Надлежащая аптечная практика. Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов (приказ Минздрава РФ № 647н)

Об утверждении правил надлежащей аптечной практики в фармацевтической сфере стали говорить еще в 2016 году. Было распространено мнение о том, что этот документ станет ключевым отраслевым актом в 2017 г. Так это и произошло. Рассмотрим коротко содержание акта о надлежащей аптечной практике с комментариями.

Общие сведения

Приказ 647н, содержащий в себе новый порядок, был зарегистрирован Минюстом 9 января 2017 г. Этот документ вступил в действие с 1 марта указанного года.

В Приказе 647н приводится свод предписаний, неисполнение которых влечет соответствующие последствия, в том числе и административную ответственность по КоАП. Прочие распоряжения, постановления, законы этот документ, разумеется, не отменяет. Приказ Минздрава, однако, аккумулирует в себе ряд их положений. Все они теперь содержатся в одном нормативно-правовом акте.

Правила надлежащей аптечной практики: обсуждение

До вступления документа в действие высказывалось мнение, что он станет самым используемым актом в фармацевтике. И руководители аптек, и провизоры, и фармацевты, и прочие работники будут открывать именно Правила надлежащей аптечной практики, чтобы уточнить, как нужно принять ту или иную продукцию, как организовать делопроизводство, как правильно проконсультировать покупателя и так далее. Проще говоря, ожидалось, что акт будет являться пособием № 1 в работе аптек.

В Правилах надлежащей аптечной практики присутствуют новые рекомендации и нормы. Их применение, безусловно, несколько изменит повседневную деятельность аптечных структур.

Закрепленные Приказом Минздрава Правила надлежащей аптечной практики содержат, кроме прочего, детальное описание действий, механизмов, процессов работы аптек. К примеру, в них присутствуют подробности осуществления приемочного контроля продукции.

Международная практика

Стоит сказать, что работа над сводами Правил ведется достаточно давно. Так, в 1993 г. МФФ (Международная фармацевтическая федерация) разработала документ, наименование которого на русский переводится как "Надлежащая фармацевтическая практика".

В 1997 и 2001 годах этот документ перерабатывался. При этом в пересмотре "Надлежащей аптечной практики" участвовала не только МФФ, но и ВОЗ.

Стоит сказать, что НАП не являлась каким-то конкретным руководством. В документе не было детального описания всех процедур и аспектов аптечной работы. "Надлежащая аптечная практика" – это общая базовая схема, на основании которой должны были разрабатываться Правила в разных странах с учетом специфики того или иного государства. Национальные НАП, в свою очередь, должны быть детальными.

Предпосылки к принятию документа

Внедрение Правил надлежащей аптечной практики обуславливается, по мнению экспертов, двумя причинами.

В первую очередь Минздрав совместно с Росздравнадзором значительно активизировали свою деятельность по усовершенствованию нормативной базы фармацевтической сферы.

Во-вторых, эксперты полагают, что появление Правил надлежащей аптечной практики в РФ связано с участием в ЕАЭС. Дело в том, что партнеры России по этой организации уже давно имеют свои НАП. Одним из направлений работы уполномоченных структур ЕАЭС является приведение в единую форму фармакологического законодательства стран-членов.

Структура

Правила надлежащей аптечной практики состоят из 8 разделов:

  • Первый и второй – общие положения и термины.
  • Третий, четвертый – раскрывают особенности системы менеджмента качества и процессов управления.
  • В пятом – освещены вопросы, связанные с ресурсами (кадрами, оборудованием, инфраструктурой и так далее).
  • В шестом – присутствует описание разных процессов в рамках деятельности аптечной организации. Например, детализируются операции по закупке, приемке, хранению, продаже товаров.
  • Седьмой раздел посвящен самоанализу – оценке деятельности аптеки.
  • В восьмом – говорится о непрерывном повышении эффективности работы.

Нововведения в терминологии

В новых Правилах надлежащей аптечной практики раскрывается понятие "фармацевтическая услуга". Под ней понимают услугу, предоставляемую аптечной организацией и направленную на обеспечение потребностей покупателя в лекарственных средствах и иной продукции аптечного ассортимента. В рамках ее оказания потребители и медработники должны получать информацию о наличии, хранении, применении изделий.

Консультирование направлено на обеспечение ответственного самолечения. Под ним, в свою очередь, следует понимать разумное использование покупателем продающихся без рецепта лекарственных препаратов. По Правилам НАП, они должны применяться для профилактики расстройств здоровья легкой степени до оказания медпомощи. Из этого можно сделать вывод, что самостоятельное применение рецептурных медикаментов, к примеру антибиотиков, расценивается как безответственное самолечение.

В статье 2.4 раскрывается понятие "товары аптечного ассортимента". Считается, что этот термин впервые закреплен на нормативном уровне. Однако новшеством его можно назвать формально, поскольку определение почти полностью дублирует пункт 7 статьи 55 "Порядка розничной торговли". Товары аптечного ассортимента перечислены в нем довольно подробно.

Витрина

Одной из новелл "Надлежащей аптечной практики" является положение о хранении медикаментов. Оно присутствует в разделе, содержащем информацию об оборудовании.

Внимание следует обратить на формулировку о том, что допускается хранение рецептурных лекарственных средств на витринах, в открытых, стеклянных шкафах, если потребители не имеют к ним физического доступа. Данное положение вызвало немало споров еще до принятия стандартов надлежащей аптечной практики.

В международной практике применяется три подхода к отпуску и выкладке рецептурных медикаментов. В одних странах отпуск осуществляется исключительно по рецептам, а на витрины такие средства не выкладываются. В других государствах отсутствуют какие-либо ограничения в этом вопросе.

Положения "Надлежащей аптечной практики" в России эксперты называют третьим подходом. Должны выполняться условия:

  1. Неукоснительное соблюдение порядка отпуска рецептурных средств.
  2. Выкладка на витрину допускается, если гарантированно отсутствует доступ покупателя к медикаментам.

Указание на открытые и стеклянные шкафы направлено, в числе прочего, на то, чтобы к аптечным организациям не применяли штрафные санкции за средства, находящиеся на витринах за спиной первостольника (фармацевта, обслуживающего потребителей), не имеющих выхода к залу аптеки, но обращенных к нему. Проверяющие лица часто считают стеклянный "фасад" витриной, так как из зала он виден. Соответственно, к аптеке предъявляются претензии. Теперь все будет зависеть от четкого соблюдения поставленных условий.

Стоит отметить, что формулировка "можно хранить" не означает "необходимо".

Эксперты прогнозировали, что вероятность расширения рецептурной выкладки в аптеках очень мала. Дело в том, что одни организации не располагают достаточными площадями, работники других структур стремятся минимизировать контакты с потребителями, которые увидели медикамент на витрине и требуют или просят продать его без рецепта.

Прием продукции

Этот процесс максимально детализирован в новых Правилах. Эксперты, да и сами представители фармацевтической сферы положительно реагируют на это нововведение.

Процедуре приемки товара посвящена статья 6.2. В ней подробно описывается приемочный контроль. В частности, присутствуют указания, на какие детали первичной и вторичной упаковки, сопроводительной документации, маркировки необходимо обратить внимание.

Процесс приемки детализирован не только для фармакологических субстанций и лекарственных средств. Подробно говорится и о БАДах, продуктах диетического, детского, лечебного питания, средствах и предметах для ухода за детьми, парфюмерно-косметической продукции, минеральных водах, медицинских изделиях.

Эксперты рекомендуют сделать распечатку правил приемочного контроля и держать ее на видном месте как наглядное пособие.

Особенности консультирования

В статье 6.4 говорится о том, что продажа продукции в аптечных организациях предполагает не только непосредственный отпуск и реализацию, но и предоставление информации в рамках компетенции фармацевтических работников. Особо следует отметить такие положения нормы, как:

  • По требованию покупателя сотрудники аптечной организации должны ознакомить гражданина с сертификатом или декларацией соответствия интересующего его товара.
  • Реализация продукции нелекарственного назначения может осуществляться специалистами, не имеющими фармацевтического образования.
  • Для оказания консультационных и других фармацевтических услуг целесообразно выделить зону для личной беседы. Это можно сделать путем установки специальных ограничителей, нанесения ярким цветом границы для ожидания, организацией мест и пр.

По мнению специалистов, это положение, безусловно, правильное. Ведь каждый покупатель вправе получить консультацию в рамках приватной беседы по вопросам собственного здоровья, в т. ч. и с фармацевтом. Эксперты особо отмечают, что указанные правила носят рекомендательный, а не обязательный характер. Дело в том, что в рамках действующего законодательства и сложившейся фармацевтической практики далеко не во всех аптеках возможно выделение таких зон чисто технически, не везде оно будет целесообразным.

В небольших аптеках нет места, а на крупных объектах, напротив, площадь позволяет провести приватную беседу и без отделения специальной зоны.

Приложения к статье 6.4

Их всего два. Приложения закрепляют простейшие схемы консультирования на случаи, когда потребитель:

  1. Спрашивает товар.
  2. Нуждается в консультировании по симптомам. К примеру, человек приходит в аптеку и говорит, что у него болит живот, насморк или ещё что-то.

В Правилах отмечается, что для каждого симптома аптека должна иметь отдельную схему опроса. Однако в НАП не поясняется, где взять хотя бы образец.

Спорный момент

Эксперты заостряют внимание еще на одном положении статьи 6.4. В нем предусматривается, что фармацевтический работник обязан приложить все усилия для того, чтобы у покупателя, принявшего решение о приобретении лекарства, сформировалось достаточное представление о:

  • его действии;
  • продолжительности и способе применения;
  • вероятных побочных реакциях;
  • правилах хранения дома;
  • стоимости;
  • сочетании с прочими медикаментами и пищевыми продуктами;
  • противопоказаниях;
  • необходимости обратиться к врачу при сохранении симптомов;
  • невозможности возврата медикамента ненадлежащего качества и так далее.

Разумеется, большая часть этих сведений присутствует в инструкции к средству. Однако о ней в ст. 6.4 не говорится.

При анализе формулировки возникает немало вопросов. К примеру, что значит "приложить все усилия"? Как измерять "достаточность представления" покупателя о товаре?

Эксперты отмечают расплывчатость, субъективность формулировки. Некоторые специалисты предполагают, что эти пробелы дают лишний повод контролирующим структурам применять к аптекам санкции.

Первостольник, безусловно, в состоянии ответить на все интересующие покупателя вопросы (в пределах его компетенции, разумеется), предоставить достоверную информацию и так далее. Однако фармацевт даже при всем этом не может гарантировать формирования "достаточного представления" у клиента о товаре. А вдруг человек не очень внимательно слушал или не выспался сегодня? Кроме того, возможно, потребитель вообще пришел в аптеку, чтобы претензии предъявить.

Кроме того, надо понимать, что такое подробное консультирование может занять определенное время. Как в таком случае поступить с другими покупателями в очереди? Ведь они тоже вправе получить "достаточное представление" об интересующем их товаре.

Персонал

Для выполнения требований, закрепленных в Правилах, руководителю аптеки необходимо утвердить штатное расписание. В нем должны присутствовать:

  1. Наименования должностей, специальностей, профессий, сведения о квалификации.
  2. Данные о числе штатных единиц.
  3. Информация о ФОТ (фонде оплаты труда).

Каждого работника необходимо ознакомить с его обязанностями и правами под роспись.

К деятельности, влияющей на качество продукции, могут допускаться сотрудники с необходимой квалификацией и опытом работы.

Собственно, все эти правила присутствуют и в других отраслевых нормативных актах, стандартах и пр.

Программа адаптации

Она внедряется для вновь принятых сотрудников. После прохождения программы периодически проверяются знания, квалификация, опыт работы.

В программу адаптации включены:

  • Вводный инструктаж.
  • Подготовка на непосредственном месте работы (первичная и повторная).
  • Актуализация знаний нормативных актов об обращении медикаментов, здоровье населения, защите потребительских прав, порядке предоставления фармацевтических услуг, в том числе консультирования по поводу применения медицинской продукции в домашних условиях; правил гигиены.
  • Развитие навыков коммуникации и предотвращения конфликтов.
  • Инструктаж по ОТ и ТБ (охране труда и технике безопасности).

Требования к стажу и квалификации руководителя и работников аптечной организации закреплены в Положении о лицензировании фармдеятельности.

Вопросы подготовки

Руководитель аптечной организации обеспечивает проведение инструктажа по правилам отпуска:

  • лекарственных средств для медицинского применения;
  • наркотических/психотропных препаратов;
  • лекарственных средств, в отношении которых ведется предметно-количественный учет;
  • медикаментов, содержащих небольшое количество наркотических соединений.

В ходе подготовки сотрудникам также разъясняются вопросы, касающиеся:

  • Порядка хранения рецептов.
  • Соблюдения требований о минимальном ассортименте.
  • Применения предельных размеров розничных надбавок к отпускным ценам на лекарственные средства, включенные в список жизненно важных препаратов, порядка формирования их стоимости.
  • Соблюдения требований хранения и перевозки медикаментов.
  • Выполнения предписаний при работе с фальсифицированными, контрафактными, недоброкачественными товарами.
  • Соблюдения ограничений, предусмотренных для фармацевтических работников при выполнении ими их профессиональных обязанностей.
  • Совершенствования знаний о медикаментах, в том числе о воспроизведенных и взаимозаменяемых средствах, умения предоставлять сравнительные сведения по препаратам и ценам.
  • Методов обработки информации, полученной от потребителей по поводу применения лекарственных средств, побочных эффектах, доведения этих сведений до заинтересованных лиц.

Оценка деятельности

В первую очередь она выполняется руководителем аптечной организации. Проведение оценки направлено на проверку полноты соблюдения требований, закрепленных в Правилах НАП, для определения корректирующих мероприятий.

Анализ вопросов, относящихся к персоналу, помещениям, оборудованию, соблюдению правил реализации продукции аптечного ассортимента, документации, мероприятиям по работе с предложениями и отзывами потребителей, деятельности по обнаружению контрафактных, фальсифицированных, недоброкачественных товаров, внутреннему аудиту, осуществляется руководителем в соответствии с планом-графиком, утвержденным в установленном порядке.

Внутренний аудит

Он должен быть независимым и тщательным. Внутренний аудит проводится лицами из числа сотрудников, специально уполномоченными руководителем аптечной организации. Допускается привлечение сторонних субъектов на договорной основе.

Результаты проверки должны быть оформлены документально. В документацию включается вся информация, полученная в ходе проверки, а также предложения по корректирующим мероприятиям, если возникла необходимость в них.

Меры, предпринятые по результатам аудита, также фиксируются актами.

Проверка также направлена на обнаружение недостатков в процессе соблюдения требований законодательства и формулирования рекомендаций по предупреждающим и корректирующим действиям.

В программе внутреннего аудита должны быть учтены результаты предшествовавших проверок, в том числе проведенных контролирующими госорганами.

Субъект, назначенный ответственным за проверяемое направление деятельности аптечной организации, должен обеспечить незамедлительное исполнение предупреждающих и корректирующих мероприятий.

Комментарии