Основные способы принятия конституции

Наверное, каждый человек знает о том, что представляет собой Конституция. При этом далеко не все догадываются, как именно принимается основной закон государства. В этой статье будут разобраны основные способы принятия Конституции.

Понятие Конституции

Перед тем как рассказывать про основные способы принятия Конституции, нужно определиться с самим представленным понятием. Наиболее часто встречающееся определение гласит, что Конституцией именуют закрепленную в виде нормативного акта совокупность основных правил и законов. Эта совокупность является самым важным законом на территории какого-либо государства. Именно Конституция определяет политический режим, территориальное устройство и систему правления в стране.

Первая Конституция в том виде, каким люди представляют ее сегодня, была принята в 1787 году законодателями США. Через три года подобные своды появились во Франции и в Царстве Польском. При этом именно основной закон США заложил фундамент для создания аналогичных документов по всему миру. Особенностью Конституции является ее относительно небольшой объем и наивысшая юридическая сила.

Принятие закона на референдуме

Существует немалое количество способов принятия и изменения Конституций. Все возможные варианты можно поделить на две группы: связанные напрямую с властными органами или же появляющиеся в ходе принятия решения непосредственно народом. Формирование и принятие Конституции на референдуме - это явление, которое как раз входит во вторую группу. Именно в этом случае основной закон государства создается источником власти, то есть самим населением государства.

Стоит, однако, отметить, что история не знает хотя бы одного случая, когда народ без какого-либо вмешательства властей создавал основной закон страны. К тому же и сам референдум - это процесс, далеко не полностью отражающий народную волю. С чем это связано? Во-первых, любая Конституция обладает очень сложной и многогранной структурой, а потому ее созданием могут заниматься лишь граждане, обладающие максимально высоким уровнем правовой культуры. Во-вторых, сам процесс референдума определяет отношение не к отдельным частям принимаемого закона, а ко всему акту в целом.

Таким образом, конституционный референдум - весьма своеобразный способ принятия Конституции, хоть и применялся в истории множество раз (Франция 1799 года, европейские государства в XX веке). Несмотря на внешнюю демократичность, остается очевидным тот факт, что сам закон принимается государственными органами, а процедура опроса населения не дает полного понимания об отношении народа к принимаемому документу.

Избирательный корпус

В 1958 году во Франции по указу главы государства Шарля де Голля был разработан специальный комитет, в задачи которого входила реализация двух этапов: это разработка и одобрение основного закона государства. Комитет состоял из 39 членов, большую часть которых составляли представители парламента, а меньшую - лица из правительства. Предварительный проект, разработанный избирательным корпусом, был одобрен остальными органами государственной власти и вскоре был внесен на процедуру одобрения. Таким образом, временно созданная государственная инстанция, в состав которой входили должностные лица из государственных органов, смогла создать основной закон пятой французской республики.

Создание временного государственного органа, имеющего конкретную цель, является весьма распространенным способом принятия Конституции. Франция - далеко не единственное государство, которое разработало основной закон подобным образом. При этом существует и более простой путь, о котором будет рассказано далее.

Принятие Конституции государственными органами

Одним из самых распространенных способов принятия Конституции является созыв отдельных органов внутри государственной системы. В этом случае отсутствует необходимость создавать какие-то отдельные комиссии, в которые могли бы входить представители от разных ветвей власти. В рассматриваемом случае все гораздо проще: внутри законодательной системы власти создается учредительное собрание, которое и реализует ряд процедур по формированию и принятию основного государственного закона. Единственное условие здесь - наличие в органе представительств от самых разных групп населения. Этот принцип отражает демократичность всей системы, которая занимается законотворческим процессом. Где был реализован подобный способ принятия Конституции? Пример страны - Франция 1946 года, где законодательный орган самостоятельно разработал проект закона, после чего вынес его на референдум.

О понятии октроирования

Наверное, самым своеобразным, а потому и самым редким способом и порядком принятия Конституции является октроирование (дарение). Если посмотреть на исторические примеры октроированных конституций, то можно увидеть страны не самые развитые, а порой и вовсе имеющие далеко не демократическое строение власти. Это, например, Иран, Монако, Иордания, Пакистан, Кувейт и некоторые другие государства, получившие столь важный закон в первой половине XX века. Самый же первый случай дарения Конституции народу - Франция 1814 года. Именно тогда французский монарх был вынужден принять закон, значительно ограничивающий его полномочия.

Вопреки распространенному мнению стоит отметить, что октроирование является не "добрым жестом" единоличного правителя, а вынужденной уступкой тем либеральным политическим силам, что выступают за ограничение монаршей власти в том или ином государстве.

Простой способ изменения конституций

Необходимо обратиться и к еще одной довольно актуальной теме - а именно к способам внесения дополнений или изменений в основной закон той или иной страны. Здесь специалисты выделяют одну важную классификацию, в соответствии с которой конституции бывают "гибкими" и "жесткими".

В первом случае все довольно просто: основной закон страны обладает той же силой, что и прочие нормативные акты. Любые изменения здесь могут вноситься без каких-либо сложностей и дополнительных процедур. Не нужно созывать специальные органы, проводить референдумы или формировать особые полномочия законодательной власти. Все, что понадобится для изменения основного закона страны, - это соответствующие требования от представителей органов власти. Простой пример "гибких" конституций - законы Великобритании и Новой Зеландии.

Сложный способ изменения конституции

В большинстве государств существуют "жесткие" конституции. В зависимости от типа властного устройства в той или иной стране, внесение дополнений в основной закон также проходит по-разному. Так, если парламентские выборы должны приниматься простым большинством - 50 % + один голос, то для внесения изменений в Конституцию должна быть установлена особая процедура. Для примера можно взять основной закон США, принятый три века назад.

Можно также выделить и Конституцию Российской Федерации. Так, первые две главы конституции и вовсе считаются "недосягаемыми", а потому не могут рассматриваться парламентом (Федеральным собранием). Единственный вариант внести дополнения в главы 1, 2 и 9 российского основного закона - это принять новый проект Конституции. С остальными главами все несколько проще. В законодательной власти проводится голосование о пересмотре положений и внесении поправок, при котором одобрение будет возможным лишь после получения двух третей положительных голосов. По итогу принимается Федеральный Конституционный закон, который обладает куда большей юридической силой, чем прочие нормативные акты.

О Конституции РФ

Стоит также рассказать о способе принятия Конституции Российской Федерации, а также о том, что вообще представляет собой отечественный основной закон. Так же, как и в случае с конституциями других государств, российский основной закон обладает высшей юридической силой на всей территории страны. В законе регламентируются политический строй, механизмы функционирования действующей власти, судебная система и прокуратура, права человека, а также способ принятия Конституции РФ и ее изменения.

Закон состоит из девяти глав, в которых изложено 137 статей. Есть также преамбула, в которой кратко изложена цель российской Конституции.

История принятия основного закона РФ

Разработка нового конституционного проекта началась еще в 1990 году Съездом народных депутатов. Однако представителям исполнительной и законодательной власти не пришлось по душе высокая продолжительность разработки. Плюс ко всему, многие были не довольны концепцией, по которой вносились множественные изменения в Конституцию 1978 года. В 1993 году по указу главы государства началась конституционная реформа.

Появились два органа внутри законодательной власти - конституционная комиссия и конституционное совещание. Способ принятия Конституции РФ, таким образом, касался только властных инстанций. Чуть позже был проведен всенародный референдум, в ходе которого 58 % голосов было отдано за принятие нового основного закона страны.

Комментарии