Профессиональные цели и задачи. Профессиональное достижение целей. Профессиональные цели - примеры

К сожалению, профессиональные цели являются понятием, о котором многие люди имеют искаженное или поверхностное представление. Но стоит иметь в виду, что на самом деле подобная составляющая работы любого специалиста является вещью поистине уникальной.

Профессиональные цели способны привести к необходимым для предприятия и экономики страны результатам, над путями достижений которых ломают голову коллективы целых институтов. Об этом понятии можно говорить много. Однако самое основное, что желательно знать каждому специалисту в своей области, это то, в чем профессиональные цели имеют отличия от других. Каким образом можно определить свои профессиональные интересы? Что предпринять для четкой формулировки профессионального измерения?

Основные отличия

В процессе трудовой деятельности у специалиста могут возникать те или иные цели. Однако далеко не все они имеют отношение к профессиональным. В чем же кроется их отличие? Основные профессиональные цели непременно должны отражать содержание работы человека. Например, специалист может говорить о том, что собирается найти практическое применение имеющимся новейшим разработкам в той или иной области. Или он пытается создать вечный двигатель. А может, работник контролирует качество сборки эксклюзивной модели, являющейся продуктом отечественного автомобилестроения? В любом случае каждому сразу становится ясно, чем занимается этот человек, и в какой сфере экономики работает.

Но цели могут быть и совсем иные. Например, получение Нобелевской премии или занятие руководящей должности в представительстве своей организации в другой стране. Кроме того, к подобным целям может быть отнесено непременное желание повышения своей профессиональной компетентности или занесение в список самых богатых людей на нашей планете. Разумеется, окружающие понимают ваши намерения, но при этом содержание работы специалиста остается для них тайной. Следовательно, эти цели относятся вовсе не к профессиональным, а к личным.

Однако есть и комбинированные варианты. Это может быть, например, желание специалиста занять должность директора, занимающегося производством, для повышения объема продаж, получения больших доходов, завоевания предприятием престижной государственной премии и т.д. В этом случае собеседники вполне способны получить представление о конкретной работе человека и его личных намерениях.

Ошибки при написании резюме

Порой люди, которые являются соискателями на вакантную должность, в графе «Профессиональные цели» указывают на то, что они стремятся:

- заниматься перспективной и интересной работой;
- быть полезными другим людям;
- подняться до уровня лучшего специалиста в своей области;
- добиться карьерного роста;
- получать достойный заработок.

Но все же неясно, в чем заключаются должностные обязанности этих людей. За профессиональной помощью в какой сфере к ним можно обратиться? Для ответа на эти вопросы необходимо обладать сверхъестественными способностями. Только они позволят понять, в чем должна заключаться работа такого специалиста.

Примеры постановки профессиональных целей

Что же следует писать в своем резюме соискателю на должность? Это могут быть профессиональные цели, примеры которых приведены ниже, а именно:

- возведение зданий и сооружений любой сложности от нулевого цикла и «под ключ»;
- обеспечение организаций-заказчиков канцелярской и сувенирной продукцией;
- написание редакционных текстов и статей по заданным тематикам;
- повышение эффективности работ по добыче газа на различных стадиях разработки месторождений и т.д.

А, например, основные профессиональные цели педагога заключаются в воспитании личности, способной в дальнейшем построить свою жизнь таким образом, чтобы стать достойным человеком и гражданином и быть полезным для общества.

Такое описание видения своих обязанностей непременно понравится работодателю. Из общего списка соискателей он выделит человека, который четко ставит перед собой свои профессиональные цели.

Классификация

Какими могут быть профессиональные цели? Они классифицируются на истинные и ложные, полные, а также сокращенные. Рассмотрим их подробнее.

Истинные цели специалиста отражают его профессиональные интересы. Они непременно ориентируются на интересы других людей. Достижение подобных целей помогает коллегам, клиентам, а также специалистам иных сфер деятельности решать свои задачи и проблемы. Именно поэтому считается, что они имеют не только индивидуальное, но и социальное значение, приводя к профессиональному развитию и общественному признанию.

О ложных целях заявляется, но они никогда не могут быть достигнуты. При этом о том, к каким результатам стремится человек, становится понятно очень скоро, что приводит к потере коллег, партнеров и клиентов.

Отличия полных и сокращенных целей состоят в их описании. Так, в объемных вариантах указывается и планируемый результат, и средства, а также методы его достижения. То есть имеет место большая информативность.

Элементы профессиональной цели

Что входит в это понятие? Под профессиональной целью понимается совокупность намерений и интересов специалистов, которые находят свое выражение:

- в задачах и проблемах, над которыми трудится работник;
- в применяемых им методах и средствах;
- в полученных результатах;
- в той группе людей, для которой решение проблемы нужно и важно.

Эти четыре элемента и являются составляющими звеньями профессионального достижения целей.

Заполняя соответствующую графу в резюме, следует рассказать о тех результатах, которых вы хотите достичь в своей деятельности. Однако лучше если этот результат будет четко конкретизирован. А для этого понадобится не только его словесное описание, но и указание конкретных сроков и цифр. Если не сделать этого, то с течением времени даже сам человек не сможет понять, достигнута ли заявленная им профессиональная цель или нет.

Важнейшая составляющая

Как показывает практика, очень редко при постановке профессиональных целей уделяется внимание проблемам, которые могут возникнуть во время работы, а также постановке тех задач, решение которых позволит получить необходимый результат. Это означает, что специалист имеет смутное представление о том, над чем ему предстоит работать. В результате профессиональная цель оказывается безосновательной. При этом используемые при ее достижении методы и средства малоэффективны. Результаты такого труда вряд ли вызовут у кого-либо заинтересованность.

Профессиональные проблемы

Известно, что цели не возникают ниоткуда и не уходят вникуда. Если они являются истинными, то непременно появляются из некогда возникших проблем, требующих своего решения. Конечный итог при этом должен привести к переменам сложившейся ситуации.

Профессиональные задачи

Для того чтобы деятельность специалиста приводила к нужному результату, важно не только определить имеющиеся проблемы. Необходимо также поставить те задачи, решение которых позволит должным образом повлиять на исходную ситуацию.

Для их формулировки понадобится дать ответ на следующие вопросы:

- кому требуется помощь и для кого важен результат труда специалиста, то есть уточнение целевой группы;
- в чем заключается сложившаяся ситуация, то есть уточнение актуальности проблемы;
- какой потребуется профессиональный ресурс;
- уточнение границ профессиональной компетентности специалиста;
- в чем будет состоять потенциальный результат, и в какой степени он способен будет изменить сложившуюся ситуацию;
- из чего должен состоять конкретный план действий.

Каждый из перечисленных выше пунктов позволяет не только уточнить профессиональные проблемы, но и конкретизировать те задачи, над решением которых предстоит работать.

Проблема недостатка профессионального ресурса

Для того чтобы понять, насколько глубоким уровнем знаний для решения различных проблем обладает специалист, понадобится предвидение того, что от него может потребоваться завтра. При этом необходимо будет рассмотреть вопрос о расширении имеющихся знаний. Основные цели профессионального развития будут заключаться в оперативном доборе недостающего мастерства.

Нехватка знаний у специалиста является отдельной проблемой. Причем необходимость в ее решении важна для активной и результативной профессиональной деятельности. Специалист должен всегда держать руку на пульсе, чтобы иметь возможность эффективно изменить проблемную ситуацию.

Задачи профессионального обучения

Получение специалистом квалификации является непростым и длительным процессом. Цели профессионального образования первоначально состоят в том, чтобы дать человеку необходимые трудовые навыки. Полученная им специальность явится не только предпосылкой занятости и получения материального дохода. Цели профессионального образования заключаются еще и в творческой всесторонней реализации личности. Такое обучение должно помочь каждому выбрать для себя ту или иную специальность в соответствии с имеющимися склонностями и возможностями. Кроме того, оно должно воспитать настоящего профессионала. В дальнейшем его деятельность будет приносить пользу обществу.

Начальный этап образования по специальности

Цели профессионального обучения последовательно достигаются на всех его стадиях. Так, первые навыки трудового образования, а также постановка цели происходит еще в стенах школы.

Начальной ступенью системы профессионального образования являются училища. В эти учебные заведения будущие специалисты поступают после окончания школы. Цель профессиональной подготовки в училищах заключена в подготовке квалифицированных рабочих. В последнее время данный этап обучения возможен в учреждениях образования нового типа. Они носят название профессиональных лицеев. Основная цель их деятельности заключается в подготовке рабочих кадров, обладающих высшей квалификацией.

В последнее время в этой системе обучения происходят определенные изменения. Немаловажной целью профессионального образования, которая постепенно выдвигается на первый план, становится освоение учащимися таких специальностей, как дизайнер, эколог и организатор малого бизнеса, которые все больше становятся востребованными обществом.

Среднее профессиональное образование

Это следующий этап подготовки специалистов. Для его осуществления и работает система, дающая среднее специальное образование. На данном, более качественном этапе получения образования обучающимся предоставляется возможность последовательно повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень. Все это позволяет выпускникам подобных заведений быть конкурентоспособными на рынке труда. Кроме традиционных техникумов в настоящее время создаются новые типы таких учреждений. Ими являются колледжи. Их основной целью является обучение людей специальностям, востребованным обществом. И это все согласно принятым в стране государственным стандартам.

В системе СПО производится подготовка специалистов среднего звена, а также удовлетворяется потребность личности в расширении и углублении образования, которое осуществляется либо на базе общего среднего, либо после окончания училища или лицея.

Высшее профессиональное образование

В нашей стране существует концепция непрерывного образования. Для ее воплощения в жизнь существует следующий этап повышения уровня профессиональных знаний – получение высшего образования. Конкретная цель вузов состоит в воспитании квалифицированного, высокообразованного специалиста в выбранной им области народного хозяйства. Выполнение этой задачи осуществляется также с использованием государственных стандартов.

Обучение на работе

Достижение любым человеком своих истинных профессиональных целей невозможно без постоянного и непрерывного обучения, которое заключается в следующем:

- получении новых знаний и навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей;
- поддержании на должной высоте своего профессионального уровня;
- подготовке к подъему по карьерной лестнице;
- поддержании позитивного отношения к своим обязанностям.

При этом профессиональное обучение может быть достигнуто с помощью следующего:

- самообразования;
- дополнительного долгосрочного или краткосрочного обучения;
- наставничества.

Итак, мы рассмотрели цели, задачи профессиональных сфер.

Комментарии