Есть ли в Нижнем Новгороде метро? Все о нижегородском метрополитене
Наличием такой удобной транспортной системы, как метрополитен, могут похвастаться далеко не все развитые крупные города не только России, но и мира. А вот есть ли в Нижнем Новгороде метро? В нашей стране сегодня покататься на метропоездах получится только в восьми городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Новосибирске, Волгограде (тут, отметим, функционирует особый "метротрам" - комбинация трамвайных линий и метро) и, конечно же, в НиНо.
Характеристика нижегородского метрополитена
Нижегородский (ранее - Горьковский) метрополитен был построен третьим на территории современной России, но десятым на просторах СССР. Сегодня, если судить по количеству станций, он и вовсе занимает почетное третье место после Питера и Москвы.
Есть ли в Нижнем Новгороде метро, мы выяснили. Теперь перечислим наиболее важные факты о нем:
- Метро НиНо состоит из 14 станций (тринадцать мелкого заложения и одна наземная).
- Общая длина путей - 18,8 км.
- Средний пассажиропоток в сутки - 141 тыс. человек.
- Эскалаторы работают на двух станциях - "Московской" и "Горьковской".
- В метро две линии - Сормовско-Мещерская и Автозаводская.
- Характерно вилочное движение поездов - от общей станции часть составов уходит к одному пункту, часть - к другому.
- Метрополитен обслуживает одно депо - ТЧ-1 "Пролетарское".
- Первый участок нижегородского метро ("Московская" - "Пролетарская") был открыт в 1985 году, 20 ноября.
- Стоимость проезда в метро в Нижнем Новгороде - 20 рублей на 2017 год. Не исключено в ближайшем времени повышение до 28 рублей.
История метро Нижнего Новгорода
Рассмотрим основные вехи истории метрополитена Н. Новгорода:
- История метро началась в 1973 г., когда инженеры московского "Метрогипротранса" приступили к разработке его проекта.
- День начала строительства - 17 декабря 1977 года. Именно тогда были вбиты первые сваи в основание будущей станции "Ленинская".
- В 1980 г. утвердили план строительства настоящих двух вместо планируемых трех линий метрополитена.
- 13 июля 1984 г. было ознаменовано несчастным случаем - в котловане "Московской" обрушились стены, и двое рабочих, бывших членами студенческой бригады, погибли. До сих пор некоторые нижегородцы верят в легенду, что души погибших студентов бродят по туннелям метро.
- 20 ноября 1985 года каждый житель города на вопрос: "Есть ли в Нижнем Новгороде метро?" - уже мог дать утвердительный ответ. Был открыт 7,8-километровый участок "Московская" - "Пролетарская", состоящий из шести станций.
- В 1987 году после "Пролетарской" была построена "Автозаводская" ("Северная") и "Комсомольская".
- В 1989 году то же направление увеличилось на два пункта - станции "Кировскую" и "Парк культуры" ("Ждановскую").
- 1993 год ознаменовался началом строительства Сормовско-Мещерского направления - была открыта "Канавинская" и "Бурнаковская".
- Спустя девять лет, в 2002 году, была запущена предпоследняя станция - "Буревестник".
- 2009 год - строительство метромоста через Оку.
- 22 сентября 2012 года нижегородское метро закрыло свои двери для пассажиров ради строительства четырнадцатой станции - надо было кардинально перестроить для этого систему управления.
- 4 ноября 2012 года работа метро Нижнего Новгорода возобновилась с пополнением - станцией "Горьковской", позволившей соединить между собой два берега города.
Теперь перейдем к современности.
Линии и станции метро Нижнего Новгорода
Линий в метро НиНо две:
- "Автозаводская" красного цвета - участок "Горьковская" - "Парк Культуры". В длину - 15,1 км, состоит из 11 станций (открыты в период 1985-2012 гг.). Общая продолжительность пути - 20 минут.
- "Сормовско-Мещерская" синего цвета - участок "Буревестник" - "Московская". Длина - 4 км, состав - 4 станции (построены в период 1993-2002 гг.). Продолжительность общего пути - 5 минут.
Как мы уже говорили, станций метро Нижнего Новгорода 14 - односводчатые и колонные. Пересадочная (кросс-платформенная пересадка - переход не на другую станцию, а на другую сторону платформы) только одна - "Московская". Переход тут можно сделать не только с ветки на ветку, но и на городскую электричку. Есть и станция-призрак - "Ярмарка", строительство которой забросили.
Кратко рассмотрим основные особенности станций:
- Автозаводская линия:
- "Московская" - станция, чье строительство было ознаменовано применением экспериментальных технологий. Располагается неподалеку от Московского вокзала.
- "Чкаловская" - названа в честь легендарного летчика - уроженца города.
- "Ленинская" - самая первая станция.
- "Заречная" - поражает интересным дизайном - кажется, будто вы находитесь в подводном царстве. А рядом - бульвар Заречный и одноименная гостиница.
- "Двигатель революции" - необычное наименование, согласитесь. Рядом расположен одноименный завод.
- "Пролетарская" - самая светлая и малолюдная.
- "Автозаводская" - расположена рядом с Северной проходной автозавода. Оттого первое время и звалась "Северной".
- "Комсомольская" - по первым задумкам должна была иметь название предыдущей.
- "Кировская" - расположенная в центре рабочего квартала, это одна из самых невзрачных станций.
- "Парк культуры" - название дал находящийся неподалеку ПКиО.
- "Горьковская" - открыта на площади Горького. Именно к ней ведет так долго строящийся метромост. Оформлена в духе "Песни о буревестнике". Самая молодая среди собратьев.
- Сормовско-Мещерская линия:
- "Канавинская" - станция солнечного цвета не имеет колонн.
- "Бурнаковская" - кризисный период строительства отразился на мрачном дизайне станции.
- "Буревестник" - претендует на звание самой маленькой станции российского метро. Отличает ее и наземное расположение.
Подвижной состав
Единственное депо "Пролетарское", рассчитанное на 32 состава, служит домом для 27 составов. В каждом - по 4 вагона. Одновременно в работу выходят 10-14 составов. Большая их часть произведена на петербургском "Вагонмаше", часть - на мытищинском "Метровагонмаше".
На линии эксплуатируются "номерные" (не имеющие буквенного обозначения) вагоны типа 81/717/714, а также их модификации - как вновь выпущенные (2002-2013 гг.), так и прошедшие капитальное восстановление на Октябрьском вагоноремонтном заводе. По линиям курсируют также и именные поезда метро Нижнего Новгорода:
- "Пионер" (расцеплен в 2009 г.).
- "Кузьма Минин".
- "71-летие Великой Победы".
- "30 лет нижегородскому метро".
- "ЧМ по футболу-2018".
Проезд и работа метро
Стоимость проезда на сегодня - 20 рублей, однако для школьников, студентов и пенсионеров действует льготный проезд по специально оформляемым картам. Пройти через турникет можно как по жетону, так и по электронному проездному, который универсален для всего транспорта города.
Некоторых приезжих удивляет, что жетоны местного метро имеют круглое отверстие посередине. Сделано оно не случайно: здешние жетончики беспрепятственно принимают турникеты питерского метрополитена. Только проезд в Северной столице стоит существенно дороже, что и способствовало оттоку массы жетонов из НиНо туда. В борьбе с находчивыми гражданами в 2009 году и было введено такое новшество.
Метро открыто ежедневно с 5:15 до 0:10. Интервал движения зависит от станции, часа пик - 2,5-18 минут.
Ближайшие перспективы
Нижегородское метро в ближайшие годы преобразуется следующим образом:
- К ЧМ по футболу в 2018 году планируется открытие станции "Стрелка" Сормовско-Мещерской линии. Строительство было начато в 2015 году, его общий бюджет оценивается в сумму более 13 млрд рублей.
- Далее планируется запуск станции "Оперный театр" вместе с открытием "Сенной" (красная ветка).
- В 2024 году планируется запустить станцию "Волга" (следующую за "Стрелкой" по синей ветке).
Есть ли в Нижнем Новгороде метро? Да, причем немаленькое и медленно, но верно развивающееся. Метрополитен города, конечно, не является альтернативой наземному транспорту, но со строительством метромоста стал довольно популярным у нижегородцев.