правда, отсутствие явного обмана.
- Конфликтный PR — создан для работы в конфликтной среде (политика, вокруг собственности или бизнеса).
- Зелёный — социальной направленности.
- Коричневый — элементы пропаганды фашистской и неофашистской идеологии.
- Вирусный — работает по принципу социальных сетей, для обмена информацией между людьми, объединенными общими интересами.
Для создания положительного имиджа страны и в поддержку национальной экономики государственные органы различных стран активно пользуются услугами PR-агентств: США ежегодно тратит около 2 млрд долларов, Россия – около 2 млн долларов.
Связи с общественностью — это эксклюзив ХХ в., но корни его уходят глубоко в историю. В древних цивилизациях Шумера, Китая, Вавилона, Древней Греции, Древнего Рима правители убеждали людей, что им необходимо признать их власть и их религию. В период современности существует подобная практика связи с общественностью: искусство красноречия, организация специальных мероприятий, межличностная коммуникация, и т. д. С древних времен цели управления общественностью нисколько не изменились, изменились лишь способы и методы работы.