Атомный маяк на Сахалинском побережье

Северное побережье России – это огромные водные просторы, которые всегда были самым коротким путем сообщения западной и восточной части страны для кораблей российского флота. Сегодня, во времена компьютерных технологий и спутниковой связи, этот путь не представляет сложности. Но ранее преодолеть эти пространства, где полярная ночь продолжается до 100 дней, можно было, только ориентируясь на наземные ориентиры. Именно такими ориентирами была сеть атомных маяков, построенных во времена СССР. Об одном из них данная статья.

Немного истории

Мыс Анива - оживленный морской перекресток, на пути в Петропавловск-Камчатский, окружен каменными банками на опасно малой глубине. После крупного крушения немецкого судна «Космополит» у этих берегов в 1898 году, начали появляться предложения о строительстве на острове Анива или мысе Терпения крупного маяка, способного осветить сложную береговую линию.

Два периода истории атомного маяка Анива

Для строительства маяка был выбран мыс Анива, но сложность заключалась в том, что доставить строительные материалы на мыс можно было только кораблем, а воды тут очень неспокойные. Эту миссию выполнил единственный на то время корабль «Рошу-мару», принадлежавший обществу Восточно-Китайской железной дороги «Аргунь». И с этого момента история строительства и жизни атомного маяка на мысе Анива раскалывается на два периода – история до начала 90-х годов 20 столетия и история после.

Первый период жизни маяка

Автором проекта стал опытный архитектор Миура Синобу, автор проекта маяков на острове Осака (1932) и на скале Кайгара (1936). Маяк на мысе Анива стал его самым сложным проектом на территории Сахалина и достижением инженерной мысли того времени. Доставка материалов морем, туманы, каменные банки и сильное течение не помешали закончить строительство маяка в 1939 году.

Дизельный маяк

Дизельный генератор и резервные аккумуляторы, штат в 4 смотрителя, которые покидали его по окончании навигации – вот что представлял собой до атомный маяк на мысе Анива. Фундаментом для маяка была скала Сивучья. На нем располагалась круглая бетонная башня, высотой 31 метр с девятью оборудованными этажами. В пристройке башни располагались комнаты смотрителей, подсобные помещения, аккумуляторная, дизельная, радиорубка. На вершине башни находился вращательный механизм, приводящийся в действие часовым механизмом. Гиря в 300 кг служила маятником, а осветительный аппарат представлял собой подшипник в виде чаши, наполненный ртутью. Механизм заводился вручную каждые три часа. Но маяк светил на 17,5 миль вокруг круглосуточно и спас не одну жизнь мореплавателей.

Атомный маяк на мысе Анива

Таким маяк был вплоть до 90-х годов двадцатого столетия. Советские инженеры предложили проект питания маяка от атомной энергии и ограниченная серия легких небольших атомных реакторов для маяков северного побережья была изготовлена и доставлена за Полярный Круг. Такой реактор и установили на атомном маяке Анива. Он работал в автономном режиме многие годы, рассчитывал время года, поворачивал фонарь и направлял радиосигналы морским судам. Минимальные затраты на обслуживание и маяк-робот должен был прослужить долгие годы. Должен был, но…

Разграблен и разрушен

После распада Советского Союза атомный маяк был забыт и брошен. Он работал, пока не закончился ресурс атомного реактора, а затем стал маяком-призраком. В 1996 году публикации в СМИ о брошенных изотопных батареях на атомном маяке всколыхнули общественность. Они были убраны, а мародеры закончили разграбление маяка – все металлические конструкции вырезаны и вывезены. Сегодня это место паломничества любителей экстремальных путешествий. Сопровождают таких туристов профессионалы-спасатели МЧС, «упакованные» в соответствии с последним словом техники.

Усилиям волонтеров – спасибо

Сахалинская областная общественная организация «Бумеранг» давно взяла под свою опеку сооружения маяка на острове Анива. Организация экстремальных экскурсий, сбор благотворительных средств, публикации в средствах массовой информации и обращения к властям всех уровней – все эти действия призваны сохранить наследие и историю этого места, неоднократно менявшего своих хозяев. Спасение от мародеров и вандалов, неряшливых туристов и от жестокости местных природных условий – это те цели, которые общественная организация пытается решать.

Маяки-призраки и маяки с мистическим ореолом всегда притягивали пристальное внимание людей. Но глядя на атомный маяк на мысе Анива становится грустно и печально. Тысячи спасенных жизней, труд строителей и самоотверженных смотрителей, да и просто невообразимая красота пейзажа Сахалинского побережья могли бы найти более достойное применение, чем стать экстремальным объектом любителей урбанизма, заброшек и других разрушенных строений. Сегодня это место принадлежит лишь тысячам птиц, и людей тут практически никогда не встретишь.

Комментарии
Имел честь посетить маяк летом 35лет назад будучи пацаном на МРС ходили с Озёрска с отцом.Маяк"жил"там работали две семьи,мы забирали двоих в Корсаков за продуктами и обратно.Маяк облазил весь от дизельной до купола где находиться долго было нельзя,линза излучала.На память сохранилось несколько ч/б фото и две подаренные плетёные авоськи с японской жилки.Досадно видеть что сейчас с годами стало с маяком,а ведь я ходил по этим лестницам,бывал во всех комнатах,помню радиорубку.Черпал в захлёб всю и