Средства массовой информации и закон о них
СМИ, как убеждены многие, это "четвертая власть". Настолько влияние газет, журналов, ТВ, радио и онлайн-источников заметно в современном обществе. Какова роль и функция СМИ? Каким образом осуществляется законодательное регулирование медиа-сферы? Какие новшества нас могут ожидать в этом аспекте?
Определение термина "СМИ"
Согласно популярной трактовке, средства массовой информации - это учреждения, которые созданы для публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством тех или иных технологических каналов. СМИ, как правило, имеют целевую аудиторию и тематическую (отраслевую) направленность. Есть политические средства массовой информации, есть СМИ деловой направленности, научной, развлекательной и т. д.
Технологические каналы, о которых идет речь, сейчас принято подразделять на оффлайновые (именуемые также "традиционными") и онлайновые. К первым относятся печатные газеты и журналы, радио, телевидение. Ко вторым - их аналоги, которые функционируют в Интернете в виде статей на веб-страницах, ТВ- и радиотрансляций в режиме онлайн, а также видео- и аудиороликов, выкладываемых как запись и иных способов представления контента при помощи цифровых технологий (флеш-презентаций, HTML5-скриптов и т. д.).
Возникновение СМИ
Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, прообразы СМИ существовали уже в те времена, когда человечество еще не изобрело не то чтобы печатного станка и алфавита, но даже и полноценного языка. Наскальные рисунки древности, считают некоторые ученые, уже могли выполнять ряд функций, характерных для тех, которые выполняют современные средства массовой информации. Например, посредством них одно кочевое племя могло сообщить (намеренно или случайно) другому, которое приходило на их место, о том, какие ресурсы присутствуют на данной территории - вода, растительность, минералы, дать общие сведения об особенностях климата, (например, нарисовать солнце) или же отобразить элементы теплой одежды на рисунках.
Однако "массовость" СМИ обрели, конечно же, только по факту изобретения носителей информации, предполагавших техническую возможность тиражирования источников в большом количестве копий. Это позднее средневековье - время, когда появились первые газеты. На рубеже 19-20-го веков были изобретены телефон, телеграф, чуть позже - радио и ТВ. К тому моменту сообщества развитых стран начали испытывать ощутимые потребности в коммуникации в силу процессов, отражающих аспекты политического строительства, социально-экономические проблемы, назревавшие по факту интенсификации производства и внедрения новых рыночных механизмов. Власть и бизнес стали активно задействовать доступные технологии для коммуникации с сообществом. Этот тренд быстро приобрел массовый характер, и появились средства массовой информации в том виде, в котором мы знаем их сегодня.
СМИ получили огромную востребованность, прежде всего, в политической среде. Они превратились в ключевой механизм коммуникации между властью и обществом, а также в эффективный инструмент дискуссии между различными политическими организациями. СМИ стали ресурсом, контроль над которым мог гарантировать способность тех или иных заинтересованных групп управлять сознанием людей в масштабе всего общества или отдельных его представителей. Появилась власть средств массовой информации.
СМИ наделены специфическими функциями. Рассмотрим их.
Функции средств массовой информации
Базовой функцией эксперты называют информационную. Она заключается в ознакомлении сообщества или конкретных групп, его формирующих, со сведениями, отражающими актуальные проблемы, события, прогнозы. Также информационная функция может выражаться в опубликовании теми или иными участниками политического процесса или субъектами предпринимательства сведений с целью информирования не только общества, но также и значимых фигур или организаций своего уровня. Это может выражаться, например, в публикации профильных интервью, где предприниматель рассказывает о конкурентных преимуществах своей фирмы - такого рода информация может быть рассчитана на прочтение не столько со стороны целевых клиентов, сколько теми, кто может считаться конкурентами фирмы или же, например, потенциальными инвесторами. При этом формы преподнесения информации могут быть разными. Среди основных можно выделить две - в виде фактов и в виде мнений (или посредством сбалансированного смешивания этих двух моделей).
Ряд экспертов считает, что СМИ выполняют образовательную (и в какой-то мере социализирующую) функцию. Она заключается в передаче целевым группам граждан или обществу в целом знаний, которые помогают повысить уровень вовлеченности в те или иные процессы, начать понимать то, что происходит в политике, в экономике, в обществе. Также образовательная функция СМИ важна с той точки зрения, что целевая аудитория понимает язык читаемых источников, становится постоянной, заинтересованной в получении новых сведений. Влияние средств массовой информации на уровень как таковой образованности, конечно, не столь велик. Этой функцией, в свою очередь, призваны заниматься школы, вузы и иные учебные заведения. Однако СМИ могут гармонично дополнять те знания, которые человек получает в образовательных учреждениях.
Социализирующая функция СМИ может заключаться в содействии людям в приобщении к реалиям общественного окружения. Средства массовой информации могут дать людям ориентиры в выборе тех ценностей, которые будут способствовать скорейшей адаптации к специфике социально-экономического и политического процессов.
Кто кого контролирует?
СМИ, если говорить о демократических режимах, также выполняют функцию контроля над теми или иными явлениями в политике и экономике. При этом субъектом, который его выполняет, призвано быть само общество. Взаимодействуя со СМИ, социум (как правило, в лице отдельных активистов, выражающих интересы определенных групп) формирует соответствующую проблематику, а сами средства массовой информации делают ее публичной. Власть, в свою очередь, или же субъекты экономических активностей, предприятия, отдельные деятели бизнеса, будут вынуждены реагировать на соответствующие запросы общества, "отчитываться" за обещания, за реализацию тех или иных программ, решение актуальных проблем. В ряде случаев контроль дополняется функцией критики. Роль средств массовой информации в этом смысле не меняется - главное, донести соответствующие замечания и предложения до широких масс. А затем, в свою очередь, транслировать ответную реакцию властей или бизнесов.
Одна из специфических функций СМИ - артикуляционная. Она заключается в том, чтобы дать возможность обществу, опять же, в лице активистов, представляющих чьи-то интересы, выражать свое мнение публично, доносить его до иных аудиторий. С артикуляционной соседствует также и мобилизационная функция СМИ. Она предполагает наличие каналов, при помощи которых те же самые активисты, которые отражают чьи-то интересы, включаются в процесс политического или экономического характера. Они становятся не просто представителями чьих-то взглядов, но также и непосредственными фигурами на уровне власти или бизнеса.
СМИ и закон
Российские средства массовой информации, как и СМИ в большинстве стран мира, работают в соответствии с установленными нормами закона. Какого рода нормативными актами регулируется деятельность медиа-сферы в РФ? Основной источник права у нас - Закон "О средствах массовой информации", который вступил в силу в феврале 1992 года. Однако принят он был еще в декабре 1991-го. Поскольку тогда СССР еще формально существовал, орган, принявший этот акт, именовался Верховным Советом России. А подписывал его Президент РСФСР, Борис Николаевич Ельцин. Предшествующим данному правовому акту считается советский Закон "О печати", вступивший в силу в августе 1990 года. Эксперты отмечают тот факт, что оба источника права разрабатывали в основном одни и те же авторы.
История российского законодательства о СМИ
Какие нормативно-правовые акты предшествовали двум, что мы назвали выше? Историки отмечают, что законы, регулирующие деятельность СМИ, действовали еще до Октябрьской революции. Однако после смены власти они были отменены. Очень скоро, однако, появился Декрет о печати, подписанный Советом Народных комиссаров в октябре 1917 года. В нем было сказано, что, как только новая политическая система обретет стабильность, какое-либо административное воздействие на работу печатных изданий будет прекращено. Предполагалось, что будет свобода слова, ограниченная лишь в возможных мерах ответственности перед судебными органами. Правда, принятие закона, который бы закреплял эти положения, так и не состоялось, вплоть до 1990 года.
Цензура и гласность
Большевики, как отмечают историки, почти сразу по факту установления своей власти закрыли несколько десятков газет, ввели цензуру. Деятельность советских СМИ не регулировалась никаким законом и находилась, как считают эксперты, под прямым контролем КПСС и Совмина СССР. Взаимодействие средств массовой информации и власти в СССР происходило фактически в одностороннем порядке. Функционеры центральных органов или же подчиненные им лица в составе структур на уровне союзных республик и входящих в их состав субъектов, как отмечают историки и юристы, принимали соответствующие постановления, касающиеся ключевых аспектов редакционной политики, назначали ведущих должностных лиц в изданиях, решали организационные вопросы. Аналогичная ситуация имела место также в сфере радио и телевидения. Таким образом, в СССР легально функционировали исключительно государственные средства массовой информации.
Однако во второй половине 80-х в стране появилась гласность. Практика прямого вмешательства властей в деятельность СМИ как-то не увязывалась со складывающейся действительностью в этой сфере. Де-факто издательства стали играть огромную роль в социально-политическом развитии СССР. Но де-юре они были бесправны. Издательства не имели возможности, как отмечают некоторые эксперты, распоряжаться прибылью от реализации огромных тиражей. В результате руководство страны приняло решение разработать закон о средствах массовой информации, который бы юридически закрепил ту значимость, которую приобрели СМИ в эпоху гласности. Необходимо было создать медиа-сферу, действующую независимо от линии партии.
Так, с 1 августа 1990 года в СССР открылась возможность для функционирования СМИ в рамках гласности. Единственным механизмом, который многие эксперты посчитали отголоском времен цензуры, стала обязательная регистрация СМИ, требовавшая соблюдения некоторых формальностей. Таких, как, например, определение лица или организации, учреждающей средство массовой информации, - закон предписывал это делать.
Новый закон о СМИ?
Принятый формально еще в СССР, правовой акт, регулирующий деятельность СМИ, в силе до сих пор. Однако за все время существования закона в него регулярно вносились периодические поправки. И сегодня дискуссии на предмет того, не подредактировать ли данный правовой акт в очередной раз, вписать ту или иную норму, не утихают. Конечно, речь о принятии принципиального закона пока не идет (во всяком случае, публичных данных, известных широкой общественности, об этом нет). Однако предложений о различного рода поправках, которые бы влияли на деятельность средств массовой информации в России, достаточно много.
В числе самых свежих, которые приняты Госдумой, та, что касается ограничения во владении долей в СМИ для иностранцев. Что конкретно здесь имеется в виду? До последнего времени в акционерных долях и уставном капитале российских СМИ иностранцы могли присутствовать в каких угодно пропорциях (исключая сферу радио и телевидения). Осенью 2014 года Госдума в трех чтениях приняла поправки к закону о СМИ, по которым с 2016 года зарубежные инвесторы смогут владеть не более чем 20% от активов российских средств массовой информации.
Ограничение доли иностранцев
С последствиями принятия закона в новой редакции может столкнуться, как считают эксперты, не одно средство массовой информации. Примеры имеются в большом количестве. Велика доля иностранцев в активах таких издательств, как Sanoma Independent Media, Bauer, Hearst Shkulev и многих других. Обойти нормы закона, полагают юристы, проблематично. Нормы, изложенные в акте, не допускают, чтобы иностранцы владели долями в медиа-активах через посредническую цепочку из разных юрлиц. К чему это может привести?
Эксперты считают, что результатом вступления поправок в силу может стать желание некоторых медиа-брендов прекратить деятельность в РФ. Во многом потому, полагают аналитики, что у владельцев СМИ не будет возможности выстраивать редакционную политику в желаемом формате. В связи с чем узнаваемость стиля медиа-бренда может потерять в качестве, читатели перестанут покупать соответствующие издания, а владелец понесет убытки. По мнению ряда экспертов, целесообразность закона может вызывать сомнения в связи с тем, что самые чувствительные для законодателя сферы медиа-пространства в России (политика, социум) иностранцами контролируются не столь значительно. Гораздо больше зарубежного влияния в "глянцевых" изданиях, практически не имеющих отношения к делам государственной важности.
Закон о блогерах
В числе других нашумевших инициатив российского законодателя - поправки, связанные с деятельностью блогеров. В соответствии с ними, владельцы Интернет-порталов (или страниц в социальных сетях и иных подобных им онлайн-проектов) в определенном выражении приравниваются к СМИ, если аудитория на соответствующих страницах превышает 3 тыс. пользователей ежедневно. Правда, в данном случае поправки касаются не закона "О средствах массовой информации", а другого правового акта, относящегося к регулированию сферы информационных технологий.
Какого рода обязательства, характерные для СМИ, должны будут выполнять популярные блогеры? Прежде всего, это предоставление настоящей фамилии, имени и отчества. Также блогер обязан указать электронный адрес, для того чтобы с ним можно было вести юридически значимую переписку. В свою очередь, ФИО и e-mail блогер или же хостинг-провайдер сайта, где размещается проект, должен перенаправить в Роскомнадзор.
В блоге не должна публиковаться информация, которая может, в силу своего содержания и направленности, противоречить нормам законодательства. Например, становятся недопустимыми необоснованные и затрагивающие в негативном выражении интересы других лиц высказывания, суждения, публикация компрометирующих и личного характера сведений.