Есть ли в Нижнем Новгороде метро? Все о нижегородском метрополитене

Наличием такой удобной транспортной системы, как метрополитен, могут похвастаться далеко не все развитые крупные города не только России, но и мира. А вот есть ли в Нижнем Новгороде метро? В нашей стране сегодня покататься на метропоездах получится только в восьми городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Новосибирске, Волгограде (тут, отметим, функционирует особый "метротрам" - комбинация трамвайных линий и метро) и, конечно же, в НиНо.

Характеристика нижегородского метрополитена

Нижегородский (ранее - Горьковский) метрополитен был построен третьим на территории современной России, но десятым на просторах СССР. Сегодня, если судить по количеству станций, он и вовсе занимает почетное третье место после Питера и Москвы.

Есть ли в Нижнем Новгороде метро, мы выяснили. Теперь перечислим наиболее важные факты о нем:

  • Метро НиНо состоит из 14 станций (тринадцать мелкого заложения и одна наземная).
  • Общая длина путей - 18,8 км.
  • Средний пассажиропоток в сутки - 141 тыс. человек.
  • Эскалаторы работают на двух станциях - "Московской" и "Горьковской".
  • В метро две линии - Сормовско-Мещерская и Автозаводская.
  • Характерно вилочное движение поездов - от общей станции часть составов уходит к одному пункту, часть - к другому.
  • Метрополитен обслуживает одно депо - ТЧ-1 "Пролетарское".
  • Первый участок нижегородского метро ("Московская" - "Пролетарская") был открыт в 1985 году, 20 ноября.
  • Стоимость проезда в метро в Нижнем Новгороде - 20 рублей на 2017 год. Не исключено в ближайшем времени повышение до 28 рублей.

История метро Нижнего Новгорода

Рассмотрим основные вехи истории метрополитена Н. Новгорода:

  • История метро началась в 1973 г., когда инженеры московского "Метрогипротранса" приступили к разработке его проекта.
  • День начала строительства - 17 декабря 1977 года. Именно тогда были вбиты первые сваи в основание будущей станции "Ленинская".
  • В 1980 г. утвердили план строительства настоящих двух вместо планируемых трех линий метрополитена.
  • 13 июля 1984 г. было ознаменовано несчастным случаем - в котловане "Московской" обрушились стены, и двое рабочих, бывших членами студенческой бригады, погибли. До сих пор некоторые нижегородцы верят в легенду, что души погибших студентов бродят по туннелям метро.
  • 20 ноября 1985 года каждый житель города на вопрос: "Есть ли в Нижнем Новгороде метро?" - уже мог дать утвердительный ответ. Был открыт 7,8-километровый участок "Московская" - "Пролетарская", состоящий из шести станций.
  • В 1987 году после "Пролетарской" была построена "Автозаводская" ("Северная") и "Комсомольская".
  • В 1989 году то же направление увеличилось на два пункта - станции "Кировскую" и "Парк культуры" ("Ждановскую").
  • 1993 год ознаменовался началом строительства Сормовско-Мещерского направления - была открыта "Канавинская" и "Бурнаковская".
  • Спустя девять лет, в 2002 году, была запущена предпоследняя станция - "Буревестник".
  • 2009 год - строительство метромоста через Оку.
  • 22 сентября 2012 года нижегородское метро закрыло свои двери для пассажиров ради строительства четырнадцатой станции - надо было кардинально перестроить для этого систему управления.
  • 4 ноября 2012 года работа метро Нижнего Новгорода возобновилась с пополнением - станцией "Горьковской", позволившей соединить между собой два берега города.

Теперь перейдем к современности.

Линии и станции метро Нижнего Новгорода

Линий в метро НиНо две:

  • "Автозаводская" красного цвета - участок "Горьковская" - "Парк Культуры". В длину - 15,1 км, состоит из 11 станций (открыты в период 1985-2012 гг.). Общая продолжительность пути - 20 минут.
  • "Сормовско-Мещерская" синего цвета - участок "Буревестник" - "Московская". Длина - 4 км, состав - 4 станции (построены в период 1993-2002 гг.). Продолжительность общего пути - 5 минут.

Как мы уже говорили, станций метро Нижнего Новгорода 14 - односводчатые и колонные. Пересадочная (кросс-платформенная пересадка - переход не на другую станцию, а на другую сторону платформы) только одна - "Московская". Переход тут можно сделать не только с ветки на ветку, но и на городскую электричку. Есть и станция-призрак - "Ярмарка", строительство которой забросили.

Кратко рассмотрим основные особенности станций:

  • Автозаводская линия:
    • "Московская" - станция, чье строительство было ознаменовано применением экспериментальных технологий. Располагается неподалеку от Московского вокзала.
    • "Чкаловская" - названа в честь легендарного летчика - уроженца города.
    • "Ленинская" - самая первая станция.
    • "Заречная" - поражает интересным дизайном - кажется, будто вы находитесь в подводном царстве. А рядом - бульвар Заречный и одноименная гостиница.
    • "Двигатель революции" - необычное наименование, согласитесь. Рядом расположен одноименный завод.
    • "Пролетарская" - самая светлая и малолюдная.
    • "Автозаводская" - расположена рядом с Северной проходной автозавода. Оттого первое время и звалась "Северной".
    • "Комсомольская" - по первым задумкам должна была иметь название предыдущей.
    • "Кировская" - расположенная в центре рабочего квартала, это одна из самых невзрачных станций.
    • "Парк культуры" - название дал находящийся неподалеку ПКиО.
    • "Горьковская" - открыта на площади Горького. Именно к ней ведет так долго строящийся метромост. Оформлена в духе "Песни о буревестнике". Самая молодая среди собратьев.
  • Сормовско-Мещерская линия:
    • "Канавинская" - станция солнечного цвета не имеет колонн.
    • "Бурнаковская" - кризисный период строительства отразился на мрачном дизайне станции.
    • "Буревестник" - претендует на звание самой маленькой станции российского метро. Отличает ее и наземное расположение.

Подвижной состав

Единственное депо "Пролетарское", рассчитанное на 32 состава, служит домом для 27 составов. В каждом - по 4 вагона. Одновременно в работу выходят 10-14 составов. Большая их часть произведена на петербургском "Вагонмаше", часть - на мытищинском "Метровагонмаше".

На линии эксплуатируются "номерные" (не имеющие буквенного обозначения) вагоны типа 81/717/714, а также их модификации - как вновь выпущенные (2002-2013 гг.), так и прошедшие капитальное восстановление на Октябрьском вагоноремонтном заводе. По линиям курсируют также и именные поезда метро Нижнего Новгорода:

  • "Пионер" (расцеплен в 2009 г.).
  • "Кузьма Минин".
  • "71-летие Великой Победы".
  • "30 лет нижегородскому метро".
  • "ЧМ по футболу-2018".

Проезд и работа метро

Стоимость проезда на сегодня - 20 рублей, однако для школьников, студентов и пенсионеров действует льготный проезд по специально оформляемым картам. Пройти через турникет можно как по жетону, так и по электронному проездному, который универсален для всего транспорта города.

Некоторых приезжих удивляет, что жетоны местного метро имеют круглое отверстие посередине. Сделано оно не случайно: здешние жетончики беспрепятственно принимают турникеты питерского метрополитена. Только проезд в Северной столице стоит существенно дороже, что и способствовало оттоку массы жетонов из НиНо туда. В борьбе с находчивыми гражданами в 2009 году и было введено такое новшество.

Метро открыто ежедневно с 5:15 до 0:10. Интервал движения зависит от станции, часа пик - 2,5-18 минут.

Ближайшие перспективы

Нижегородское метро в ближайшие годы преобразуется следующим образом:

  • К ЧМ по футболу в 2018 году планируется открытие станции "Стрелка" Сормовско-Мещерской линии. Строительство было начато в 2015 году, его общий бюджет оценивается в сумму более 13 млрд рублей.
  • Далее планируется запуск станции "Оперный театр" вместе с открытием "Сенной" (красная ветка).
  • В 2024 году планируется запустить станцию "Волга" (следующую за "Стрелкой" по синей ветке).

Есть ли в Нижнем Новгороде метро? Да, причем немаленькое и медленно, но верно развивающееся. Метрополитен города, конечно, не является альтернативой наземному транспорту, но со строительством метромоста стал довольно популярным у нижегородцев.

Комментарии