Ажиотаж - это что такое? Значение, синонимы и примеры

Может быть, мало кто задумывается, но мы живем в состоянии постоянного эмоционального бурления, если, конечно, люди погружены в информационный поток. Ажиотаж – это то, что нас окружает каждый день и буквально льется из всех источников информации. Поговорим об этом подробнее сегодня.

Происхождение и значение

Слово пришло к нам из французского языка. Появилось оно в первой половине 19 века. Что такое ажиотаж первоначально? Это биржевая игра.

Легко представить, каким образом слово приобрело то значение, которое у него есть сейчас, а именно:

  1. Искусственно вызванное волнение, возбуждение с целью привлечения внимания к какому-то событию или явлению. Например: «Переход Неймара из "Барселоны" в "ПСЖ" вызвал большой ажиотаж футбольной общественности».
  2. Искусственное, спекулятивное повышение или понижение курса биржевых бумаг или цен на товары с целью извлечения прибыли. Здесь пример приходит на ум довольно легко: любая акция – это есть ажиотаж. Даже в некоторых случаях (у нас это распространено в меньшей степени, а вот в Америке – да) ликвидация магазина – это тоже рекламный ход.

А теперь какой кромешный ад творится на бирже ценных бумаг, во всяком случае, если на это смотрит дилетант, обыватель. Для примера можно вспомнить фильм «Поменяться местами» (1983 г.). Действительно, поведение людей на бирже представляет собой форменный ажиотаж, это даже не обсуждается. Профессионалы своего дела в порыве торговой лихорадки порой впадают в настоящее безумие, фигурально выражаясь.

Синонимы

Аналоги и замены нужны всем словам, чтобы у читателя был выбор, но особенно это актуально для тех определений, которые имеют иноземное происхождение. Хотя справедливости ради надо сказать, что порой слова из славянского источника понять труднее, чем иностранные. Но переходим к делу. Вот список:

  • бум;
  • бурление;
  • возбуждение;
  • горячка;
  • лихорадка;
  • шумиха.

Ажиотаж – это слово, которое все равно, как ни крути, заключает в себе некоторый негативный смысл. С одной стороны, движение есть жизнь, но с другой – в век СМИ почти каждое событие освещается с таким размахом, как будто происходит нечто экстраординарное. Поэтому и все его замены нельзя назвать определениями с положительной окраской. Последние два вообще ассоциируются с болезненностью. И главное - историческое значение объекта исследования сохраняется еще и в том смысле, что шумиха вокруг чего-то, как правило, помогает заинтересованным сторонам зарабатывать деньги, ибо ажиотаж – это реклама прежде всего.

Влияние СМИ

Всем известно, что общественное мнение формируется. Как писал В.О. Пелевин в романе «Generation П»: «В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору». Прежде всего, это касается ажиотажа почти по любому поводу. Разве что теперь общественным мнением управляет скорее Интернет, чем ТВ.

Ажиотаж – что это такое? Это весь тот процесс, который происходит в информационном пространстве: покупка-продажа футболистов, новая мода в Милане или книжные новинки.

Газеты, журналы или просто авторитетные личности в Сети создают спрос на товары и услуги. Естественно, человек должен быть подключен к тому или иному сообществу. Например, когда книга нуждается в раскрутке, то на обложку выносится рецензия какого-нибудь медийного персонажа. В случае если книга содержит ненормативную лексику, то о ней просят высказаться Шнурова, и все – успех обеспечен. Если книга приличная, то обязательно спросят мнение у Дмитрия Быкова, а если он хорошо относится к автору, то, может быть, популярный лектор еще и напишет к произведению предисловие, тогда возбуждение читающей публики обеспечено. Понятно, что мы оперируем штампами, но так нагляднее.

Можно ли избежать информационной горячки?

Тут рецепт очень простой: если человека интересует только то, чем он занят, то никакое общественное возбуждение на него не подействует. Какое отношение имеет к резчику по дереву мода в Милане? Правильно, никакого. Разве что его жена может увлекаться подобного рода новостями просто так, от скуки. Другое дело, когда человек – модельер и зарабатывает на жизнь одеванием знаменитостей, но тут иной уровень, ибо он сам и формирует вкусы людей. Именно модельер говорит потребителю, что модно в этом сезоне.

Вообще, в наши дни фильтрация и ограничение информационного потока – это одна из насущных проблем, которая становится фундаментальной, потому что от шумихи можно легко устать, что отразится как на личной жизни человека, так и на его работе. Поэтому с каждым годом будет все труднее заинтересовать людей чем-либо, а вот пациентов с диагнозом «хроническая усталость» все больше, особенно это характерно для Японии.

Комментарии