Что такое дилемма? Значение, примеры и толкование
Может быть, мало кто знает, что такое дилемма, но всякий сталкивался с ней в жизни. Рассмотрим сегодня значение слова, его происхождение и уясним для себя раз и навсегда его написание, чтобы потом не возникало трудностей.
Греческое происхождение. Математика и правописание
Этим определением мы обязаны греческому языку. Буквальный перевод с греческого означает «двойная лемма». Таким образом, не так уж сложно запомнить, как пишется это слово: с одним «м» или с двумя. Нужно только четко уяснить, что лемма – это в математике вспомогательная теорема, которая не имеет самостоятельной ценности, необходима только затем, чтобы доказать другую теорему. И пишется в этом термине всегда только две буквы «м».
Если информация, приведенная выше, отложится в памяти, то проблем с написанием слова не будет. Иногда очень причудливо тасуется колода, как писал М. А. Булгаков, и знания по математике могут помочь, чтобы человек делал меньше ошибок в русском языке, и у него не возникало вопроса о том, как писать «дилема» или «дилемма».
Значение
Теперь мы вполне готовы для того, чтобы открыть для себя смысл этого замечательного понятия. Воспользуемся толковым словарем, как всегда, ведь у нас нет причин ему не доверять. В нем мы находим два значения:
- Сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего.
- Положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.
В первом значении это определение знают математики и логики, а во втором оно известно более или менее всем образованным людям вне зависимости от конкретной специализации. Поэтому мы будем говорить именно о втором значении.
Когда стало ясно, что такое дилемма, то можно уже обратиться к конкретным примерам и заодно задуматься над довольно интересным вопросом.
Пример житейской дилеммы – выбор вуза
Всем людям в возрасте 17 лет известны мытарства выбора того учебного заведения, где они собираются продолжить свое образование. ЕГЭ, конечно, значительно упростил процедуру поступления: можно сдать один экзамен, а потом рассылать результат в разные вузы страны, а там уж как пойдет. Если повезет – человек попадает в более престижный институт, если фортуна отвернется – в менее, но так или иначе у него будет пристанище на следующие 4 года (бакалавриат) или 5 лет (специалитет). Основная трудность здесь – выбрать. И представим ситуацию размышления как дилемму: куда пойти учиться, стать врачом или искусствоведом? И вот здесь стоит остановиться и сказать, что в такой ситуации дилемма носит ложный характер. И последнее нуждается в пояснении.
Если абитуриенту говорят, что у него только два пути: либо стать доктором, либо специалистом по, предположим, Пикассо, то его вводят в заблуждение. Потому что возможностей у несчастного испуганного вчерашнего школьника значительно больше. Он может стать кем угодно. Здесь нет никакой дилеммы (значение слова, к счастью, пояснять уже не нужно), все преграды только в сознании.
Мы зачастую, к сожалению, не видим и не знаем других возможностей развития событий, кроме двух. Таким образом, река нашей жизни отныне может течь только в двух направлениях, по двум руслам. И эта мысль совершенно ложна и даже в некотором смысле преступна.
Но к счастью, абитуриенты сейчас значительно умнее. Они не дают себя смутить и поймать в капкан подобной дилеммы (что такое это за слово, уже ясно).
Этические дилеммы
Сначала немного занудства. Но его будет совсем чуть-чуть. Надо же разграничить понятия. Итак, этика – это наука о морали и нравственности. Первый термин имеет два толкования: во-первых, как внутренняя характеристика личности, развитости ее нравственных качеств (правдивости, честности, благородства), во-вторых, как совокупность моральных норм, правил, принятых в обществе. По другим данным, мораль – это внешние установления социума, а нравственность – оценка внутреннего мира личности. Иногда под этикой понимают правила и установления определенной социальной группы (этика той или иной профессии, субкультуры) или учения (христианская этика, буддийская этика).
Важнее то, что в живом русском языке подобное разграничение отсутствует. То есть этическую дилемму можно назвать нравственной или моральной, и смысл останется прежним. В сферу этики входят проблемы:
- добра и зла;
- свободы воли;
- смысла жизни и предназначения человека;
- соотношения должного и желаемого.
Конечно, это далеко не все, но для наших задач хватит и этого примерного наброска. Важнее другое: этические дилеммы нельзя назвать ложными. Например, если взять глобальную проблему добра и зла, то нельзя сказать, что человек может быть и на стороне зла, и на стороне добра. Каждый из нас всегда выбирает ту команду, за которую предпочитает играть. И при этом сам человек противоречив, никого нельзя назвать добрым или злым на все сто. У каждого есть сильные и слабые стороны в моральном смысле. Остальные блоки этического знания еще более запутанные, но интересные.
Теория любой науки сложна, но, когда дело касается прикладных задач, туман быстро рассеивается. Что такое дилемма в моральном смысле? Представим ситуацию, которая всем хорошо известна. Парень влюбился в девушку лучшего друга. Но прежде чем решить, как именно поступить, ему необходимо ответить на ряд вопросов таких, как:
- Счастлива ли девушка с другом?
- Любит ли она его?
- Любит ли он ее?
- Есть ли у них будущее?
- Что важнее - возможность любви или крепкая дружба?
Конечно, мало кто способен отвечать на вопросы из списка спокойно и объективно, покуривая трубку. Как правило, все происходит стихийно, и о морали и нравственности никто не думает. Но, в сущности, все это этические вопросы. И заметьте, что предполагают они только два варианта ответа: либо положительный, либо отрицательный, никаких полумер. Конечно, при желании можно и об этой дилемме сказать, что она ложная, но такой поворот событий невозможен и не устроит прежде всего выбирающего субъекта (того самого влюбленного парня), ведь для него девушка – единственная. Нельзя, например, сказать, что девушек много, как специальностей и работ на свете, мол, выбирай на вкус.
Хотелось бы читателю напоследок пожелать, чтобы он не попадал в ситуацию морального выбора, но так как такое развитие событий нереально, мы надеемся только на то, что он не прогадает и сделает правильные выводы, а значит, не совершит ошибки, о которой будет впоследствии жалеть.