323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В обязанности государственной власти входит охрана здоровья населения. Существует закон 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан", в котором закреплены все основные положения, касающиеся проведения политики по поддержке оптимального уровня здоровья среди населения.
О чем закон?
323-ФЗ призван регламентировать отношения, которые возникают в области охраны здоровья каждого гражданина страны. В частности, закон определяет следующие явления:
- экономические, организационные и правовые основы в представленной сфере;
- права и обязанности федеральных и региональных органов власти в области охраны здоровья;
- ответственность инстанций, в обязанности которых входит поддержание оптимального уровня здоровья среди населения;
- функции и полномочия представителей фармацевтики и медицины и т. д.
А что, согласно 323-ФЗ, именуется здоровьем? Это психическое, физическое или социальное состояние человека, при котором отсутствуют какие-либо заболевания или отрицательные биологические процессы. Под охраной здоровья 323-ФЗ понимает ряд экономических, политических и правовых мероприятий, направленных на профилактику, укрепление и сохранение здорового состояния человека.
Принципы охраны здоровья
В главе 2 323-ФЗ устанавливаются основные идеи, принципы и положения, на которых должна базироваться вся представленная система. Вот что здесь стоит выделить:
- строгое соблюдение тайны врача;
- приоритет интересов пациента, охраны здоровья детей, профилактики здоровья и др.
- ответственность государственных органов и местных самоуправленческих инстанций за организацию защиты здоровья граждан;
- доступность и высокое качество врачебной помощи;
- социальная защищенность граждан и т. д.
Естественно, это далеко не все принципы, на которых выстраивается и функционирует система охраны здоровья. Существует также множество негласных положений, не закрепленных методологически.
О полномочиях государства
В статье 14 323-ФЗ чуть более подробно раскрывается один из принципов, там говорится об активной роли государства в представленной сфере. Вот какими полномочиями обладают федеральные и региональные органы власти:
- формирование, введение и реализация единой государственной политики по охране здоровья;
- управление федеральной собственностью;
- организация системы санитарной охраны в России;
- введение информационных систем федерального уровня;
- лицензирование некоторых видов деятельности в представленной области;
- организация оказания российским гражданам качественной медицинской и фармацевтической помощи;
- формирование законного порядка осуществления врачебной деятельности в стране;
- организация и контроль над достоверностью статистических данных;
- обеспечение разработки и введения разного рода научных программ в сфере медицины;
- иные полномочия, соответствующие федеральному закону.
Стоит отметить, что в главе 3 рассматриваемого нормативного акта полномочия государственных органов раскрываются и характеризуются довольно подробно. Более того, все обязанности строго распределены по соответствующим классификациям.
О правах и обязанностях граждан
Не только государство играет важную роль в сфере охраны здоровья населения, задействованы здесь и сами граждане. Но какую роль они играют? Ответ на этот вопрос предоставлен в статье 27 рассматриваемого закона.
Население России должно заботиться о своем здоровье и о здоровье своих близких. Граждане обязаны своевременно проходить медицинские осмотры. Особенно это касается лиц с заразными заболеваниями, представляющими опасность для общества. Согласно закону, лица, находящиеся на лечении, должны соблюдать соответствующий режим и подчиняться законным требованиям врачей.
В статьях 18 и 19 речь идет о правах граждан. В них говорится о праве на помощь в области охраны здоровья. Специалисты в области медицины должны выполнить ряд профессиональных функций для качественного обеспечения профилактики или лечения гражданина.
Об организации охраны здоровья
В статье 29 323-ФЗ "Об охране граждан и их здоровья" говорится о том, как именно должна формироваться и функционировать система здравоохранения. Вот что здесь нужно выделить:
- обеспечение санитарных и эпидемиологических условий для благополучия граждан;
- организация качественного оказания первой врачебной помощи;
- разработка и реализация отдельных мероприятий по профилактике и лечению заболеваний;
- управление деятельностью медицинских учреждений в области здравоохранения.
На федеральном уровне рассматриваемую область составляют следующие органы:
- исполнительные инстанции;
- подведомственные органы из исполнительной ветви власти.
Региональную систему составляют инстанции местного самоуправления и подведомственные им органы.
О проведении врачебной экспертизы
В статье 58 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан" речь идет о довольно важной в области здравоохранения процедуре, которая именуется экспертизой. Согласно закону, это целостное исследование, которое направлено на определение состояние здоровья гражданина. Проводится оно в целях установления способности человека реализовывать тот или иной вид трудовой деятельности. На данный момент на территории Российской Федерации существует несколько основных видов экспертиз. Здесь стоит назвать:
- военную;
- медико-социальную;
- судебно-медицинскую и криминалистическую;
- психиатрическую и некоторые виды экспертных заключений.
Существует также понятие медицинского освидетельствования, речь о котором идет в статье 65. Это совокупность методов врачебного исследования и осмотра, направленных на подтверждение какого-либо состояния человека. По итогу освидетельствования могут наступать определенные юридически значимые последствия. Стоит отметить следующие виды экспертиз:
- психиатрическая;
- на состояние опьянения;
- на проверку наличия медицинских противопоказаний и т. д.
Проводится освидетельствование в медицинских организациях.
О государственном контроле
В статье 85 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" приведены нормы, в соответствии с которыми государство должно реализовывать ряд контрольно-надзорных функций. Здесь стоит обратить внимание:
- на контроль безопасности и качества врачебной и фармацевтической деятельности;
- на государственный контроль над обращением изделий медицинского типа;
- на федеральный санитарно-эпидемиологический контроль.
Реализовывать свои функции надзорного характера государство должно через специальные инстанции и органы.