Бортнянский Дмитрий Степанович, русский композитор: биография, творчество

Восемнадцатый век прославлен многими выдающимися представителями русской музыкальной культуры. К ним относится и Бортнянский Дмитрий Степанович. Это талантливый композитор, обладавший редким обаянием. Дмитрий Бортнянский был одновременно дирижером и певцом. Стал создателем нового вида хорового концерта.

Детство

Дмитрий Бортнянский, биография которого описана в данной статье, родился двадцать восьмого октября 1751 года. Его отец, Стефан Шкурат, был казаком, служил под началом гетмана Разумовского. Еще до женитьбы и рождения сына служивый приехал в город Глухов, там и остался жить. Сменил фамилию на Бортнянского, как называлась его родная деревня. Через некоторое время женился на Толстой Марине Дмитриевне, вдове-казачке. И вскоре у супругов родился сын Дмитрий.

Первые ростки таланта

Когда мальчику было шесть лет, родители заметили у него явный талант. У Дмитрия был красивый чистый голос, отличный слух. Пел мальчик правильно, никогда не фальшивил. Любую мелодию схватывал на лету, для ее запоминания Дмитрию не требовались повторения. Родители, узрев у сына талант, записали его в глуховскую Певческую школу.

Начало музыкального образования

Учеба давалась Дмитрию легко, да и он сам проявлял к музыке большой интерес. Пел мальчик с большим удовольствием, и это было немаловажно, так как для ребят ставилось условие, что постоянная служба находится во главе обучения. Через короткое время учителя начали Дмитрия ставить солистом. Когда юное дарование пошло в школу, мальчик сразу начал обучаться игре на музыкальных инструментах.

Отъезд в Санкт-Петербург

Бортнянского отличал изумительный дискант. Его чистота для хора была очень важна. И Дмитрий высоко ценился преподавателями. В 1758 г. певчие были направлены в Санкт-Петербург, в Капеллу. Марина Дмитриевна перекрестила сына, дала в дорогу узелок с гостинцами и небольшую иконку. Бортнянский Дмитрий уехал из родного города и своих родителей больше никогда не видел.

Судьбоносная встреча с итальянским композитором

В те времена в моде было итальянское направление музыки. При дворе находилось много иностранных маэстро, соответствующей была и техника исполнения произведений. В 1763 г., когда закончился траур по Елизавете, новая императрица взяла на службу венецианского капельмейстера Галуппи Буронелли. Это решение оказало большое влияние на судьбу юного Дмитрия Бортнянского.

Он в то время с удовольствием пел арии в разнообразных операх. Галуппи решил подыскать себе учеников, одним из них стал Дмитрий. Знаменитый капельмейстер подметил и другие таланты подростка. Галуппи обратил внимание, как Дмитрий буквально на лету схватывает даже самые сложные пассажи, мотивы и целые арии, которые наигрывал композитор. Немаловажно было и жадное стремление подростка к познанию нового. В результате Галуппи, когда собрался обратно в Италию, взял с собой и Дмитрия.

Обучение в Италии

Последовали долгие месяцы обучения. Дмитрий научился играть на органе и клавесине, занимался контрапунктом. Юноша стал постоянным посетителем венецианских театров и не пропустил ни одной значимой премьеры. Работы юного музыканта становились все самостоятельнее, профессиональнее. Однако выступать с законченными произведениями Дмитрию было еще рано.

Кратковременная военная служба

Недолго он радовался приятной и безоблачной учебе. В то время шла война, и от участия в ней судьба Дмитрия не уберегла. В Венецию неожиданно приехал граф Орлов и встретился с консулом Маруцием. Между влиятельными людьми состоялась долгая беседа, и рано утром к ним уже был привезен Дмитрий.

Граф предложил ему должность переводчика в русской армии. Через сутки Дмитрий Степанович уже ехал в свите Орлова к союзным повстанцам. Переговоры прошли успешно, и через некоторое время юный музыкант снова вернулся к любимой музыке.

Первые знаменитые оперы

В 1776 г. афиши Сан-Бенедетто приглашали желающих посетить оперу «Креонт», сочиненную Бортнянским, российским музыкантом. Произведение не провалилось, но и большого успеха не обрело. Следующее произведение «Алкид» получилось у молодого композитора уже более зрелым. Дмитрий Степанович очень внимательно отнесся к характеру персонажей, музыка стала раскованнее, разнообразнее. Композитор постарался передать настроение героя, его настороженность, сомнения и нерешительность. Премьера «Алкида» состоялась в Венеции. Произведение имело оглушительный успех.

Дебют следующей оперы «Квинт Фабий» прошел в Модене. Дмитрий Степанович получил хорошие отзывы от местной прессы. Критики заметили изобретательность, изящество исполнения и искусное построение сюжетной линии. В результате спектакль даже получил одобрение двора и бурные аплодисменты зрителей. В 1779 г. Дмитрий Степанович вернулся в Россию.

Получение придворных чинов

Сначала Бортнянский стал придворным капельмейстером. В 1784 г. итальянскому маэстро Д. Паизиелло пришлось срочно уехать на родину, в Италию. Заменить его при малом дворе Марии Федоровны было предложено Бортнянскому. Одновременно в его обязанности вменялось заполнить музыкальные пробелы в обучении княжны.

Дмитрий Степанович приготовил альбом пьес для исполнения на клавикорде, фортепьяно и клавесине. Подарок княгине понравился, и в апреле 1785 г. Бортнянский стал официальным обладателем своего первого, хоть и невысокого чина. Дмитрий Степанович получил должность коллежского асессора. В сравнении с армейской службой он приравнивался к чину майора.

Карьера при дворе

В 1786 г. появилось произведение «Празднество сеньора» (Бортнянский). Княжна Мария Федоровна попросила сделать оперу более значимой. В результате Дмитрий Степанович написал музыку к новому либретто. Опера получила название «Сокол», многие мотивы были взяты из «Алкида». Премьера нового произведения прошла в октябре 1786 г. Опера Бортнянского «Сокол» имела огромный успех.

Она отражает виртуозность и мастерство маэстро. Он смог найти сочетание отдельным ариям и балетным вставкам, гармонично связав их, передать вместе с музыкой теплоту, раскрепощенность и эмоциональную выразительность. Произведение «Сокол» стало одним из хрестоматийных. Сначала опера звучала в Гатчинском театре, потом перешла в Павловский. Затем произведение попало почти на все небольшие сцены.

Через год появился новый шедевр Бортнянского «Сын-соперник, или Новая Стратоника». Произведение стало одним из лучших. Потом Дмитрий Степанович начал писать хоровые концерты. В то время это был привычный жанр. Произведения исполнялись в основном на особых церковных службах. Однако часто концерты проходили и на придворных торжествах, во время важных церемоний. Бортнянский Дмитрий смог так изменить хоровые произведения, что они стали новым направлением в музыке.

На протяжении нескольких десятилетий им написано больше 50 концертов. В каждом из них есть элементы народных песен. Ценители европейской музыки с восхищением отзывались о произведениях Бортнянского. Хоры имели дивные мелодичные оттенки, полнозвучные гармонии и отличались свободным расположением голосов.

На руководящей должности в придворной Капелле

С 1796 г. Дмитрий Степанович управлял придворной капеллой. Служба у певчих была нелегкая, и Бортнянский знал это не понаслышке. Он смог постепенно многое изменить в Капелле. Бортнянский решил создать отдельный оплот певчих, которые исполняют произведения без инструментального сопровождения и избавить новый коллектив от участия в спектаклях.

В результате была создана лучшая школа хорового искусства. Певчие не принимали больше участия в театральных постановках. В 1800 г. Капелла стала независимым музыкальным отделением.

В 1801 г. Дмитрий Степанович был назначен директором. Капелла под его руководством разрасталась и стала очень популярной. Бортнянский Дмитрий в качестве педагога был нарасхват и стал непререкаемым музыкальным авторитетом. Его школа стала считаться первоклассной, он готовил множество профессиональных хористов и капельмейстеров.

Одновременно Дмитрий Степанович занимался и собственным искусством, создавая все более привлекательные романсы, инструментальную музыку, камерные произведения и сонаты. Новое столетие Бортнянский встретил на пике своей славы. Произведение «Сын-соперник, или Новая Стратоника» было связано с расцветом Капеллы. Это наиболее значимая музыкальная вещь композитора из всех созданных на французские тексты.

Увлечения Бортнянского

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825 гг.) был разносторонним человеком. Современники называли его симпатичным, строгим на службе и снисходительным к людям. Всю свою жизнь Дмитрий Степанович был предан искусству, и не только музыке.

Он участвовал в литературных вечерах, был отличным знатоком изящных искусств и живописи. Коллекционированием полотен Дмитрий Степанович увлекся еще в Италии. Там же находил время для изучения истории европейских искусств. Именно в Италии Бортнянский начал собирать коллекцию картин, которая потом получила высокую оценку ценителей живописи.

Все собранные полотна Дмитрий Степанович привез на родину. Он любил показывать коллекцию своим гостям. Бортнянскому пришлось участвовать и в оформлении дворцов в Гатчине и Павловске. Он был постоянным консультантом в области архитектуры и живописи. Поэтому оформление зданий – отчасти и его заслуга. Бортнянский Дмитрий выбирал и покупал полотна для Павловского дворца.

В 1804 г. композитор был принят в ряды почетных академиков. Начиная с 90-х гг. он погрузился в создание духовной музыки, особенно хоровых концертов. В них он нередко выходил за строгие церковные рамки. В композициях Бортнянского чувствовалось влияние оперы, маршевые и танцевальные ритмы. Медленные части произведений иногда напоминали городские романсы.

Дмитрий Степанович никогда не состоял в масонских ложах. Однако некоторые его гимны считались приоритетными для тайных обществ. В историю русской культуры вошло также произведение Бортнянского «Певец во стане русских воинов». В этом шедевре Дмитрий Степанович даже превзошел себя, так как получилась застольная хоровая песня. Исполнять ее можно было и в сольном варианте.

Творчество Бортнянского

Творчество Дмитрия Бортнянского невозможно уместить только в одном сборнике. Композитор писал разнообразную музыку. Для придворной Капеллы – духовную, для малого двора – светские композиции. Многие хоровые концерты написаны с явными признаками классического стиля. Произведения в основном 3-х или 4-х частных циклов, не связанных между собой тематически.

Наиболее известные из оперных произведений те, которые Бортнянский создавал в Италии. Эти первые сочинения до сих пор считаются «золотой коллекцией». Инструментальные сборники писались Дмитрием Степановичем уже в 80-х гг.

К сожалению, до наших дней дошло очень мало произведений этого направления. Большинство из этих музыкальных шедевров одночастные. В инструментальных произведениях многие ценители отмечают, что заметны национальные украинские черты.

Личная жизнь композитора

Супругой Бортнянского Дмитрия Степановича была скромная, спокойная Анна Ивановна. У них родился сын, которого они назвали Александром. Когда он вырос – служил поручиком в гвардии. Со временем Александр женился, и у него родились двое детей – дочь Марья и сын, названный в честь деда.

Внук Бортнянского пошел по стопам своего знаменитого родственника. У мальчика был чудесный голос, и Дмитрий Степанович зачислил внука певчим в Капеллу. Жила семья Бортнянского в большом двухэтажном доме, украшенном дубовой резной дверью. У Дмитрия Степановича был свой рабочий кабинет, в котором он любил в задумчивости проводить время вечерами.

К числу близких людей была причислена и Александра Михайловна, 27-летняя девица. Никто, даже она сама, ничего не знала о своих родителях. Еще малолетнюю Александру приютили Дмитрий Степанович с супругой, и с тех пор девочка стала считаться членом семьи. Бортнянские воспитывали ее как собственную дочь.

Последние годы жизни

Придворная капелла оставалась «детищем» Дмитрия Степановича до последних лет жизни. В эти годы он с еще большей педантичностью учил и работал с подопечными, стараясь по максимуму раскрыть их пение.

Все дни Бортнянского были заполнены «под завязку». Домой он ходил пешком, вдоль набережной Мойки, пересекал Сенатскую площадь и сворачивал направо на углу Миллионной улицы. Дойдя до дома, поднимался в свой кабинет, и иной раз долго сидел в задумчивости. Старость брала свое, Дмитрий Степанович в последние годы сильно уставал.

Он много работал над полным изданием своих сочинений. В книги он вложил немало собственных средств, но многие так и не увидел. Дмитрий Степанович успел издать лишь часть хоровых концертов, которые были написаны еще в молодости. Полное собрание его сочинений из десяти томов появилось только в 1882 году, под редакцией Чайковского.

Композитор Дмитрий Бортнянский скончался в Петербурге, 27 сентября (10 октября по новому исчислению) в 1825 году. В этот день он вызвал к себе хор Капеллы. Композитор попросил исполнить один из своих концертов, и тихо умер под любимые звуки музыки.

Дмитрий Степанович был похоронен на Васильевском острове, на Смоленском кладбище. На могиле знаменитого русского композитора был установлен обелиск и памятник. Затем последовал акт вандализма, и в 1953 г. захоронение было перенесено в Александро-Невскую лавру, в Пантеон деятелей культуры.

В память о великом русском композиторе именем Бортнянского было названо училище искусств в Сумах, Черниговский камерный хор и улица в Львове. На родине Дмитрия Степановича, в Глухове, установлен памятник, который вылепил скульптор Коломиец И. А. В 90-х гг. украинская артистка Наталья Свириденко создала Трио имени Бортнянского (сопрано, флейта и клавесин).

Наследие великого композитора

После смерти мужа Анна Ивановна отдала в Капеллу на хранение рукописи сочинений и гравированные нотные доски. Однако все чаще исполнялись его хоровые концерты, а светские сочинения в виде инструментальных и оперных произведений оказались постепенно забыты.

Вспомнили об этой музыке Дмитрия Степановича Бортнянского спустя долгие годы, только в 1901 г., по случаю 150-летия со дня рождения композитора. В Капелле случайно нашлись ранние сочинения, была устроена их выставка. Среди них были такие известные произведения, как «Алкид», «Сокол», Квинт» и другие. Сохранился и клавирный сборник, который посвящался княжне Марии Федоровне.

О светских сочинениях вновь заговорили еще через 50 лет. К этому времени многие произведения композитора оказались навеки утраченными, так как после 1917 г. архив Капеллы был расформирован по разным хранилищам. Часть сборников Бортнянского так и не была найдена. Исчезли и произведения, посвященные княжне Марии Федоровне.

Комментарии