Питание в поездах. Опыт РБЕ

Организация питания на любом виде транспорта - задача не простая. Опираясь на исторический опыт, отзывы пассажиров и собственную практику, группа компаний РБЕ поставляет готовое питание в фирменные и высокоскоростные поезда.

В 1967 году благодаря Джорджу Мортимеру Пулльману миру был представлен первый вагон-ресторан. Он представлял собой умело оборудованный железнодорожный вагон, его предназначение заключалось в обеспечении вкусной, сытной и горячей едой пассажиров в процессе поездки. Утонченная кухня, предлагаемая путешественникам, соответствовала известнейшим ресторанам «Дель Монико», при этом напитки и блюда подавались в посуде из тонкого фарфора, которая позднее стала коллекционной. Все это вместе с постоянно меняющимся живописным пейзажем за окном превращало вагоны-рестораны в элитное место отдыха.

В России услуга по предоставлению питания пассажирам на железнодорожном транспорте появилась в 1837 г., с открытием железнодорожных вокзалов (Царскосельский и Императорский). Публику привлекала отличная французская кухня в ресторанах вокзалов, шикарные интерьеры, великолепное музыкальное сопровождение. Услуги по предоставлению питания в пути следования в России берут свое начало с вагона-столовой, который вошел в состав Императорского поезда. В те времена поездная прислуга обеспечивала пассажирам уют, комфорт, а также аппетит. Поездной персонал, официанты, кондукторы дорожили своей репутацией, так как их труд высоко оплачивался. Посетить вагон-ресторан путешественников приглашал официант с колокольчиком, подбирались исключительно первоклассные повара, а фирменным блюдом в те времена была солянка по-монастырски.

В советское время подобные вагоны относились к различным ведомствам. Первоначально к Министерству путей сообщения, откуда после они передавались Министерству торговли на правах аренды. Эксплуатацией вагонов-ресторанов в министерстве занимался трест «ЖелДорРесторан». С развитием железных дорог система снабжения вагонов-ресторанов была отлажена. На крупных узловых станциях были созданы свои комбинаты питания, базы снабжения поездов и подснабжения. Подобная система постепенно начала разрушаться в 90-х гг. вместе с формированием новых коммерческих структур.

До 1992 года не было услуги гарантированного питания, входящей в стоимость билетов пассажиров вагонов повышенной комфортности. Однако введение подобной услуги позволило бы значительно улучшить сервис и удовольствие пассажиров от поездки. Первые попытки добавления гарантированного питания в стоимость билетов были произведены на Октябрьской железной дороге. Эксперимент удался, и постепенно подобная практика стала распространяться на всех железных дорогах России. К «съедобным наборам» предъявлялись строгие требования, регламентируемые существовавшими санитарными правилами, ГОСТами и ОСТами для предприятий общественного питания и железных дорог. В их состав должны были входить продукты длительного хранения, выдерживающие сложную логистику на поездах. По результатам жесткого отбора в рацион питания входили преимущественно консервированные продукты, способные храниться без охлаждения.

В 1984 году между Москвой и Санкт-Петербургом пустили скоростной поезд ЭР-200. К 2001году он прошел капитальный ремонт и модернизацию. Тогда же был запущен скоростной электрический поезд «Невский Экспресс». Он был спроектирован и построен на Тверском вагоностроительном заводе. Задача, которую поставили при разработке вагона-ресторана, заключалась в следующем: необходимо было предоставлять гарантированное горячее питание каждому из 700 пассажиров поезда. Для этого были необходимы рационы высокой степени готовности, которые надо было только разогреть.

В начале 2000-х годов в Санкт-Петербурге и Москве стали стремительно разрастаться предприятия общественного питания, производившие готовые рационы для торговой сети. Качество производимой продукции было невысоким, новые технологии производства и хранения были недоступны ввиду высокой стоимости технологического оборудования.

В 2005 году руководство ОАО «РЖД» приняло решение о запуске проекта по развитию высокоскоростного движения на территории России. Так началась разработка первого высокоскоростного поезда, который впоследствии назвали «Сапсан». Проектом были предусмотрены несколько видов для обслуживания пассажиров питанием – в салоне вагона-бистро, в вагонах бизнес-класса по авиационной технологии и в вагонах экономического класса при помощи мобильных баров.

На территории депо «Металлострой» в 2007 году была начата модернизация депо для обслуживания поездов «Сапсан» с целью строительства фабрики по производству рационов питания высокой степени готовности. Производство «Единая сеть питания», входящее в RBE Group, выпускающее рационы питания высокой степени готовности, стало самым разумным решением возникшей проблемы снабжения поездов гарантированным питанием. Для этого на фабрике использовались самые современные зарубежные технологии, известные как long life fresh food. Лишь единицы во всем мире используют их в своем производстве.

В будущем уровень сервиса будет отличаться еще больше в зависимости от класса обслуживания. Останется индивидуальное обслуживание в первом и бизнес-классе по системе a la carte. Обслуживать пассажиров будут прошедшие специальное обучение стюарды, хорошо знающие меню, карту вин, со знанием иностранных языков и опытом индивидуального обслуживания. В классах, где питание будет не востребовано, или же пассажиры не смогут его себе позволить, оно будет исключено из стоимости проезда. При этом, по данным опросов, около 15‑20% пассажиров готовы оплачивать питание в поезде. Пассажирам, в чей проезд не включено питание, его можно будет предлагать, но нельзя навязывать. Вне всякого сомнения, большее распространение получит возможность предварительного заказа питания с выбором рациона при покупке электронного билета.

Все больше значения пассажиры будут уделять качеству и безопасности питания как факторам, определяющим состояние здоровья, и компания РБЕ внимательно следит за этими критериями. Предпочтения будут отдаваться блюдам, приготовленным из натуральных продуктов высокого качества без применения консервантов.

В соответствии с последними тенденциями в общественном питании технологии приготовления и хранения пищи будут совершенствоваться, а состав блюд – упрощаться. В моду входит простая, но дорогая качественная натуральная пища, принятая к употреблению в регионах проживания. Специалисты РБЕ следят за отзывами клиентов, а также тенденциями и воплощают все это в жизнь.

Комментарии
Я только недавно впервые познала прелести "сапсане". (до этого все чаще предпочитала летать на самолетах) И знаете, сервис ничуть не хуже, чем на самолете, может даже лучше - давно я не ездила с таким комфортом! (обслуживание, еда все на высшем уровне)
Так что, думаю компания РБЕ развивается в нужном направлении.