Питание в поездах. Опыт РБЕ
Организация питания на любом виде транспорта - задача не простая. Опираясь на исторический опыт, отзывы пассажиров и собственную практику, группа компаний РБЕ поставляет готовое питание в фирменные и высокоскоростные поезда.
В 1967 году благодаря Джорджу Мортимеру Пулльману миру был представлен первый вагон-ресторан. Он представлял собой умело оборудованный железнодорожный вагон, его предназначение заключалось в обеспечении вкусной, сытной и горячей едой пассажиров в процессе поездки. Утонченная кухня, предлагаемая путешественникам, соответствовала известнейшим ресторанам «Дель Монико», при этом напитки и блюда подавались в посуде из тонкого фарфора, которая позднее стала коллекционной. Все это вместе с постоянно меняющимся живописным пейзажем за окном превращало вагоны-рестораны в элитное место отдыха.
В России услуга по предоставлению питания пассажирам на железнодорожном транспорте появилась в 1837 г., с открытием железнодорожных вокзалов (Царскосельский и Императорский). Публику привлекала отличная французская кухня в ресторанах вокзалов, шикарные интерьеры, великолепное музыкальное сопровождение. Услуги по предоставлению питания в пути следования в России берут свое начало с вагона-столовой, который вошел в состав Императорского поезда. В те времена поездная прислуга обеспечивала пассажирам уют, комфорт, а также аппетит. Поездной персонал, официанты, кондукторы дорожили своей репутацией, так как их труд высоко оплачивался. Посетить вагон-ресторан путешественников приглашал официант с колокольчиком, подбирались исключительно первоклассные повара, а фирменным блюдом в те времена была солянка по-монастырски.
В советское время подобные вагоны относились к различным ведомствам. Первоначально к Министерству путей сообщения, откуда после они передавались Министерству торговли на правах аренды. Эксплуатацией вагонов-ресторанов в министерстве занимался трест «ЖелДорРесторан». С развитием железных дорог система снабжения вагонов-ресторанов была отлажена. На крупных узловых станциях были созданы свои комбинаты питания, базы снабжения поездов и подснабжения. Подобная система постепенно начала разрушаться в 90-х гг. вместе с формированием новых коммерческих структур.
До 1992 года не было услуги гарантированного питания, входящей в стоимость билетов пассажиров вагонов повышенной комфортности. Однако введение подобной услуги позволило бы значительно улучшить сервис и удовольствие пассажиров от поездки. Первые попытки добавления гарантированного питания в стоимость билетов были произведены на Октябрьской железной дороге. Эксперимент удался, и постепенно подобная практика стала распространяться на всех железных дорогах России. К «съедобным наборам» предъявлялись строгие требования, регламентируемые существовавшими санитарными правилами, ГОСТами и ОСТами для предприятий общественного питания и железных дорог. В их состав должны были входить продукты длительного хранения, выдерживающие сложную логистику на поездах. По результатам жесткого отбора в рацион питания входили преимущественно консервированные продукты, способные храниться без охлаждения.
В 1984 году между Москвой и Санкт-Петербургом пустили скоростной поезд ЭР-200. К 2001году он прошел капитальный ремонт и модернизацию. Тогда же был запущен скоростной электрический поезд «Невский Экспресс». Он был спроектирован и построен на Тверском вагоностроительном заводе. Задача, которую поставили при разработке вагона-ресторана, заключалась в следующем: необходимо было предоставлять гарантированное горячее питание каждому из 700 пассажиров поезда. Для этого были необходимы рационы высокой степени готовности, которые надо было только разогреть.
В начале 2000-х годов в Санкт-Петербурге и Москве стали стремительно разрастаться предприятия общественного питания, производившие готовые рационы для торговой сети. Качество производимой продукции было невысоким, новые технологии производства и хранения были недоступны ввиду высокой стоимости технологического оборудования.
В 2005 году руководство ОАО «РЖД» приняло решение о запуске проекта по развитию высокоскоростного движения на территории России. Так началась разработка первого высокоскоростного поезда, который впоследствии назвали «Сапсан». Проектом были предусмотрены несколько видов для обслуживания пассажиров питанием – в салоне вагона-бистро, в вагонах бизнес-класса по авиационной технологии и в вагонах экономического класса при помощи мобильных баров.
На территории депо «Металлострой» в 2007 году была начата модернизация депо для обслуживания поездов «Сапсан» с целью строительства фабрики по производству рационов питания высокой степени готовности. Производство
В будущем уровень сервиса будет отличаться еще больше в зависимости от класса обслуживания. Останется индивидуальное обслуживание в первом и бизнес-классе по системе a la carte. Обслуживать пассажиров будут прошедшие специальное обучение стюарды, хорошо знающие меню, карту вин, со знанием иностранных языков и опытом индивидуального обслуживания. В классах, где питание будет не востребовано, или же пассажиры не смогут его себе позволить, оно будет исключено из стоимости проезда. При этом, по данным опросов, около 15‑20% пассажиров готовы оплачивать питание в поезде. Пассажирам, в чей проезд не включено питание, его можно будет предлагать, но нельзя навязывать. Вне всякого сомнения, большее распространение получит возможность предварительного заказа питания с выбором рациона при покупке электронного билета.
Все больше значения пассажиры будут уделять качеству и безопасности питания как факторам, определяющим состояние здоровья, и компания РБЕ внимательно следит за этими критериями. Предпочтения будут отдаваться блюдам, приготовленным из натуральных продуктов высокого качества без применения консервантов.
В соответствии с последними тенденциями в общественном питании технологии приготовления и хранения пищи будут совершенствоваться, а состав блюд – упрощаться. В моду входит простая, но дорогая качественная натуральная пища, принятая к употреблению в регионах проживания. Специалисты РБЕ следят за
Так что, думаю компания РБЕ развивается в нужном направлении.