Общественность - это... Определение, особенности и интересные факты

Общественность — это группа людей, которые оказались в определенной ситуации, отчетливо осознают проблемность и неоднозначность данной ситуации, и реагируют определенным образом на нее. Митингующие граждане страны, голодающие заключенные, бастующие работники, обманутые пайщики, успешные процветающие бизнесмены – все эти категории людей являются представителями различных социальных слоев населения нашей общественности.

Специалисты по работе с общественностью. Их задачи и функции

Специалисты по работе с общественностью (специалисты PR) должны уметь установить двусторонний контакт с ней, скоординировать свои действия по управлению общественностью таким образом, чтобы сформировать общественное мнение или изменить его в свою пользу. Большинство процветающих фирм организуют PR-акции, направленные на координирование и формирование мнения людей по отношению к своим товарам и услугам, их качеству, а также укреплению общественного мнения о положительных качествах данного товара или услуги.

Виды общественности. Условная классификация

Условно общественность принято подразделять на открытую и закрытую.

Открытая общественность — это группа людей, представляющих собой широкую массу населения, объединенных одним общим критерием: потребители конкретных товаров и услуг, аудитория СМИ, демонстранты, активисты политических движений, члены партий, фракций, общественных организаций и движений.

Закрытая общественность — это группа людей, представляющих собой какой-то замкнутый социум или социальную общность: сотрудники компании или организации, которые подчиняются служебной дис­циплине и объединены рабочими отношениями, традициями, ответственностью.

Организация и общественность

Общественность компании подразделяют на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя

Внешняя

группы людей, входящие в состав данной компании или организации

группы людей, не связанные с данной компанией или организацией

персонал компании, руководители отделов

акционеры, совет директоров

поставщики сырья, пресса, предприятия инфраструктуры, клиенты и потребители продукции, госорганы и органы госконтроля, работники сферы образования

Для более успешной коммуникативной работы организации, кроме внешней и внутренней общественности, принято выделять такие группы:

- работники организации;

- работники СМИ;

- госорганы всех уровней власти;

- инвесторы, статистические и страховые организации;

- местные жители, руководители местных религиозных, политических, культурных, общественных организаций;

- потребители.

В зависимости от степени значения общественности для организации выделяют следующие группы:

- главная (оказывает существенную помощь или может нанести существенный урон деятельности организации);

- второстепенная (имеет некоторое значение для организации);

- маргинальная (не имеет значения для данной организации).

Некоторые категории общественности могут перемещаться из одной группы в другую.

По характеру взаимоотношений общественности с организацией можно выделить категории:

- доброжелательные группы - это работники компании, руково­дители ее отделов, акционеры, поставщики, кредиторы и др.;

- нейтральные;

- враждебные – это конкуренты фирмы, недовольные потребители продукции фирмы, финансовые организации, обнаружившие нарушения со стороны фирмы, местное население, недовольное из-за несоблюдения фирмой экологических и коммунальных норм и др.

Общественное мнение

Разделение общественности на оп­ределенные группы и виды достаточно условно. Состав групп, их численность и возможные варианты реакций определяются ситуацией. Целью работы PR-специалистов с общественностью является оказание влияния на формирование общественного мнения таким бразом, чтобы оно стало полезным для организации, компании и других заинтересованных лиц. Задача PR-специалиста заключается в том, чтобы четко сгруппировать общественность, то есть ему необходимо выделить группы людей, мнение которых оказывает влияние на организацию и её имидж.

Общественное мнение – это совокупность индивидуальных мнений по какому-либо конкретному вопросу, затрагивающему эту группу людей.

В PR общественность отождествляется с понятием "аудитория". Для специалистов PR активная аудитория и есть общественность. В этом случае общественность - это группа людей, которая при конкретных условиях организовалась вокруг общих проблем или интересов. Продолжаем рассматривать данный вопрос.

Чтобы пассивная общественность стала активной, Джеймс Груниг считает необходимо наличие 3 факторов:

1. Осознание своих ограничений, то есть в какой степени люди ощущают свою ограниченность и ущемленность и активно ищут выходы из образовавшейся проблемы.

2. Осознание сути проблемы, то есть в какой степени люди понимают суть ситуации, ощущая при этом потребность в дополнительной информации.

3. Уровень вовлеченности, то есть до какой степени люди ощущают себя втянутыми в проблему и ощущают её влияние на себе.

По форме и степени активности выделяют такие типы общественности:

1. Активная общественность - группа людей, реагирующая на все проблемы, активны и предприимчивы по любому вопросу. В свою очередь, активную общественность подразделяют на 2 вида:

- первый вид - формируется вокруг одной конкретной проблемы (снос ветхого жилья в районе, строительство автостоянки на месте детской площадки);

- второй вид активной общественности - формируется вокруг разрекламированой СМИ проблемы (глобальное потепление климата, вырубка лесов в Амазонии и так далее).

2. Равнодушная или пассивная общественность – группа людей, не проявляющая активности.

Связи с общественностью

Связи с общественностью — это профессиональная деятельность специалистов PR в интересах организаций, корпораций, государственных и частных учреждений, благотворительных фондов, направленная на создание положительного имиджа организации, конкретной личности, продукта или услуги в глазах общественности. Данная деятельность чаще всего осуществляется за счет предоставления СМИ необходимой информации. Таким образом, понятие «Связи с общественностью» тесно связано с такими понятиями, как агитация, реклама, маркетинг, пропаганда, журналистика и менеджмент.

История государственных связей с общественностью в России

Власти Древней Руси для доведения информации до населения (общественности) использовали два канала: государственный (глашатаи) и церковный. Глашатаи оповещали население на многолюдных центральных площадях города о появлении новых княжеских указов.

Позже, когда появилась письменность, указы вывешивались на центральных площадях для всеобщего обозрения. По церковным каналам информация передавалась священникам, которые передавали ее пастве. От народа к власти просьбы передавались через «челобитные», которые могли подать как государственному органу, так и государю.

Распространенным способом связи народа с властью был «заговор и скоп», собравшись большой массой, народ шел к государю с требованиями или угрозами. Такая масса народа была своеобразным органом обществености древних времен.

В современных условиях для взаимодействия населения и органов государственой власти создана Общественная палата - это орган общественности на государственном уровне, который занимается контролем над соблюдением прав и интересов простых граждан страны.

Виды связей с общественностью (PR) в настоящее время

  • Черный PR — обман, фальсификация, компромат с целью оклеветать, очернить, уничтожить конкурирующую структуру.
  • Жёлтый — это активное использование оскорбительных, неприемлемых для социума высказываний, применение сексуального содержания в изображениях, осуществление публичных развратных действий, с целью привлечения внимания аудитории.
  • Розовый — создание мифов и легенд с целью завуалировать событие.
  • Белый — открытая реклама от первого лица, то есть самореклама.
  • Серый — реклама, приукрашенная правда, отсутствие явного обмана.
  • Конфликтный PR — создан для работы в конфликтной среде (политика, вокруг собственности или бизнеса).
  • Зелёный — социальной направленности.
  • Коричневый — элементы пропаганды фашистской и неофашистской идеологии.
  • Вирусный — работает по принципу социальных сетей, для обмена информацией между людьми, объединенными общими интересами.

Для создания положительного имиджа страны и в поддержку национальной экономики государственные органы различных стран активно пользуются услугами PR-агентств: США ежегодно тратит около 2 млрд долларов, Россия – около 2 млн долларов.

Связи с общественностью — это эксклюзив ХХ в., но корни его уходят глубоко в историю. В древних цивилизациях Шумера, Китая, Вавилона, Древней Греции, Древнего Рима правители убеждали людей, что им необходимо признать их власть и их религию. В период современности существует подобная практика связи с общественностью: искусство красноречия, организация специальных мероприятий, межличностная коммуникация, и т. д. С древних времен цели управления общественностью нисколько не изменились, изменились лишь способы и методы работы.

Комментарии